Дело№ 2а-965/2020 (№2а-111152019)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«23» января 2020 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Мироновой Т.В.
при секретаре Николаевой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дмитравцова Александра Николаевича к Управлению Росреестра по Московской области о признании отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости незаконным, обязании внести сведения в ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Дмитравцов А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по МО о признании отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости незаконным, обязании внести сведения как «о ранее учтенном объекте недвижимости» в Единый государственный реестр недвижимости (утвержденный приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943) на земельный участок «для индивидуального жилищного строительства», площадью 1000 кв.м, расположенного в АДРЕС, принадлежащем административному истцу на праве собственности.
В обоснование заявленных требований указано, что Дмитравцову А.Н. на основании Постановления администрации Каринского сельского Совета народных депутатов от 18.08.1993 г. № 749з был предоставлен земельный участок «для индивидуального жилищного строительства», площадью 1000 кв.м, расположенный в АДРЕС. На основании постановления от 18.08.1993 г. административному истцу главой Каринской сельской администрации 28 февраля 1994 г. было выдано свидетельство № о праве собственности на землю. Самого постановления от 18.08.1993 г. у административного истца не сохранилось, получить его в архивных копиях не представилось возможным. Отсутствие данного архивного документа не позволяет административному истцу произвести постановку земельного участка на кадастровый учет. Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, на что было получено уведомление об отказе со ссылкой на п.3 ч.1. ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку в результате правовой экспертизы предоставленных к заявлению документов было выявлено несоответствие свидетельства форме бланка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю..». По мнению административного ответчика, отсутствие копии постановления администрации Каринского сельского Совета народных депутатов от 18.08.1993 г. № 749з, как и другого аналогичного постановления, подтверждающего передачу земельного участка в собственность административного истца за 1993 г., является основанием для отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Такую позицию административный истец считает незаконной, поскольку имеющееся у него свидетельство является правоустанавливающим документом, не требующим дополнительного подтверждения.
Административный истец в судебное заседание не явился, судом извещался, направил представителя, который в судебном заседании требования иска поддержал.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, просил в удовлетворении иска отказать по доводам письменных возражений.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 ст. 69 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон №218-ФЗ) права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Частью 5 ст. 69 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 части 8 ст. 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение.
Как следует из материалов дела, 25.10.2019 года Дмитравцов А.Н. обратился в Управление Росреестра по МО с заявлением № о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости: земельный участок, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС.
К заявлению были приложены документы: нотариально удостоверенная доверенность от 16.10.2019г., свидетельство о праве собственности на землю №, выданное 28.02.1994 года.
30.10.2019 года по результатам проведения правовой экспертизы, на основании пункта 1,3 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ государственным регистратором принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с тем, что свидетельство № от 28.02.1994г., дата выдачи свидетельства, не соответствует форме бланка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения", действовавшего на момент выдачи свидетельства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".
Право собственности граждан и юридических лиц Российской Федерации на земельные участки удостоверялось несколькими видами документов:
1) государственным актом на право собственности на землю (в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РСФСР), форма которого утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей”.
2) Свидетельством о праве собственности на землю (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР"), форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
3) с момента вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" гражданам и юридическим лицам выдавались Свидетельства на право собственности на землю только по форме, утвержденной этим Указом.
При этом государственные акты на право собственности на землю и свидетельства о праве собственности на землю, выданные до вступления в действие Указа N 1767, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со Свидетельством, предусмотренным Указом (пункт 3 Указа N 1767).
В период с 25 апреля 1991 г. по 27 октября 1993 г. акты о предоставлении земельных участков издавались местными Советами народных депутатов, а затем их полномочия стали осуществлять соответствующие местные администрации.
После 27 октября 1993 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. документы, подтверждающие право собственности на земельный участок, выдавались соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству на основании решения местной администрации о предоставлении земельного участка и подлежали регистрации в комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Таким образом, предоставление земельных участков, может быть подтверждено:
постановлениями местных Советов народных депутатов в период с 25 апреля 1991г. по 27 октября 1993 г. и выданными на основании их временными свидетельствами, регистрация которых не предусматривалась;
- постановлениями глав местных администраций, начиная с 27 октября 1993 г., зарегистрированными в земельном комитете либо в учреждениях юстиции по государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, свидетельство о праве собственности на землю № от 28.02.1994 года выдано на основании Постановления администрации Каринского сельского Совета народных депутатов от 18.08.1993 года №
При этом, согласно пояснениям представителя административного истца, само постановление от 18.08.1993 г. не сохранилось, получить его в архивных копиях не представилось возможным.
Свидетельство о праве собственности на землю № от 28.02.1994 года выдано Дмитравцову А.Н. после вступления в силу Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года N 1767. Однако данное свидетельство на право собственности на землю не соответствует установленной, действующей на момент издания, форме, разработанной и утвержденной вышеназванным Указом, поскольку выдано по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Выдача свидетельств о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177, после 29.10.1993 года не соответствует требованиям законодательства.
Кроме того, в нарушение требований п. 9 "Порядка выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю", утвержденного Роскомземом 20.05.1992 года, выданное свидетельство не завизировано представителем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного иска, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для признания отказа административного ответчика во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости незаконным, поскольку представленные истцом документы по форме и содержанию не соответствовали требованиям законодательства, и иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка в установленном порядке, отсутствуют.
В связи с изложенным, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Дмитравцова Александра Николаевича к Управлению Росреестра по Московской области о признании отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости незаконным, обязании внести сведения в ЕГРН – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья Т.В. Миронова