дело № 2-2239/14
Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерацииг. Усть-Лабинск 21 ноября 2014 года
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Слесаренко А.Д.,
с участием помощника прокурора Усть-Лабинского района Васильевой М.С.,
представителя заинтересованного лица - администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Ипатова И.В.,
при секретаре Глебовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Усть-Лабинского района об оспаривании бездействия администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района,
у с т а н о в и л :Прокурор Усть-Лабинского района обратился в суд в порядке ст. ст. 45, 254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района, выразившегося в нарушении законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обязании администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района устранить нарушения названного законодательства.
В обоснование заявления указано, что в результате проведенной прокуратурой района проверки установлено, что администрацией Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района в нарушение п.п. 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2013 г.), ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подп. «в» п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841, п. 7, 8, 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 № 547, не организовано и не осуществляется обучение населения Некрасовского сельского поселения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; не проводятся учения и тренировки по гражданской обороне; не организована деятельность учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне: обучение работников администрации и неработающего населения в учебно-консультационном пункте не проводится.
Паспорт безопасности муниципального образования Некрасовское сельское поселение Усть-Лабинского района согласован заместителем начальника ГУ МЧС по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ (далее - Паспорт безопасности).
Однако, в нарушение приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» Паспорт безопасности разработан без учета риска природных чрезвычайных ситуаций, возможных на территории поселения.
Так, согласно п.п. 1, 8.4 раздела I Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района, утвержденного главой Некрасовского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ г., наиболее характерными для Некрасовского сельского поселения являются ветры со скоростью 20-25 м/с, что приводит к поломке деревьев, обрывам проводов; при землетрясениях 6-7 баллов возможно повреждение зданий, трещины на стыках трубопроводов. Однако указанные природные чрезвычайные ситуации и их последствия не учтены в разделе III Паспорта безопасности «Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций».
Постановлением администрации Некрасовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден состав комиссии администрации Некрасовского сельского поселения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Однако не все члены комиссии прошли переподготовку и повышение квалификации в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ и на курсах гражданской обороны в муниципальном образовании.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением администрации Некрасовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями, внесенными постановлением администрации Некрасовского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) утверждена Номенклатура и объем местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Некрасовском сельском поселении Усть-Лабинского района.
Однако администрацией Некрасовского сельского поселения на 2014 год не заключены договоры на поставку материальных ресурсов с учетом требований ст. ст. 80, 81, 82 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и не созданы резервы материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Лабинского района Васильева М.С., с учетом представленных представителем заинтересованного лица документов и доказательств, подтверждающих устранение нарушений законодательства, уточнила заявление и просила обязать администрацию Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу: - провести командно-штабные учения; - разработать Паспорт безопасности муниципального образования Некрасовское сельское поселение Усть-Лабинского района; - организовать направление членов комиссии Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на переподготовку и повышение квалификации в учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ и на курсы гражданской обороны в муниципальном образовании; - создать резервы материальных ресурсов на случай гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с Номенклатурой и объемами местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Некрасовском сельском поселении Усть-Лабинского района.
Представитель заинтересованного лица администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района Ипатов И.В. в судебном заседании с учетом уточненных требований прокурора не возражал в удовлетворении заявления прокурора Усть-Лабинского района.
Суд, выслушав прокурора и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2013 г.) к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу ст. 2 Закона Краснодарского края от 05.11.2014 г. № 3039-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края вопросов местного значения» за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе, пунктами 8, 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, органы местного самоуправления сельских поселений Краснодарского края как до, так и после 1 января 2015 года осуществляют решение вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией.
В соответствии с подп. «в» п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841, органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований: организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; проводят учения и тренировки по гражданской обороне; осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований; создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность или обеспечивают повышение квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию.
Согласно подп. «а» п. 4, подп. «а, б» п. 6 Приложения к Положению об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841, формами обучения в области гражданской обороны являются для работающего населения: проведение занятий по месту работы; для неработающего население (по месту жительства): посещение мероприятий, проводимых по тематике гражданской обороны (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и др.); участие в учениях по гражданской обороне.
В соответствии с пунктами 7, 8, 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок. Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в органах местного самоуправления 1 раз в 3 года. Финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Судом установлено, что администрацией Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района вышеуказанные требования нормативных правовых и иных актов, определяющих полномочия органов местного самоуправления, не исполняются.
Так, администрацией Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района не проводятся учения и тренировки по гражданской обороне (командно-штабные учения).
В соответствии с приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в целях определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций, оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций, оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории органами местного самоуправления осуществляется принятие паспорта безопасности муниципального образования. Значение показателей указываются на момент разработки паспорта и через пять лет.
Паспорт безопасности муниципального образования Некрасовское сельское поселение Усть-Лабинского района согласован заместителем начальника ГУ МЧС по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ (далее - Паспорт безопасности).
Однако, Паспорт безопасности разработан без учета риска природных чрезвычайных ситуаций, возможных на территории поселения.
Так, согласно п.п. 1, 8.4 раздела I Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района, утвержденного главой Некрасовского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ г., наиболее характерными для Некрасовского сельского поселения являются ветры со скоростью 20-25 м/с, что приводит к поломке деревьев, обрывам проводов; при землетрясениях 6-7 баллов возможно повреждение зданий, трещины на стыках трубопроводов.
Однако указанные природные чрезвычайные ситуации и их последствия не учтены в разделе III Паспорта безопасности «Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций».
Постановлением администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями, внесенными постановлением администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района от ДД.ММ.ГГГГ №) утвержден состав комиссии Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (приложение № 2).
Однако в нарушение п. 8 «Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований», утвержденного Приказом МЧС РФ от 19.01.2004 г. № 19, не все члены вышеназванной комиссии Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района прошли переподготовку и повышение квалификации в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ и на курсах гражданской обороны в муниципальном образовании.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Постановлением администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями, внесенными постановлением администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района от ДД.ММ.ГГГГ №) утверждена Номенклатура и объем местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Некрасовском сельском поселении Усть-Лабинского района.
Однако администрацией Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района на 2014 год не заключены договоры на поставку материальных ресурсов в соответствии с требованиями статей 80, 81 и 82 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и не созданы резервы материальных ресурсов на случаи возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Представителем администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района не представлено доказательств того, что нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящее время устранены.
Таким образом, судом установлено, что администрацией Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района не исполняются обязанности, возложенные на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими ее полномочия, чем допускается бездействие.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Непринятие мер к надлежащему исполнению законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера угрожает безопасности, жизни и здоровью граждан, постоянно или временно проживающих либо находящихся на территории Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района, то есть неопределенного круга лиц.
В связи с этим прокурор Усть-Лабинского района обоснованно, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах заявление прокурора об оспаривании бездействия администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Возлагая на заинтересованное лицо обязанность по устранению допущенных нарушений, суд, с учетом характера дела, а также объема действий, которые следует совершить в этих целях, считает необходимым установить для устранения нарушений закона срок шесть месяцев со дня вступления в законную силу данного решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :Заявление прокурора Усть-Лабинского района об оспаривании бездействия администрации Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района, выразившегося в нарушении законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, удовлетворить.
Обязать администрацию Некрасовского сельского поселения <адрес>) в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу данного решения суда:
- провести командно-штабные учения;
- разработать Паспорт безопасности муниципального образования Некрасовское сельское поселение Усть-Лабинского района;
- организовать направление членов комиссии Некрасовского сельского поселения Усть-Лабинского района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на переподготовку и повышение квалификации в учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ и на курсы гражданской обороны в муниципальном образовании;
- создать резервы материальных ресурсов на случаи гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с Номенклатурой и объемами местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Некрасовском сельском поселении Усть-Лабинского района;
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий подпись