ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
г. Бодайбо 12 апреля 2022 г.
Дело № 2-174/2022
Бодайбинский городской суд Иркутской области, в составе: судьи Ермакова Э.С., при секретаре Сычевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Бодайбинского городского поселения к Кириченко Татьяне Викторовне о прекращении права собственности на жилое помещение и признании на него права собственности муниципального образования,
у с т а н о в и л :
Администрация Бодайбинского городского поселения обратилась в Бодайбинский городской суд с указанным исковым заявлением, в котором просит прекратить право собственности Кириченко Татьяны Викторовны на квартиру, общей площадью 41,5 квадратных метра, расположенную по адресу: **, кадастровый *, а так же признать право собственности на это жилье за Бодайбинским муниципальным образованием.
В обоснование заявленных требований истец указал, что жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: **, на основании акта обследования помещений от 8 июня 2015 года *, заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания от 8 июня 2015 года № *, постановлением администрации Бодайбинского городского поселения от 2 июля 015 года *-п признан аварийным и подлежащим сносу.
Собственником квартиры №14 в приведенном многоквартирном доме является Кириченко Татьяна Викторовна.
В рамках программы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на территории Иркутской области» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы, государственной программы Иркутской области от 24 октября 2013 года № 443-пп, на основании постановления Администрации Бодайбинского городского поселения от 20 июня 2017 года № 546-р, Кириченко Татьяне Викторовне на основании ее личного заявления предоставлена социальная выплата взамен изымаемого жилого помещения в сумме * путём перечисления ее на приобретение жилого помещения по адресу: **, - на основании договора купли-продажи квартиры от *** продавцу В.
По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости Кириченко Т.В. зарегистрировала свое право собственности на приобретенное жилое помещение.
Вместе с тем, Кириченко Т.В. до настоящего времени не подала в Управление Росреестра по Иркутской области заявление о прекращении права собственности на жилое помещение по адресу: **. Указанной квартирой ответчик не пользуется с 30 июня 2017 года, в ней не проживает. Жилой дом в настоящее время расселен и отключен от инженерных сетей.
Регистрация перехода права собственности на жилое помещение, признанное непригодным для проживания и подлежащим сносу, необходимо для завершения Администрацией Бодайбинского городского поселения мероприятий сносу жилого дома.
В судебное заседание представитель истца – Плотникова Н.Г., действующая на основании доверенности, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик – Кириченко Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена по известному суду адресу.
Конверт с почтовой корреспонденцией, адресованный ответчику по месту нахождения принадлежащего ей имущества, был возвращен в суд организацией почтовой связи ввиду истечения срока хранения. При этом действующий «Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений», утвержденный приказом ФГУП «Почта России» от 7 марта 2019 года № 98-п, соблюден: отправлению присвоен всероссийский почтовый идентификатор, имело место неудачная попытка вручения отправления, по истечении срока хранения корреспонденции она была возвращена отправителю с соответствующей отметкой, проставленной по установленной форме.
Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства корреспонденцией является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия такого бездействия несет сам совершеннолетний дееспособный гражданин.
Принимая во внимание положения пункта 1 ст. 165.1 ГК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25, извещения, направленные по этому адресу, считаются доставленными, а ответчик – надлежаще извещенным о времени и месте слушания дела.
Суд, с учетом согласия истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства согласно ст. 233 ГПК РФ. При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд исследует доказательства, представленные истцом (ст. ст. 56, 60, 234 ГПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные органом местного самоуправления исковые требования о прекращении права собственности на жилье, о признании на него права муниципальной собственности, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 ст. 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – «ГК РФ») гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (пункт 1 части 1).
Пунктом 3.2 части 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
Согласно части 1 ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Порядок прекращения права собственности на жилое помещение в многоквартирном жилом доме, находящимся на земельном участке, изымаемом для государственных или муниципальных нужд, определен ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 1).
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством (часть 2).
В части 10 указанной статьи предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Частью 8 ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу части 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно разъяснениям, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 ст. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: Иркутская область, г. ** котором расположена **, кадастровый *, принадлежащая на праве собственности Кириченко Татьяне Викторовне *** года рождения, уроженке **, на основании заключения межведомственной комиссии от 8 июня 2015 года *, постановлением Главы Бодайбинского городского поселения от 2 июля 2015 года *-п был признан непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу.
Указанный многоквартирный жилой дом был включен в программу «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на территории Иркутской области» на 2014-2020 годы Государственной программы Иркутской области «Доступное жилье», утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 443-пп.
В адрес ответчиков и других собственников дома администрацией Бодайбинского городского поселения направлено требование о сносе многоквартирного дома, собственниками жилого помещения в котором они являются. Требование исполнено не было.
Выплата выкупной цены подпрограммой «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на территории Иркутской области на 2014-2020», утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 443-пп, не предусмотрена.
Пунктом 26 «Порядка предоставления социальных выплат для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 28 августа 2017 года № 557-пп, было установлено, что социальная выплата истца может быть осуществлена только в пределах средств местного бюджета и субсидии на текущий финансовый год путем перечисления денежных средств на счет продавца или застройщика, открытый в кредитной организации и указанный в договоре купли-продажи жилого помещения или договоре участия в долевом строительстве, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения органом местного самоуправления заявления о перечислении социальной выплаты.
Согласно договору купли-продажи квартиры от 17 июня 2017 года Кириченко Т.В. в лице своего представителя Р., приобрела у продавца – В. в лице её представителя П. квартиру, находящую по адресу: **, за покупную стоимость *.
В связи с этим на основании личного заявления Кириченко Т.В. от 27 июня 2017 года о перечислении социальной выплаты для приобретения жилого помещения взамен признанного аварийным, администрация Бодайбинского городского поселения на основании распоряжения *-р от 30 июня 2017 года «О перечислении социальной выплаты для жилого помещения по договору купли-продажи от 17 июня 2017 года» произведено перечисление 1 456 567 рублей на счет продавца приобретаемого Кириченко Т.В. жилого помещения – В., что подтверждается платежным поручением * от 25 июля 2017 года.
По данным выписки Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 13 января 2022 года на основании договора купли-продажи квартиры от 17 июня 2017 года зарегистрирован переход права собственности на квартиру по адресу: **, к Кириченко Т.В.
Тем самым, стороны: Администрация Бодайбинского городского поселения и Кириченко Т.В. в требуемой законом письменной форме и в соответствии с положениями частей 8 и 10 ст. 32 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», достигли соглашения о предоставлении ответчице социальной выплаты на приобретение другого жилья взамен принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, признанного не пригодным для проживания и подлежащим сносу.
Данные действия имеют предусмотренные приведенными выше нормами правовые последствия в виде приобретения и, соответственно, прекращения права собственности на жилье, признанное непригодным для проживания, что указывает на наличие между сторонами не противоречащей закону сделки по отчуждению собственниками принадлежащей им квартиры на условиях выплаты им возмещения в порядке и размере, предусмотренных Постановлением Правительства Иркутской области от 28 августа 2017 года *-пп, подпрограммой «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на территории Иркутской области на 2014-2020», утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 443-пп.
Данных о нарушении прав собственника при расчете компенсации, предусмотренной пунктом 19 Постановлением Правительства Иркутской области от 28 августа 2017 года № 557-пп, не имеется.
Об этом ответчицей не заявлено, доказательств, подтверждающих наличие таких обстоятельств доказательств, суду не представлено.
Однако, не смотря на исполнение сделки обеими сторонами, переход права собственности в установленные сроки на изымаемое у Кириченко Т.В. жилье к Бодайбинскому муниципальному образованию произведен не был. Соответствующие действия по исполнению принятого на себя обязательства не были произведены Кириченко Т.В. без каких-либо оснований.
Об объективных обстоятельствах, препятствующих совершению ответчицей таких действий, не заявлено и не представлено доказательств их подтверждающих.
Каких-либо обременений ранее занимаемого жилья, признанного непригодным для проживания, в отношении Кириченко Т.В. в Едином государственном реестре прав на недвижимость не зарегистрировано.
Оценивая исследованные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ исходя из их относимости, допустимости, достаточности в их совокупности, суд находит доказанным, что: а) жилое помещение, в котором проживала и обладала на праве собственности Кириченко Т.В., в установленном законом порядке признано непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу, б) органом местного самоуправления с соблюдением предусмотренной частью 10 ст. 32 ЖК РФ процедуры принято решение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд; в) ответчицей был избран способ обеспечения её жилищных прав в соответствии со ст. 32 ЖК РФ – прекращения права собственности на изымаемое жилье с условием предоставления ей социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Иркутской области от 28 августа 2017 года № 557-пп, подпрограммой «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на территории Иркутской области на 2014-2020», утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 443-пп; г) данная социальная выплата была предоставлена на приобретение Кириченко Т.В. жилого помещения, расположенного по адресу: **, по договору купли-продажи от 17 июня 2017 года, и перечислена на счет продавца; д) сделка по отчуждению ранее занимаемого жилья не оспорена, в том числе по нарушению каких-либо прав и законных интересов её участников, третьих лиц, не имеет пороков её формы и содержания, влекущих её ничтожность, не нарушает прав третьих лиц на обеспечение их жильем.
Совокупность приведенных выше обстоятельств дает суду предусмотренные пунктом 3.2 части 2 ст. 235, пунктом 1 ст. 239.2 ГК РФ, частями 1,2,8,9,10 ст. 32 ЖК РФ, основания для прекращения права собственности Кириченко Татьяны Викторовны на квартиру общей площадью 41,50 квадратных метра, расположенную по адресу: **, кадастровый *, а так же для соответствующего признания права собственности Бодайбинского муниципального образования на это жилое помещение.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчицы в доход бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района должна быть взыскана сумма государственной пошлины, от уплаты которой орган местного самоуправления был освобожден, исходя из ставки пошлины по неимущественным требованиям, то есть в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 235 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
1. Исковые требования Администрации Бодайбинского городского поселения к Кириченко Татьяне Викторовне о прекращении права собственности на жилое помещение и признании на него права собственности муниципального образования, удовлетворить.
2. Прекратить зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимость право общей долевой собственности Кириченко Татьяны Викторовны на квартиру общей площадью 41,50 квадратных метра, расположенную по адресу: **, кадастровый *.
3. Признать право собственности Бодайбинского муниципального образования на квартиру общей площадью 41,50 квадратных метра, расположенную по адресу: **, кадастровый *, изымаемую у Кириченко Татьяны Викторовны, в связи с признанием многоквартирного жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу.
4. Взыскать с Кириченко Татьяны Викторовны в доход бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района 300 рублей (Триста рублей) государственной пошлины по иску.
5. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Э.С. Ермаков