Дело № 2а-724/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Холм
Новгородской области 05 июля 2018 года
Старорусский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Ю.А.,
при секретаре Голубевой Н.А.,
с участием представителя административного истца - помощника Холмского межрайонного прокурора Новгородской области Корнеева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Холмского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Красноборского сельского поселения Холмского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и обязать совершить определенные действия в целях установления допущенных нарушений прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,
установил:
13 июня 2018 года Холмский межрайонный прокурор Новгородской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Красноборского сельского поселения Холмского муниципального района Новгородской области в котором просит признать бездействие Администрации Красноборского сельского поселения, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, незаконным, и обязать Администрацию Красноборского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в д. Красный Бор, ул. Новая между строениями №4 и №6, путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
В обосновании административного иска указал, что Холмской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что на территории Красноборского сельского поселения Холмского района Новгородской области, обнаружена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов (далее ТБО), общей площадью около 20 кв.м, расположенная в д. Красный Бор, ул. Новая между строениями №4 и №6, что является грубейшим нарушением требований ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой, отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. При этом запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01) твердые бытовые отходы могут размещаться исключительно на полигонах - специальных сооружениях, предназначенных для изоляции и обезвреживания ТБО.
Таким образом, размещение отходов производства и потребления вне полигонов на местах временного складирования твердых бытовых отходов не попускается.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации лестного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений.
Именно органы местного самоуправления поселения обязаны принять все возможные меры к вывозу мусора с территории поселения. Однако, не смотря на это, и в нарушение требований природоохранного законодательства Администрацией Красноборского сельского поселения не принимаются меры к ликвидации указанной выше несанкционированной свалки ТБО. В настоящее время свалка не ликвидирована.
Размещение бытовых отходов на территориях, не отведенных для этих целей, т.е. на несанкционированных свалках, может повлечь за собой возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, которые являются разносчиками этих заболеваний.
В подобной ситуации бездействие органов местного самоуправления влечет за собой нарушение прав и интересов не только жителей Холмского района, но и граждан приезжающих на территорию района из других регионов Российской Федерации, т.е. затрагиваются интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник Холмского межрайонного прокурора Новгородской области Корнеев Д.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил его удовлетворить. Вместе с тем, с учетом объема и размеров свалки, просил установить срок исполнения требований прокурора до 01 октября 2018 года.
Представитель административного ответчика - Администрации Красноборского сельского поселения Холмского муниципального района Новгородской области Чиркова Е.И. в судебное заседание не явилась. В суд предоставила заявление, в котором указала, что административные исковые требования прокурора признает в полном объеме, просила рассмотреть дело без ее участия.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 21,22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основным принципом охраны окружающей среды является запрещение деятельности, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01) твердые бытовые отходы могут размещаться исключительно на полигонах -специальных сооружениях, предназначенных для изоляции и обезвреживания ТБО.
Таким образом, размещение отходов производства и потребления вне полигонов на местах временного складирования твердых бытовых отходов не попускается.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что в ходе проверки, соблюдения законодательства, регулирующего вопросы охраны окружающей среды, проведенной Холмской межрайонной прокуратурой Новгородской области, на территории Красноборского сельского поселения Холмского района Новгородской области, обнаружена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов (далее ТБО), общей площадью около 20 кв.м, расположенная в д. Красный Бор, ул. Новая между строениями №4 и №6.
В силу п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации лестного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений.
Именно органы местного самоуправления поселения обязаны принять все возможные меры к вывозу мусора с территории поселения. Однако, не смотря на это, и в нарушение требований природоохранного законодательства Администрацией Красноборского сельского поселения не принимаются меры к ликвидации указанной выше несанкционированной свалки ТБО. В настоящее время свалка не ликвидирована.
Размещение бытовых отходов на территориях, не отведенных для этих целей, т.е. на несанкционированных свалках, может повлечь за собой возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, которые являются разносчиками этих заболеваний.
В подобной ситуации бездействие органов местного самоуправления влечет за собой нарушение прав и интересов не только жителей Холмского района, но и граждан приезжающих на территорию района из других регионов Российской Федерации, т.е. затрагиваются интересы неопределенного круга лиц.
Статьей 39 КАС РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Право прокурора на предъявление данного заявления о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления обусловлено его полномочиями, предусмотренными действующим законодательством.
Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Холмского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Красноборского сельского поселения Холмского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и обязать совершить определенные действия в целях установления допущенных нарушений прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Красноборского сельского поселения Холмского муниципального района Новгородской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, незаконным.
Обязать Администрацию Красноборского сельского поселения Холмского муниципального района Новгородской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в д. Красный Бор, ул. Новая между строениями №4 и №6, путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов до 01 октября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 06 июля 2018 года.
Судья: Ю.А. Иванова