Гр.Дело № 2-4040/2024
УИД 77RS0027-02-2024-009578-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2024 г. адрес
Тверской районный суд адрес в составе
председательствующего судьи Москаленко М.С.,
при ведении протокола помощником судьи фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чернышева Игоря Сергеевича к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Чернышев И.С. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ, в котором просит обязать ответчика выдать ему компенсацию за аннулируемые государственные облигации царской России.
Исковое заявление мотивировано тем, что определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 05.07.1995 Чернышев И.С. признан наследником на денежный вклад и на компенсацию государственных аннулируемых облигаций царской России наследодателем фио и, которые хранились в государственной сберегательной кассе № 86 адрес при отделении Государственного банка. Поскольку данное судебное постановление вступило в законную силу, на основании которого истец признан наследником на компенсацию за аннулируемые государственные облигации царской России, наследодателя Неубилова фио, аннулируемые государственные облигации царской России, на имя фио, которые хранятся в государственной Сберегательной кассе № 86 адрес, при отделении государственного банка, были незаконно изъяты, в связи с чем истцом заявлены требования к Министерству финансов РФ. 03.07.2023 Чернышев И.С. обратился в Аппарат Правительства Российской Федерации о выдаче компенсации за аннулируемые государственные облигации царской России, но обращение было направлено в Минфин России, Банк России, ответ из Министерства финансов Российской Федерации, истцом не получен.
Чернышев И.С. в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменные возражения, в которых в удовлетворении иска просил отказать, указав, что определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 05.07.1995 по делу № 33-832/1995 решение Елецкого городского суда от 29.05.1995 отменено. Заявление Чернышева И.С. об установлении факта принятия наследства оставлено без рассмотрения. Чернышеву И.С. разъяснено право на обращение в суд с иском к Елецкому Сберегательному банку о взыскании денежного вклада.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с Указом Президента СССР от 22.03.1991 г. № УП-1708 «О компенсации населению потерь от обесценения сбережений в связи с единовременным повышением розничных цен» компенсационные выплаты производятся по всем видам имеющихся вкладов исходя из их остатка на 1 марта 1991 года в порядке, определяемом Госбанком СССР и Сберегательным банком СССР.
В силу ст. 2 Закона адрес от 24.10.1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в адрес» индексации подлежат вклады граждан в Сберегательном банке адрес.
Сбережения граждан в Сберегательном банке адрес индексируются банками путем изменения процентных ставок (ст. 6 указанного Закона).
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2297 «О единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка Российской Федерации, имевшим вклады на 1 января 1992 года» установлена обязанность Сберегательного банка Российской Федерации произвести начисление единовременных компенсаций по вкладам граждан Российской Федерации и приравненных к ним лиц в указанном банке в 3-кратном размере их вкладов по состоянию на 1 января 1992 года.
Федеральный закон от 10.05.1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», согласно статьям 1, 2 и 5 которого, государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств (в том числе) на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года; гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации; восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами.
Указом Президента Российской Федерации от 16.05.1996 года № 733 «О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах» постановлено провести с 10 июня 1996 года предварительную компенсацию вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года.
В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 04.08.1997 № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» с 01 января 1998 года произошло укрупнение российской денежной единицы с деноминацией рубля и заменой обращающихся рублей на новые по соотношению сумма в деньгах старого образца на сумма в новых деньгах.
Во исполнение данного Указа Правительство Российской Федерации постановило все выплаты и расчеты по денежным обязательствам, оформленным до 31 декабря 1997 года включительно осуществлять, начиная с 01 января 1998 года исходя из нового масштаба цен (п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 № 1182).
Согласно п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 года № 1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» Центральный банк РФ, исходя из нового масштаба цен произведет пересчет своего баланса на 01 января 1998 года, объявит валютный курс, подготовит до 01 октября 1997 года указания о порядке пересчета остатков средств по счетам балансов кредитных организаций по состоянию на 01 января 1998 года, в том числе остатков вкладов населения и депозитов юридических лиц, исходя из нового масштаба цен, с соответствующими записями по счетам вкладчиков.
При этом кредитные организации на адрес должны обеспечить при первой явке вкладчика после 01 января 1998 года запись в его сберегательной (вкладной) книжке остатка вклада в новых деньгах исходя из нового масштаба цен.
В целях продолжения работы по компенсации вкладов граждан Российской Федерации в Сберегательном банке РФ, начатой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 733 от 16.05.1996 года «О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах» был принят Указ Президента Российской Федерации от 02.12.1997 года № 1269 «Об очередном этапе предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах», которым постановлено провести с 25.12.1997 года предварительную компенсацию вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.05.1995 № 73-Ф3 «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств: на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории адрес; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк адрес) в период до 20 июня 1991 года.
В силу ст. 2 указанного Закона гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации.
Порядок компенсационных выплат по вкладам (взносам) определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12. 2009 № 1092 «О порядке осуществления в 2010 - 2024 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации», которым утверждены Правила осуществления в 2010 - 2024 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Согласно пункту 2 указанных Правил гражданам Российской Федерации по паспортные данные включительно (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) осуществляется выплата компенсации в 3-кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер указанной компенсации уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам.
Из вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что компенсационный выплаты в обеспечение сохранности ценности денежных сбережений производились Сбербанком как исполнителем решений государственных органов, в отношении вкладов, открытых в период до 20 июня 1991 года и в строгом соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации.
Однако, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал следующее (Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 года № 261-О).
«По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», реализация прав и законных интересов отдельных граждан (групп граждан) не должна оказывать чрезмерно негативное влияние на обеспечение бюджетными средствами прав и интересов всех.
Это особенно актуально в условиях недостаточности бюджетных средств для решения многих социальных проблем, связанных с обеспечением таких прав, как право на жизнь и достоинство личности. Поэтому именно и только в форме федерального закона может быть найден баланс между правами и законными интересами лиц, состоящих в имущественных отношениях с государством в качестве кредиторов, и всех иных лиц.
Исходя из того, что законодатель обладает полномочием ограничить права (в том числе имущественные) одних лиц в целях защиты прав и законных интересов других (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), и учитывая, что оспариваемые положения Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» носят именно такой характер».
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года № 1299-О также указано, что 10 мая 1995 года принят Федеральный закон «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», в котором урегулированы отношения по погашению своей части союзного государственного внутреннего долга перед гражданами Российской Федерации, возникшего в период существования СССР на территории адрес (статья 1).
В Определении от 17 ноября 2009 года № 1457-О-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что принятие на себя Российской Федерацией в соответствии с названным Федеральным законом публично-правовых обязательств направлено на реализацию положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, определяющей Россию как социальное государство.
При этом, поскольку ни из положений Конституции Российской Федерации, ни из международных договоров Российской Федерации обязанность государства поддерживать покупательную способность денежных сумм, размещенных в финансовых институтах, не вытекает и принятие решений в данной сфере находится в пределах дискреции федерального законодателя, который, исходя из потребностей сбалансированной защиты частных и публичных интересов, а также с учетом имеющихся у государства реальных финансово-экономических и иных возможностей, вправе установить соответствующие гарантии в определенных пределах, действие данного Федерального закона имеет ограниченный характер не распространяется непосредственно на вклады, хранившиеся в Сберегательных кассах в дореволюционный период.
Материалами дела установлено, что фио является держателем государственных облигаций царской России.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 05.07.1995 Чернышев И.С. признан наследником на денежный вклад и на компенсацию государственных аннулируемых облигаций царской России наследодателем фио
Как указывает истец, фио скончался, после чего Чернышев И.С. обратился в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства, так определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 05.07.1995 Чернышев И.С. признан наследником на денежный вклад и на компенсацию государственных аннулируемых облигаций царской России наследодателем фио
Определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 05.07.1995 по делу № 33-832/1995 решение Елецкого городского суда от 29.05.1995 отменено, заявление фио об установлении факта принятия наследства оставлено без рассмотрения, Чернышеву И.С. разъяснено право на обращение в суд с иском к Елецкому Сберегательному банку о взыскании денежного вклада.
В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований фио, поскольку истцом не представлено доказательств унаследования дореволюционных вкладов, оставшихся после смерти наследодателя фио
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В иске Чернышева Игоря Сергеевича к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через канцелярию Тверского районного суда адрес
Судья М.С. Москаленко
Решение суда в окончательной форме
принято 30.10.2024 г.