Дело № 2-532/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Раевский 19 июля 2022 года
Альшеевский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Аюпова И.Э., при секретаре Ахуновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ойл-Сервис» к Галимову Н.Т. о взыскании суммы задолженности за обучение
установил:
ООО «Ойл-Сервис» обратилось с иском к Галимову Н.Т. о взыскании суммы задолженности за обучение в размере 6 279 рублей, судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В обоснование иска указано, что между истцом и ответчиком был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым ответчик был принят на работу, на должность Машиниста крана манипулятора. В период, когда ответчик состоял в трудовых отношениях с ООО «Ойл-Сервис» он прошел обучение за счет средств работодателя в ЧОУ ДПО УЦ «Наука-Сервис» на общую сумму 7 500 рублей. Трудовые отношения между сторонами прекращены ДД.ММ.ГГГГ. Общая сумма понесенных истцом расходов с учетом фактически отработанного времени составила 6 279 рублей. Произвести удержание задолженности в бесспорном порядке невозможно, поскольку работник в настоящее время уволен. Доказательством размера причиненного действительного ущерба являются: акт № от ДД.ММ.ГГГГ.; протокол № от ДД.ММ.ГГГГ., расчет остаточной стоимости. Стоимость обучения оплачена в полном объеме, что подтверждается платежными документами.
Представитель истца ООО «Ойл-Сервис» в исковом заявлении требования поддержал и просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца. Суд на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Галимов Н.Т. был надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, однако не явился, ходатайств об отложении не заявлял, доказательств уважительности причин неявки не представил. Суд на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик Галимов Н.Т. был принят на работу в ООО «Ойл-Сервис» на должность Машиниста крана манипулятора, что подтверждается трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ.
01.11.2017г. между Частным образовательным учреждением Дополнительного профессионального образования Учебный центр «Наука-Сервис» и ООО «Ойл-Сервис» заключен договор № на оказание платных образовательных услуг (л.д. 9-11).
В соответствии с актом № от ДД.ММ.ГГГГ за выполнение услуг по обучению по курсу «Ежегодный техминимум для водителей АТЦ по ПДД и БД» ООО «Ойл-Сервис» перечислило ЧОУ ДПО УЦ «Наука-Сервис» 82 500 рублей.
В соответствии с протоколом № заседания аттестационной комиссии Частного образовательного учреждения Дополнительного профессионального образования Учебный центр «Наука-Сервис» от ДД.ММ.ГГГГ в числе других работников Галимов Н.Т. прошел проверку знаний специалистов по программе комплексного тренинга: «Защитное вождение», «Вождение в слежных дорожных условиях (включая программу «Безопасное зимнее вождение»), «Безопасное вождение специализированной техники».
Всего за обучение работника Галимова Н.Т. истцом ООО «Ойл-Сервис» перечислено ЧОУ ДПО УЦ «Наука-Сервис» 7 500 рублей, что подтверждается платежными поручениями.
Как следует из приказа №/у от ДД.ММ.ГГГГ прекращены действия по трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. с Галимовым Н.Т., основанием прекращения трудового договора является инициатива работника, п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Согласно материалам дела расходы по обучению за вычетом отработанного Галимовым Н.Т. времени составляют 6 279 рублей.
Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности (абзацы первый и второй статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения в силу положений части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Требования к содержанию трудового договора, перечень обязательных и дополнительных условий трудового договора закреплены в статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 названной нормы в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя.
На основании части 5 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Таким образом, Трудовым кодексом Российской Федерации определено содержание трудового договора путем закрепления в статье 57 названного кодекса перечня обязательных и дополнительных условий, в частности возможности включать в трудовой договор условие об обязанности работника отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного договором срока (часть 4 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации), а также установления дополнительной гарантии для работников, как более слабой стороны, в виде запрета включать в трудовой договор условия, ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование согласуется с принципом свободы трудового договора. Заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Тем самым обеспечивается баланс прав и интересов работника и работодателя: работник повышает профессиональный уровень и приобретает дополнительные преимущества на рынке труда, а работодателю компенсируются затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 498-О).
Суд учитывает, что стороны в трудовом договоре № от ДД.ММ.ГГГГ. предусмотрели дополнительное условие о сроке, в течение которого работник обязуется отработать после обучения, проведенного за счет средств работодателя, а также право работодателя в случае увольнения работника без уважительных причин до истечения установленного трудовым договором срока требовать от работника возмещения затрат, понесенных при направлении его на обучение.
Условие трудового договора, обязывающее работника возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, в случае увольнения без уважительных причин до истечения определенного трудовым договором срока, не снижает уровень гарантий работника по сравнению с установленными трудовым законодательством. Напротив, возможность включения такого условия в трудовой договор прямо предусмотрена частью 4 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, а также следует из положений статьи 249 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающих обязанность работника возместить затраты работодателя на его обучение в случае его увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя.
Учитывая, что ответчик Галимов Н.Т. прошел обучение за счет средств работодателя, установленный срок трудовым договором не отработал, трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя, в связи с чем затраты на обучение соразмерно проработанному времени в размере 6 279 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возмещение с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме 400 руб., должны быть взысканы с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Открытого акционерного общества «Ойл-Сервис» к Галимову Н.Т. о взыскании задолженности за обучение, удовлетворить.
Взыскать с Галимову Н.Т. в пользу Открытого акционерного общества «Ойл-Сервис» задолженность за обучение в сумме 6 279 рублей, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца.
Председательствующий судья: Аюпов И.Э.
Копия верна.
Судья________________