Решение по делу № 2а-443/2021 от 02.12.2020

Дело а-443/2021 (37RS0-44)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2021 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Козиной Ю.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Абхадеевой Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хашеми Хамаюн к Управлению министерства внутренних дел России по Ивановской области, врио начальника Управления министерства внутренних дел России по Ивановской области Пронину В.А. о признании решения незаконным,

установил:

Хашеми Хамаюн обратился в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по Ивановской области о признании незаконным решения о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что 09.11.2020 административным ответчиком принято оспариваемое решение, уведомление о принятом решении получено Хашеми Хамаюн 24.11.2020.

Оспариваемое решение административный истец считает формальным, вынесенным без определения и оценки обстоятельств, имеющих существенное значение.

В том числе, государственным органом не учтено, что Хашеми Хамаюн является законопослушным гражданином, не имеет намерения нарушать действующее законодательство Российской Федерации, выехать в страну преимущественного проживания не имеет возможности по причинам угрозы жизни и здоровью в месте постоянного жительства, принимает предусмотренные законом меры для легализации своего правового статуса.

Определением суда от 17.12.2020 в качестве административного соответчика привлечен врио начальника УМВД России по Ивановской области Пронин В.А.

В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени судебного заседания извещены в порядке гл.9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

До объявления перерыва в судебном заседании с 19.01.2020 по 27.01.2020 представитель административного истца Лазутин Г.В. в качестве дополнительного довода указал на нарушение процедуры государственным органом принятия решения по мотиву не выдачи административному истцу направления на прохождение медицинского освидетельствования.

От УМВД России по Ивановской области поступил письменный отзыв на административное исковое заявление, а также дополнительные письменные пояснения относительно отсутствия оснований для выдачи административному истцу направления на медицинское освидетельствование.

Выслушав представителя административного истца, участвовавшего в судебном заседании до объявления перерыва, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, каждый, чьи права и свободы,признанныев настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.4 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту решения – КАС РФ) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании ч. 1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом при рассмотрении административного дела установлено, что Хашеми Хамаюн, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Республики Афганистан, имеет среднее образование, окончил 12 классов, в Афганистане проживают мать, брат и сестра.

В Российскую Федерацию прибыл в 2009г. по причине сложной политической и экономической ситуации в стране гражданской принадлежности. Возвращаться в Афганистан не желает, поскольку в Российской Федерации проживают супруга и ребенок.

Порядок предоставления временного убежища определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 №274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания на территории Российской Федерации.

В силу п.7 данного Постановления, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

В соответствии с положениями ст.1 ФЗ от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах», беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В соответствии с положениями ст.12 ФЗ «О беженцах», временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

- имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

- не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим ФЗ, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Органом миграции в соответствии с требованиями ФЗ «О беженцах», было проведено собеседование с административным истцом, исследованы его политические и религиозные убеждения, национальная, расовая принадлежность, принадлежность к социальным группам, проанализированы доводы, изложенные в ходатайстве о предоставлении временного убежища.

При анкетировании, проведенном сотрудниками миграционного органа, Хашеми Хамаюн указал, что респ. Афганистан он покинул в 2009г. в связи с военными действиями, а также по причине отсутствия работы в Афганистане. В Москву приехал по приглашению друга. В Российской Федерации на момент проведения опроса проживают супруга и сын административного истца. Уезжать в респ. Афганистан не желает, поскольку там идут военные действия. В респ. Афганистан проживают родственники, жизнь и здоровье которых находятся под угрозой в связи с проведением военных действий, однако уехать у них нет возможности. Каких-либо конкретных угроз в адрес родственников, самого административного истца не поступало. У родственников имеется магазин, а также земельный участок, на котором выращиваются для продажи овощи. Состояние здоровья не беспокоит, здоров.

По своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 12 ФЗ «О беженцах», является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации (пункт 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации № 1317-О-П от 30.09.2010). Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации № 1317-О-П отсутствие в ФЗ «О беженцах», а также конкретизирующем его постановлении Правительства Российской Федерации исчерпывающего перечня обстоятельств, относящихся к гуманным побуждениям, достаточным для предоставления лицу временного убежища, не означает, однако, наличия у правоприменителя неограниченной свободы усмотрения при разрешении вопроса о предоставлении временного убежища, - принятие такого решения должно осуществляться с учетом правовой природы и предназначения института временного убежища, а также конституционного принципа признания прав и свобод человека высшей ценностью (ст.2 Конституции Российской Федерации).

Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории.

Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание).

Оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что действия административного истца по получению временного убежища, по сути, направлены на легализацию своего пребывания на территории Российской Федерации, что противоречит самому понятию и смыслу временного убежища, определенному в Федеральном законе «О беженцах», и фактически является злоупотреблением предоставленными ему правами.

На основании вышеизложенного, в совокупности, суд полагает, что УМВД России по Ивановской области при рассмотрении заявления Хашеми Хамаюн осуществил всестороннее изучение и полную оценку, сообщенных административным истцом обстоятельств, которые, по его мнению, свидетельствуют о наличии гуманных причин, требующих временного пребывания на территории Российской Федерации, с указанием использованных источников. При этом, суд также, принимает во внимание то, что предоставление иностранному гражданину временного убежища является правом, а не обязанностью соответствующего органа.

Анализируя изложенные административным истцом обстоятельства применительно к принятому решению, суд отмечает, что причиной обращения к административному ответчику с заявлением о предоставлении убежища, по сути, является желание Хашеми Хамаюн проживать в Российской Федерации, где проживают супруга и сын.

Доказательств того, что Хашеми Хамаюн подвергнется преследованию, негуманному обращению по каким-либо признакам в случае возвращения в страну гражданской принадлежности не представлено, в политических, религиозных либо иных общественных организациях административный истец не состоит, политической, общественной деятельностью не занимается.

Сама по себе нестабильная ситуация в респ.Афганистан в целом не является основанием для предоставления лицу убежища. Данное обстоятельство также подтверждается позицией Европейского суда по правам человека по жалобе № 55822/10 «Шакуров против России» от 05.06.2012, в п.124 которого указано, что одна лишь возможность жестокого обращения по причине нестабильной ситуации в стране исхода сама по себе не вызывает нарушение прав заявителя.

Признаков формального подхода при рассмотрении миграционным органом заявления административного истца не усматривается, административным истцом не указано на какие-либо новые обстоятельства, которые могут повлиять на принятое решения.

Направление на медицинское освидетельствование, по смыслу ст.12 ФЗ «О беженцах», подлежит выдаче лицу, в отношении которого принято положительное решение о предоставлении временного убежища. Прохождение медицинского освидетельствования является одним из условий для выдачи свидетельства по установленной форме. С учетом данного обстоятельства, с учетом того, что Хашеми Хамаюн при проведении анкетирования каких-либо жалоб на состояние здоровья не предъявлял, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для выдачи направления на медицинское освидетельствование.

Оценив собранные по делу доказательства по правилам ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерациии, не установив непосредственных угроз жизни или здоровью административного истца при его возможном возвращении на родину, медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства, неотложной медицинской помощи и стационарного лечения административного истца, а также фактов преследования, негуманного обращения с административным истцом в респ.Афганистан, суд приходит к выводу, что вынесенное в отношении административного истца решение соответствует ФЗ Российской Федерации от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28.07.1951 «Остатусебеженцев», Протокол, касающемуся статуса беженцевот 31.01.1967, Руководство по процедурам и критериям определения статусабеженцевУправления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по деламбеженцевот 1979 года),является мотивированным, правомерным, принятым уполномоченными должностными лицами в пределах компетенции УМВД России по Ивановской области, без нарушения прав и законных интересов административного истца, не отвечающего установленным законом критериям для лиц, которымпредоставляется временноеубежище, в связи с чем, приходит к выводу оботказев удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Хашеми Хамаюн отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Козина Ю.Н.

решение в окончательной форме принято 09.02.2021

2а-443/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Хашеми Хамаюн
Ответчики
Врио начальник УМВД России по Ивановской области Пронин В.А.
УМВД России по Ивановской области
Другие
Лазутин Георгий Викторович
Суд
Фрунзенский районный суд г. Иваново
Судья
Козина Юлия Николаевна
Дело на странице суда
frunzensky.iwn.sudrf.ru
02.12.2020Регистрация административного искового заявления
02.12.2020Передача материалов судье
04.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2020Судебное заседание
18.01.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
18.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2021Судебное заседание
27.01.2021Судебное заседание
09.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее