Вешагурова Е.Б. дело № 33-6716/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июля 2018 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.
судей Решетниковой И.Ф., Алешко О.Б.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Менченко И.Г. на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 31 мая 2018 года по иску Менченко И.Г. к Государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Менченко И.Г. обратился с иском, в котором просил возложить обязанности на ГУ – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить путевки за 2015, 2016,2017,2018 года за счет средств федерального бюджета.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой МСЭ *** от ДД.ММ.ГГ, инвалидность установлена бессрочно. В соответствии со ст. 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. № 178-ФЗ он имел право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который включает в себя предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Менченко И.Г. обратился в Фонд социального страхования с заявлением о предоставлении путевок в 2015,2016,2017,2018 годах на санаторно-курортное лечение, однако путевки до сих пор не предоставлены, что является нарушением ее прав.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 31 мая 2018 года исковые требования Менченко И.Г. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение его права на получение путевки на санаторно-курортное лечение за четыре года, учитывая, что он своевременно обратился к ответчику с заявлением и документами, подтверждающими его нуждаемость в санаторно-курортном лечении.
Менченко И.Н. настаивал на удовлетворении жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено, что Менченко И.Г. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно.
Заявление истца от 14.08.2015 о предоставлении санаторно-курортной путевки Менченко И.Г. в 2015 году было рассмотрено Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном законом порядке, Менченко И.Г. принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением. По состоянию на 21.05.2018 номер очереди по данному заявлению – 7465.
Заявление истца от 21.01.2016 о предоставлении санаторно-курортной путевки Менченко И.Г. в 2016 году рассмотрено Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном законом порядке, Менченко И.Г. принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечение, номер очереди по данному заявлению – 9520.
Заявление истца от 22.02.2017 о предоставлении санаторно-курортной путевки Менченко И.Г. в 2017 году также рассмотрено Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном законом порядке, Менченко И.Г. принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечение, номер очереди по данному заявлению – 15145.
Заявление истца от 09.01.2018 о предоставлении санаторно-курортной путевки Менченко И.Г. в 2018 году также рассмотрено Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном законом порядке, Менченко И.Г. принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечение, номер очереди по данному заявлению – 19082.
Путевки на санаторно - курортное лечение ответчиком до настоящего времени истцу не предоставлены.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком истец поставлен в очередь для получения санаторно-курортного лечения, в связи с чем непредоставление путевки в течение года, в котором состоялось обращение, не свидетельствует об отказе в ее предоставлении, и за истцом сохраняется право на ее получение с учетом последовательности, определяемой датой регистрации.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, находит их соответствующими закону.
Федеральным законом Российской Федерации «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (далее – Закон № 178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды (ст.6.1.).
В состав набора социальных услуг включается согласно п.1.1 ч.1 ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Порядок предоставления санаторно-курортного лечения гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, регламентируется Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328.
Согласно п. 3.3 Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. п. 3.6 - 3.9 Порядка граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки формы N 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 N 256, приложив которую к заявлению о предоставлении санаторно-курортной путевки, обращаются в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
В силу п.п. 4, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение (далее - предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение) и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по территориальным органам Фонда.
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его территориальных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал.
Таким образом, территориальные органы Фонда в целях соблюдения равных прав граждан – получателей социальных услуг в соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, установили очередность принятых заявлений граждан – получателей набора социальных услуг о предоставлении санаторно-курортного лечения с учетом даты их подачи.
Обоснованность данных действий территориальных органов Фонда подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 N 686-О, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный год, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение не исключается, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
Таким образом, судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку права истца как гражданина – получателя социальной услуги в виде санаторно-курортной путевки не нарушены. Истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и за ним сохраняется право на ее предоставление.
При этом судебная коллегия отмечает, что предоставление истцу путевки на санаторно-курортное лечение во внеочередном порядке не предусмотрено законом и повлечет нарушение прав граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации.
Доводы о том, что право на предоставление путевки не должно ставиться в зависимость от финансирования, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в пределах выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Иных доводов, влекущих отмену постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В связи с изложенным судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 31 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Менченко И.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: