Дело № 2-2045/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кызыл 17 августа 2016 года
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего Анчи Н.М., при секретаре Шыырап М.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению СБС к Министерству внутренних дел по <адрес>, Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по <адрес>» о признании незаконными действий по отключению от электроснабжения жилого помещения, обязании восстановить подачу электроэнергии,
установил:
Истец СБС обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании незаконными действий по отключению от электроснабжения жилого помещения, обязании восстановить подачу электроэнергии, указав, что с 1998 года проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое предоставлено ответчиком. Жилое помещение обеспечивается электроэнергией за счет трансформатора ТП №, собственником которого является ответчик. Ответчик заключил договор пользования электроэнергией. ДД.ММ.ГГГГ подача электрической энергии через ТП-116 прекращено. По факту отсутствия электроэнергии обращался к ответчику как собственнику жилых помещении, в прокуратуру Российской Федерации и <адрес>, в мэрию <адрес>, однако до настоящего времени электроснабжение не восстановлено.
Просит признать незаконным действия МВД по <адрес> по отключению электроснабжения жилого помещения № <адрес>), обязать МВД по <адрес> возобновить подачу электроэнергии в жилое помещение № <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве соответчика привлечено ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по <адрес>».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО «Тываэнергосбыт».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Мэрия <адрес>.
В судебное заседание истец СБС. не явился, просил рассмотреть дело без его участия, иск поддерживает.
Представитель ответчика Министерства внутренних дел по <адрес> ОСТ действующая по доверенности, иск не признала, возражала против иска, пояснив, что трансформаторная подстанция и помещение, где проживают граждане, принадлежит МВД по Республики Тыва, отключения со стороны МВД по <адрес> не было, был поврежден кабель. На восстановлении кабеля необходимы денежные средства, которых у ответчика не имеется. Помещение, где проживает истец без законных оснований, не используется МВД по <адрес>, кроме этого истцом не оплачивались коммунальные платежи по электроснабжению.
Представитель ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по <адрес>» в судебное заседание не явился, был извещен.
Представитель третьего лица ОАО «Тываэнергосбыт» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица мэрии <адрес> в судебном заседании КЧД действующая по доверенности, указав, что обязанность должна быть возложена на МВД по РТ, так как оно является собственником помещения, в котором живет истец.
Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 542, пункта 1 статьи 547 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15).
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст.543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Абзацем 1 п. 2 ст. 546 ГК РФ предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Согласно п. 3 ст. 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Согласно письму «Роспотребнадзора» от 06.06.2005 N0100/4265-05-32 "О правовых основаниях возмещения вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков товара, работы или услуги" в контексте соответствующих положений п. 3 ст. 541, п. п. 2,3 ст. 546 ГК РФ и п.1.4 Правил предоставления коммунальных услуг единственным основанием для перерыва (прекращения, ограничения) в подаче гражданам указанных энергоресурсов могут служить необходимость проведения плановых или неотложных работ в системе энергообеспечения, а также стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, не зависящие от исполнителя и ресурсоснабжающих предприятий (в частности, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом).
При этом любой исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан в соответствии с п. п.5.2.4,5.2.6 Правил предоставления коммунальных услуг принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества этих услуг, повышать их потребительские свойства и не допускать нарушений технологических процессов в ходе их оказания (обеспечивая таким образом строгое соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N170, и ГОСТ Р 51617 - 2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия").
В соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 26 ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты.
Согласно п. 5, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно п. 33 названных Правил, перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным уполномоченным органом по технологическому энергетическому надзору неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее, чем за 24 часа до введения указанных мер.
Пункт 43 Правил регламентирует, что при присоединении к электрической сети, в том числе опосредованном, и заключении договора за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах присоединенной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям.
Таким образом, из приведенных норм следует, что одностороннее прекращение подачи электроэнергии возможно только в случаях и порядке прямо предусмотренных законом. При этом прекращать и ограничивать подачу электроэнергии вправе только энергоснабжающая организация (гарантирующий поставщик).
Из распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ за №, следует, что за Автохозяйством Министерства внутренних дел по <адрес> на праве оперативного управления закреплено и передано здание аккумуляторной, литер А, общей площадью 133,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, МВД по <адрес> на праве оперативного управления имеет контрольно-технический пункт, назначение : нежилое, 1-этажное, общая площадь 133,9 кв.м., лит.А, по адресу: <адрес> (запись в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №).
Из Выписки из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что трансформаторная подстанция, расположенная по адресу: <адрес>, № на праве оперативного управления находится у Министерства внутренних дел по <адрес> на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Территориальным управлением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по <адрес>, передаточного акта № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что за Министерства внутренних дел по <адрес> на праве оперативного управления закреплено и передано трансформаторная подстанция, литер В, общей площадью 34,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, МВД по <адрес> на праве оперативного управления имеет трансформаторную подстанцию, общей площадью 34,2, назначение – трансформаторная подстанция по адресу: <адрес> (запись в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №).
Из Выписки из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что контрольно-технический пункт, назначение нежилое, общей площадью 133,9000 кв.м., литер А по адресу: <адрес> на праве оперативного управления относится к Министерству внутренних дел по <адрес> инвентарной карточки учета основных средств от ДД.ММ.ГГГГ №, передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжения о закреплении государственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно справке о присвоении адреса объектам недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, трансформаторной подстанции по <адрес> присвоен новый почтовый адрес <адрес>, зданию контрольно-технического пункта по <адрес>, № – <адрес>.
Таким образом, на основании представленных документов и решения Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что указанное здание по адресу: <адрес> является нежилым зданием, находящимся на праве оперативного управления МВД по <адрес>.
Истцом представлен договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между МВД Республики Тыва в лице министра МВД РТ АСП и СБС предметом которого является режим потребления электроэнергии и мощности присоединения электроустановок и порядок расчетов.
По содержания иска следует, что истец оплату за электроэнергию производил в МВД по <адрес>, что подтверждается представленными квитанциями.
Помещение, где проживает истец ранее имела адресный ориентир – <адрес>, помещение №, в настоящее время <адрес>, помещение №.
Таким образом, установлено, что в указанное здание, принадлежащее МВД по <адрес>, был заселен истец, с которым должностными лицами МВД по <адрес> были заключены договор аренды и договор об оплате электроэнергии.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска Министерства внутренних дел по <адрес> к СБС, БАА, СЮБ, СВБ об истребовании имущества из незаконного чужого незаконного владения отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В соответствии со ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исходя из решения суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в указанное здание, переданное на праве оперативного управления Автохозяйству МВД по Республики Тыва, последним были заселены ответчики, с которыми должностными лицами МВД по РТ были заключены договор аренды и об оплате электроэнергии.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законодателем определено действие норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма на указанные жилые помещения, что направлено на реализацию положений, закрепленных в статье 40 Конституции Российской Федерации.
Ответчики имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, так как не имеют другого жилья ни на праве собственности, ни по договорам найма, а в спорном помещении проживают с 1998 года.
Поэтому проживающие в данном помещении жители, вселенные представителем владеющего на праве оперативного управления имущества для постоянного проживания, фактически могут быть выселены только по основаниям, предусмотренным для выселения Жилищным кодексом РФ.
Доводы представителей ответчика о том, что истец проживает без законных оснований, оплату за электроэнергию не вносил, с жильцами договоры, в том числе на оказание коммунальных услуг, а также на подачу электрической энергии МВД по <адрес> не заключало, опровергаются представленными и исследованными в суде документами, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, а также квитанциями об оплате за электроэнергию, оплаченные истцом в МВД по <адрес>, истец проживает в указанном помещении с ведома МВД по <адрес>, нуждается в улучшении жилищных условий и может быть выселен только с предоставлением другого помещения.
Из заключения Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва по обследованию объекта жилого помещения № <адрес> Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, техническое состояние системы здание – основанием – инженерное оборудование» удовлетворительное, дальнейшая эксплуатация является безопасной.
Согласно сообщению и.о. начальника ФКУ «ЦХиСО МВД по <адрес>» ООО от ДД.ММ.ГГГГ начальнику правового отделения МВД по РТ, в мае 2013 года жители домов 2 «а», 54, 52 по <адрес> Республики Тыва (военный городок) обратились в МВД по <адрес> по факту отсутствия электрической энергии. ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по <адрес>» обращалось в ОАО «Тываэнерго» с заявкой о предоставлении электротехнической лаборатории для определения места повреждения кабельной линии 0,4 кВ. и дальнейшего устранения повреждения. Проведенными испытаниями сотрудниками ОАО «Тываэнерго» было установлено (протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что кабель не пригоден к эксплуатации. Ориентировочная стоимость строительства новой наземной линии электропередачи для замены старой (подземной) составит 800 000-900000 рублей. Денежные средства на обслуживание и ремонт данной линии электропередачи в бюджете МВД по РТ не заложены, и строительство его не целесообразно. Поскольку на протяжении нескольких лет оплата жителями домов за потребленную электроэнергию не осуществлялось, МВД по РТ нанесен значительный материальный ущерб.
Из представленных суду документов, не следует, что МВД по <адрес> с 2013 года принимались меры по заложению денежных средств на обслуживание и строительство линии электропередачи для нужд МВД по <адрес>, а также не представлены доказательств того, что МВД по РТ обращалось в судебном порядке о нанесении ему ущерба в связи с неоплатой жителями за потребленную электроэнергию на протяжении нескольких лет.
Из исследованных документов, видно, что с ДД.ММ.ГГГГ в помещении № по адресу: <адрес>), где проживает истец прекращена подача электроэнергии в связи с повреждением кабеля. Тем самым доводы иска о том, что МВД по <адрес> незаконно отключило электроснабжение помещения, где проживает истец, не подтвердились. Вместе с тем, имеется длительное бездействие со стороны МВД по <адрес>, как собственника на праве оперативного управления трансформаторной подстанции с марта 2013 года по настоящее время, по возобновлению подачи электроснабжения в указанное помещение.
Поскольку в суде установлено, что истец со своей семьей проживает законно в указанном помещении, которое принадлежит на праве оперативного управления МВД по <адрес>, и истцу обеспечивалась подача электроснабжения, через трансформаторную подстанцию, принадлежащую МВД по <адрес>, которая опосредованно присоединена к электрическим сетям сетевой организации ОАО «Тываэнерго», следовательно, ответчик МВД по <адрес> в силу требований абз. 3 п. 4 ст. 26 ФЗ "Об электроэнергетике", согласно п.5., 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг не вправе препятствовать перетоку через его объекты электрической энергии для снабжения помещения, где проживает истец.
Учитывая изложенное, исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению, на МВД по <адрес> поскольку в его ведении находится трансформаторная подстанция и помещение, где проживет истец, следует возложить обязанность восстановить подачу электроснабжения в помещении, где проживает СБС по адресу: <адрес>).
Между тем, не подлежат удовлетворению требования к ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по <адрес>», так как данный ответчик в силу устава производит по заданию МВД по <адрес> хозяйственное и сервисное обеспечение.
При этом суд полагает установить, с учетом объема работ, двухмесячный срок для исполнения решения суда, для восстановления подачи электроснабжения в помещении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление СБС к Министерству внутренних дел по <адрес>, Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по <адрес>» о признании незаконными действий по отключению от электроснабжения жилого помещения, обязании восстановить подачу электроэнергии удовлетворить частично.
Обязать Министерство внутренних дел по <адрес> восстановить подачу электроснабжения в помещение, где проживает СБС по адресу: <адрес>), закрепленное на праве оперативного управления за Министерством внутренних дел по <адрес> в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней).
Председательствующий Н.М. Анчи