Решение по делу № 2а-480/2022 от 13.01.2022

УИД 11RS0008-01-2022-000082-26                 Дело № 2а-480/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Боровской Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске РК 09 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Соколова ФИО7 к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение установленных законодательством условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Соколов Р.В. обратился в суд с указанным административным иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми. Определением суда от 23.03.2022 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.

В обоснование административного иска указано, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Соколов Р.В. содержался в ФКУ СИЗО-2 с нарушениями условий содержания, выразившимися, по мнению истца, в следующем: 1) в камерах отсутствовала приточная вентиляция с механическим побуждением; 2) отсутствовало горячее водоснабжение; 3) санитарная площадь в камерах была менее 4 кв.м.; 4) санитарная площадь прогулочных двориков не соответствовала 6 кв.м. на человека; 5) прачечная СИЗО вещи осужденных не принимает; 6) питьевая вода была непригодна для употребления; 7) питание некачественное, порции маленькие, повышенная норма питания в отношении истца не соблюдалась, посуда грязная. Просил взыскать денежную компенсацию за нарушение условий содержания в сумме 1 500 000 руб.

В судебном заседании административный истец Соколов Р.В., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, участия не принимал, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее, участвуя посредством видеоконференц-связи, на исковых требованиях настаивал, представил письменные возражения на доводы ответчика.

Представитель надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела административных ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, Осташова Ю.Е. в судебном заседании участия не принимала, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве возражала против иска, полагая доводы административного истца необоснованными.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из положений статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

Согласно п.2.1 ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Как установлено судом, Соколов Р.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми г.Сосногорск в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в т.ч. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве обвиняемого, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве осужденного.

В указанный период пребывания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (далее - СИЗО-2) Соколов Р.В. содержался в камерах: №.

По доводам административного иска судом установлено следующее.

Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного кодекса).

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК) задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом N 103-ФЗ от 15.07.1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации; порядок осуществления прав осужденных устанавливается поименованным кодексом, а также иными нормативными правовыми актами; при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (части 2 статьи 10, частей 10 и 11 статьи 12 упомянутого кодекса).

В силу ст. 15 Федерального закона N 103-ФЗ от 15.07.1995 года, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК.

Согласно ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В силу положений части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Приведенные нормы, будучи применены при рассмотрении настоящего административного дела, указывают на соблюдение нормы жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы при пребывании Соколова Р.В. в ФКУ СИЗО-2.

В период пребывания Соколова Р.В. в ФКУ СИЗО-2 он, согласно камерной карточке и иным исследованным доказательствам, содержался в камерах:

1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в камере площадью 30,8 кв.м., максимальное количество содержащихся в ней лиц – от 3 до 7, площадь на 1 лицо при 7-местном размещении за вычетом площади санузла 2,8 кв.м. – 4 кв.м.,

2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в камере площадью 13,7 кв.м., количество содержащихся в ней лиц – 3, площадь на 1 лицо при 3-местном размещении за вычетом площади санузла 1,6 кв.м. - 4,03 кв.м.,

3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в камере площадью 33,1 кв.м., количество содержащихся в ней лиц – от 7 до 8, площадь на 1 лицо за вычетом площади санузла 1,0 кв.м. – 4,01 кв.м.;

4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в качестве осужденного в камере площадью 30,5 кв.м., количество содержащихся в ней лиц – 11, площадь на 1 лицо за вычетом площади санузла 2,0 кв.м. - 2,59 кв.м.

Таким образом, санитарная норма площади камер не менее 4 кв.м. была соблюдена в отношении Соколова Р.В. весь период его содержания в качестве обвиняемого, не менее 2 кв.м. – в качестве осужденного, что свидетельствует об отсутствии нарушений в данной части.

По доводам административного иска в части отсутствия вентиляции в камерах судом установлено, что все камеры, в которых содержался Соколов Р.В., оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Приток воздуха осуществляется через форточку окна. Удаление воздуха предусматривается через вытяжные отверстия. В соответствии с п. 13.8 СП 247.1325800.2016 «Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» приточные и вытяжные вентиляционные отверстия располагаются под потолком и ограждены металлическими решётками.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ГОСТ - 12.4.021-75, ГОСТ - 12.3.018-79, ГОСТ - 12.1.005-88 ежегодно в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми проводится проверка сооружений, где используется приточно-вытяжная вентиляционная система, что подтверждается актами проверки, актами очистки вентиляционных отверстий, воздуховодов вентиляции от ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

По существу доводов о несоблюдении площади прогулочных дворов судом установлено следующее.

Прогулочные дворы в учреждении введены в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, реконструировались в соответствии требованиям СП 15-01 «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России» (утв. приказом №161-дсп от 28.05.2001). Дворы оборудованы навесом с выносом его на 1,5 м. внутрь двора для защиты от атмосферных осадков, скамейками для сидения, с числом посадочных мест равным числу лиц, выводящихся на прогулку, и отводом атмосферных осадков.

Согласно Инструкции по организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства Юстиции РФ от 03 ноября 2005 года № 204 ДСП, прогулочные дворы следует располагать, как правило, на верхних этажах режимных корпусов. На каждого обвиняемого или осужденного, выводимого на прогулку, должно приходиться 2,5 - 3 кв. м прогулочного двора. Минимальный размер прогулочного двора не может быть менее 12 кв.м. Прогулочные дворики ФКУ СИЗО-2 соответствуют вышеуказанной Инструкции.

Согласно представленным ответчиком данным, прогулочные дворы ФКУ СИЗО-2 соответствуют вышеуказанным требованиям Инструкции.

Количество прогулочных дворов в ФКУ СИЗО-2 - 18. Согласно техническому паспорту на прогулочные дворики от ДД.ММ.ГГГГ, расположенные на территории ФКУ СИЗО-2, площадь прогулочных двориков составляет: ,3 кв.м., ,2 кв.м., ,4 кв.м., ,3 кв.м., ,3 кв.м., ,5 кв.м., ,4 кв.м., ,4 кв.м., ,9 кв.м., ,2 кв.м., ,4 кв.м., ,4 кв.м., ,4 кв.м., ,3 кв.м., ,4 кв.м., ,1 кв.м., ,3 кв.м., ,3 кв.м.

Согласно отзыву ответчика, в малые дворы выводятся на прогулку камеры с количеством содержащихся лиц до 5 человек, в большие дворы выводятся на прогулку камеры, где содержится от 6 до 8 человек. Камеры, где содержится 12-14 человек (осужденные), помещаются в два больших двора.

При этом суд учитывает, что несоблюдение требований к площади прогулочных дворов не может являться основанием для взыскания компенсации за нарушение условий содержания, поскольку не является существенным отклонением от требований законодательства.

По доводам о неоказании прачечной СИЗО-2 услуг по стирке личных вещей Соколова Р.В. суд учитывает следующее.

Согласно Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 N 189 (далее - ПВР), администрация СИЗО обеспечивает подозреваемым и обвиняемым, при наличии соответствующих условий, платные услуги, среди которых стирка принадлежащих подозреваемым и обвиняемым одежды и постельного белья. В СИЗО-2 отсутствуют соответствующие условия для обеспечения подозреваемым и обвиняемым платных услуг по стирке принадлежащих им одежды и постельного белья.

В соответствии с п.п. 109, 110 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 N 295) осужденные по своему желанию могут за счет собственных средств пользоваться дополнительными услугами предприятий коммунальнобытового обслуживания, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого находится ИУ. К дополнительным услугам, оказываемым по инициативе осужденных и оплачиваемым за счет их собственных средств, относится, в том числе, химическая чистка одежды.

Таким образом, обязательств СИЗО по стирке личных вещей обвиняемых (осужденных) действующее законодательство не предусматривает.

Нарушений в части обеспечения истца питьевой водой не установлено. Как следует из материалов дела, обеспечение холодной водой в ФКУ СИЗО-2 централизованное и осуществляется от собственной артезианской скважины. Согласно оценке соответствия результатов исследований проб питьевой воды, выполненных ООО «Лабораторный центр «ИКОС», вода в учреждении соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения», что подтверждается представленными результатами исследований проб воды от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

По доводам о нарушениях при организации питания судом установлено, что медицинскими работниками филиала «Медицинская часть № 17» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России было выдано заключение на получение лечебного питания в отношении Соколова Р.В. с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении лечебного питания больным осужденным к лишению свободы, а также подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений и зачислении на питание по повышенным нормам» Соколову Р.В. было назначение лечебное питание с ДД.ММ.ГГГГ (приложение п. «2.А» приказа МЮ РФ от 17.09.2018 № 189).

Соколов Р.В. обеспечивался горячим трехразовым питанием (завтрак, обед, ужин), организованным в строгом соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Замена одних продуктов питания на другие осуществляется в строгом соответствии с приложением № 7 к приказу Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Приготовление пищи организуется в соответствии с меню-требованием. В соответствии с повышенной нормой питания (диетическое питание) Соколову Р.В. выдавались продукты по соответствующим нормам: творог - 50 гр., молоко - 500 мл. (из них 250 мл. молока закладывается на приготовление молочных каш, 250 мл. выдается в натуральном виде на ужин), мясо - 200 гр., сок - 100 мл., масло сливочное - 40 гр., яйцо куриное - 3,5 шт. в неделю.

Дежурный помощник начальника учреждения присутствует при каждой закладке продуктов в котел. До начала раздачи готовой пищи, ее качество проверяется заведующим столовой совместно с медицинским работником. Пробу пищи берут из каждого котла. Результаты оценки качества пищи записывают в книгу учета контроля за качеством приготовления пищи и в бракеражный журнал. Разрешение на выдачу пищи дает дежурный помощник начальника учреждения. Также еженедельно составляется меню-раскладка продуктов питания на каждый день, где указаны нормы каждого выдаваемого продукта. Повара при приготовлении пищи руководствуются нормами, указанными в меню-раскладке. Продукты суточных норм доводятся в виде готовой пищи 3 раза в сутки в полном объеме по утвержденным меню-раскладкам продуктов.

Столовая посуда, после приема пищи подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, очищается от остатков пищи механическим путем, далее загружается в посудомоечную машину с применением специальных моющих средств, после просушивается в опрокинутом виде на металлических стеллажах.

Довод, изложенный в возражениях истца на отзыв ответчика, по поводу ненадлежащего состояния душевых помещений также не нашел своего подтверждения. Согласно справке ОКБИ и ХО в моечном отделении банно-прачечного комплекса установлены 8 душевых леек. Все санитарно-технические приборы в моечном отделении, в период содержания истца в СИЗО-2, находились в исправном состоянии. Санитарное состояние моечного отделения соответствовало нормам СанПиН; не реже трех раз в день проводилась санитарная обработка и дезинфекция стен, пола, сантехнических поверхностей моечного отделения с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Согласно справке канцелярии, журналу учета устных обращений, Соколов Р.В. в адрес администрации с устными и письменными заявлениями, обращениями и жалобами не обращался.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).

Следовательно, на сотрудников уголовно-исполнительной системы, как государственных служащих, распространяются общие положения о презумпции добросовестности в деятельности государственных служащих.

Таким образом, у суда не имеется оснований не доверять представленным в соответствии с положениями приведенной статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствам, в связи с чем нарушений условий содержания Соколова Р.В. в части приведенных доводов судом не установлено.

Одновременно судом установлено нарушение в части отсутствия горячего водоснабжения.

Решением Сосногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность обеспечить горячим водоснабжением: камеры №, карцеры № режимного корпуса , камеры № режимного корпуса , камеры № режимного корпуса , камеры №, камеры специального блока № режимного корпуса , в соответствии с требованиями Свода правил 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016 г. N 245/пр. Решение вступило в законную силу.

В период содержания истца в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми отсутствовало горячее водоснабжение в камерах режимных корпусов, что не оспаривалось стороной административного ответчика, подтверждается отзывом на иск.

В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений обязана выполнять установленные санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016 г. N 245/пр утвержден и введен в действие с 4 июля 2016 года Свод правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом 24.05.2016, имеет номер СП 247.1325800.2016.

Согласно п.1.1 указанного Свода правил, он устанавливает нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).

Положения настоящего свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего свода правил получила положительное заключение государственной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планированию территории, утвержденные до вступления в силу настоящего свода правил (п.1.2).

Пунктом 19.1 СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 («Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).

Согласно п.19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: 1) к умывальникам – в камерах, помещениях медицинской части, в помещениях для хранения уборочного инвентаря, в бытовых комнатах, в уборных для персонала СИЗО и уборных при блоке комнат свиданий, в помещениях фотодактилоскопии, в комнатах чистки оружия, в помещениях аккумуляторной, комнатах для хранения и мытья инвентаря, применяемого для проверки передач, в комнатах обыска сборного отделения, в постирочных; 2) к мойкам (ваннам) – в комнатах мытья и хранения посуды; 3) к душевым сеткам – в душевых и санпропускнике; 4) к поливочным кранам; 5) в зданиям – прачечной, пищеблока, столовой, кухни, городка для содержания служебных собак.

Из положений пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, следует, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением; подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 2 июня 2003 года № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22 октября 2018 года № 217-дсп. Согласно пункту 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

Доводы административного ответчика о том, что следственным изолятором в отношении истца нарушений действующего законодательства не допущено, так как пунктом 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов предусмотрено, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности, судом не принимаются во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и норм международного права.

Наличие горячего водоснабжение в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключение под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.

Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314, следует, что задачей ФСИН является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Поскольку обеспечение помещений СИЗО горячим водоснабжением, являлось и является обязательным, постольку неисполнение исправительным учреждением требований закона влечет нарушение прав административного истца на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности.

Факт отсутствия горячего водоснабжения и водонагревательных приборов в камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, в которых содержался Соколов Р.В., ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми не оспаривался, доказательств обеспечения административного истца горячей водой в соответствии с требованиями пункта 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, то есть ежедневно с учетом потребности, административным ответчиком суду не представлено.

При вынесении настоящего решения суд исходит из установленного факта нарушения прав истца, выразившегося в несоблюдении ответчиком требований о необходимости наличия горячего водоснабжения в умывальниках камер СИЗО, и как следствие создание бытовых условий, не отвечающих требованиям гигиены, санитарии, что, безусловно, нарушило права административного истца и является основанием для взыскания в его пользу денежной компенсации.

Определяя размер денежной компенсации, суд учитывает, что он должен отвечать принципам справедливости и разумности. Разумность компенсации является оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела.

В настоящем деле суд исходит из совокупности обстоятельств, влияющих на формирование такого порога унижения, который свидетельствует о неизбежности умаления человеческого достоинства. Принимая во внимание наличие установленных по делу ненадлежащих условий содержания Соколова Р.В. в СИЗО-2, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца (около 8 месяцев) и значимость их последствий для него, суд считает необходимым взыскать денежную компенсацию в размере 8 000 рублей, находя определенную к взысканию сумму компенсации соотносимой с такими особенностями обнаруженных нарушений, как их характер, продолжительность, последствия и ущерб, обоснованной и справедливой, а также способствующей восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания прав административного истца.

В силу положений ст. 1071, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп.1 п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. 6 п. 7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, денежная компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации, поскольку именно ФСИН России является органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республики Коми, выразившееся в ненадлежащих условиях содержания Соколова ФИО8.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Соколова ФИО10 компенсацию за ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республики Коми в размере 8 000 руб.

В остальной части административные исковые требования Соколова ФИО9 к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республики Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России оставить без удовлетворения.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 июня 2022 г.

Судья                                         О.Н.Судовская

Верно                                        О.Н.Судовская

2а-480/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Соколов Руслан Валерьевич
Ответчики
ФКУ СИЗО 2 УФСИН России
УФСИН России по Республике Коми
ФСИН России
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Судовская О.Н.
Дело на странице суда
sosnsud.komi.sudrf.ru
13.01.2022Регистрация административного искового заявления
14.01.2022Передача материалов судье
17.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2022Судебное заседание
12.05.2022Судебное заседание
18.05.2022Судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
23.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2022Дело оформлено
05.08.2022Дело передано в архив
09.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее