Дело №а-2726/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2020г. <адрес>
Кировский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе председательствующей судьи Абдулгамидовой А.Ч., при секретаре ФИО3, с участием представителя административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений <адрес> ФИО6, представителя административного ответчика Администрации ГОсВД <адрес> ФИО4, извещением административного истца ФИО2 и ее представителя по доверенности ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО9 в интересах ФИО2 к Управлению имущественных и земельных отношений <адрес>, Администрации ГОсВД <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги, обязании оказать муниципальную услугу,
УСТАНОВИЛ
ФИО9 в интересах ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений <адрес>, Администрации ГОсВД <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги, обязании оказать муниципальную услугу указывая, что ФИО2 на основании Постановления Главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ выделен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, туп. <адрес>», площадью № кв.м, для индивидуальной жилой застройки. Она, как собственник вышеуказанного земельного участка обратилась в Управление имущественных и земельных отношений <адрес> за получением муниципальной услуги, а именно, просила на основании Постановления№ от ДД.ММ.ГГГГ предоставить в собственность выделенный ей земельный участок. Актом выноса границ земельного участка были указаны границы ее земельного участка. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№.№ ФИО8 получила отказ на предоставление муниципальной услуги с Управления имущественных и земельных отношений <адрес>. В обосновании своего отказа Административный ответчик указывает то что: в нарушении требований п.п.1 п.2.9 Административного регламента, с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. В соответствии с п.п.5 п.2.8 Административного регламента предоставлен не полный пакет документов, необходимых для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги, указанных в п.2.6 данного Регламента. Согласно п.п.5 п.2.6 Административного регламента обязательными документами для предоставления муниципальной услуги являются документы, подтверждающие право Заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов. С вышеуказанным отказом они не согласны, считают данный отказ незаконным и необоснованным. Управление имущественных и земельных отношений <адрес> и ранее отказывало ФИО5 в предоставлении муниципальной услуги. После чего истцом было подано административное исковое заявление в суд о признании отказа незаконным и обязании предоставить земельный участок в собственность, где решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №аДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление было удовлетворено. Суд признал отказ Управления незаконным и обязал Администрацию <адрес> повторно, в течении месячного срока, рассмотреть заявление ФИО2 Однако, после повторного обращения истца, Управление повторно отказало в муниципальной услуги. Все необходимые документы, указанные в указанном перечне обязательные для представления в данном случае, были приложены к заявлению. Просит суд признать отказ Управление имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №.№ на предоставление муниципальной услуги в предоставлении земельного участка в собственность расположенного по адресу: <адрес>, туп. <адрес>», площадью 450 кв.м., для индивидуальной жилой застройки - не законным; обязать Администрацию ГОсВД «<адрес>» издать постановление о предоставлении в собственность земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, туп.<адрес> площадью № кв.м., для индивидуальной жилой застройки.
Представитель ответчика Управления имущественных и земельных отношений <адрес> ФИО6 требования иска не признал, просил в его удовлетворении отказать, по основаниям указанным в уведомлении об отказе, так как отказ законный и обоснованный, считает документы истца не законными.
Представитель ответчика Администрации ГОсВД «<адрес>» ФИО4 также требования иска не признал, просил в его удовлетворении отказать, по основаниям указанным в уведомлении Управления имущественных и земельных отношений <адрес> об отказе, так как отказ законный и обоснованный.
Административный истец ФИО8 ее представитель по доверенности ФИО9, в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки в суд не представили. Однако, от ФИО8 и ее представителя по доверенности ФИО9 по почте в адрес суда поступили ходатайства с просьбой рассмотреть административное дело в их отсутствии.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>.Надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили. Суд рассмотрел дело в их отсутствие, согласно ст.150 КАС РФ, ч.6 ст.226 КАС РФ, так как их явка по закону не является обязательной и не признана таковой судом.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям:
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно оспариваемого уведомления о предоставлении муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ№.№ Управление имущественных и земельных отношений <адрес>, следует, что в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов на территории ГОсВД «<адрес>» » в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, туп. <адрес> отказано. Основания для отказа: в соответствии с п.п.1 п.2.9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. В соответствии с п.п.5 п.2.8 Административного регламента предоставлен не полный пакет документов, необходимых для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги, указанных в п.2.6 данного Регламента. Согласно п.п.5 п.2.6 Административного регламента обязательными документами для предоставления муниципальной услуги являются документы, подтверждающие право Заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Изучив данное уведомление об отказе, считаю, что Управлением имущественных и земельных отношений <адрес>, основание для отказа в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги, незаконно и необоснованно, и по сути не рассмотрено, так как в оспариваемом уведомлении ответчиком не указано, какие требования истцом не были соблюдены и нарушены, не приведены документы, необходимые представить в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренное законом и административным регламентом.
Так истцом в обоснование своих требований представлены следующие документы.
Согласно Постановления Главы<адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ Агрохимстрою выделен земельный участок площадью 450 кв.м. под индивидуальное строительство в группе жилых домов в районе <адрес> по <адрес>, участок №.
Согласно Протоколу общего собрания коллектива АО «Агрохимстрой» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 выделен земельный участок под строительство жилого дома, выделенный Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.№.
Согласно Свидетельства о расторжении брака ФИО1ДД.ММ.ГГГГ присвоена фамилия ФИО2.
Согласно Распоряжения Администрации ГОсВД «<адрес>» МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустроительству города», на основании заявления ФИО10. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории со следующими характеристиками: кадастровый квартал - №;площадь - 450,0 кв.м.; адрес (местоположение): <адрес>, ул<адрес>, уч. №;вид разрешенного использования (код) - для индивидуального жилищного строительства (2.1);категория земель - земли населенных пунктов. ФИО8 указано обратиться в Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> за присвоением земельному участку адреса.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении адреса объекту недвижимости, вынесенным Администрацией ГОсВД «<адрес>» МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустроительству города», земельному участку, принадлежащему ФИО8 присвоен адрес : <адрес>, <адрес>., дата регистрации в адресном реестре Махачкалы ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости указано, что земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу <адрес> озеро, участок №.
Согласно Постановления Администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены административные регламенты предоставления муниципальных услуг МКУ <адрес> «Управление имущественных и земельных отношений города», в том числе административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов на территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>».
Согласно п.2.6 Постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ ) «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги МКУ <адрес> «Управления по земельным ресурсам и землеустройству города», исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем.
Согласно материалам дела, следует, что истец представил все необходимые документы для получения вышеуказанной муниципальной услуги.
Представление иных документов законом не предусмотрено, и обязании их представления незаконно, в случае, если они были необходимы, ответчик имел возможность их истребовать самостоятельно посредством межведомственного запроса.
В нарушении вышеуказанного административного регламента, в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ№.№ Управление имущественных и земельных отношений <адрес> не указывает какие документы необходимо представить и в чем несоответствие представленных ФИО8 документов, отказ не соответствует закону, следовательно, заявление ФИО8 о предоставлении испрашиваемой муниципальной услуге в надлежащем порядке уполномоченным лицом не рассмотрено.
Из смысла статей 218, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Из материалов дела следует, что указанная совокупность условий по делу установлена, так как нарушены права истца, который имеет надлежащие документы на земельный участок, а ответчик незаконно и необоснованно отказывает в предоставлении муниципальной услуги, как по основанию указанному в уведомлении об отказе, так и процессуально нарушив порядок ее предоставления, выдачей отказа, по основанию не указанному в закону.
В случае если ответчики считают документы истца не законными, не лишены права на обращение в суд с соответствующим иском.
Суд считает, что ответчики не доказали соответствие оспариваемого отказа в предоставлении муниципальной услуги, нормативно- правовых актам, ввиду чего были нарушены права истца, следовательно данный отказ подлежит признанию незаконным.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Суд установив, что оспариваемое уведомление не соответствуют требованиям закона, с соблюдением пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, а также с учетом того, что самостоятельно решить вопрос о предоставлении муниципальной услуги не правомочен, считает необходимым возложить на Управление по земельным ресурсам и землеустройству города обязанность возобновить рассмотрение заявления о предоставлении вышеприведенной муниципальной услуге.
При этом перекладывание на суд полномочий по предоставлению и оформлению земельных участков в собственность, необоснованно и незаконно.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. ст.226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление представителя ФИО9 - удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги Управления имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №.ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление имущественных и земельных отношений <адрес>, Администрацию ГОсВД «<адрес>» устранить допущенные нарушения, повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за №.№ года о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов на территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного в <адрес>, туп. <адрес> площадью 450 кв.м. в месячный срок, со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В удовлетворении остальных требований иска -отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда РД, в месячный срок, со дня принятия решения в окончательной форме, через районный суд.
Председательствующий А.Ч.Абдулгамидова
Мотивированное решение составлено 29.12.2020 г