Решение по делу № 2-8/2019 от 22.11.2018

Дело № 2-8/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Целинное

22 января 2019 года

Целинный районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Тельманова А.С., с участием помощника прокурора Грязных Д.И., при секретаре Заика А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района Курганской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Целинного района Курганской области о возложении обязанности обеспечить котельную резервным источником питания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Целинного района Курганской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Целинного района Курганской области о возложении обязанности обеспечить котельную, расположенную по адресу: ул. Советская, д. 61а, с. Половинное, Целинный район, Курганская область, электроснабжением от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, указав в обоснование своих требований, что проведена проверка оснащенности котельных, расположенных на территории района, резервными источниками питания. Установлено, что на основании распоряжения Главы Целинного района от 13.08.2015 № 529-р за МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, принадлежащее Администрации района – здание котельной. На данной котельной установлено два котла: КВр-0,35 КБ № 16175, КЧМ-5-К. Согласно паспорту данных котлов они подлежат установке в котельных. Данная котельная используется для отопления помещений образовательного учреждения, в частности МКОУ «Половинская СОШ». Согласно информации МУП «Водоканал» здание котельной образовательного учреждения отнесено к электроприемникам второй категории надежности, в связи с чем должна обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Котельная относится к особо важным элементам коммунального хозяйства. На данной котельной отсутствует резервный источник электропитания, что нарушает права граждан, в том числе несовершеннолетних на бесперебойное отопление учреждения в течение отопительного периода, может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, привести к прекращению подачи тепла и тем самым нарушить работу учреждения. Просят возложить обязанность на Администрацию Целинного района в срок до 01.09.2019 обеспечить котельную электроснабжением от двух независимых взаимно резервирующих источников питания

В дальнейшем прокурор изменил исковые требования, в которых просил возложить обязанность на Администрацию Целинного района в срок до 01.09.2019 обеспечить котельную резервным источником питания.

В судебном заседании помощник прокурора Целинного района Грязных Д.И. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Целинного района Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом. В письменном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, исковые требования не признал, указав, что в МУП «Водоканал» действуют две аварийные бригады с резервными источниками питания, которые в случае возникновения чрезвычайных ситуаций обеспечат котельную резервным источником водоснабжения. Указывает, что прокурор в своем заявлении ссылается на недействующий пункт 1.2 СНиП. В предыдущем судебном заседании представитель Администрации Целинного района так же указал, что они не являются надлежащим ответчиком по делу, так как здание котельной по договору хозяйственного ведения передано МУП «Водоканал», которые и должны обеспечить резервный источник питания.

Представители третьих лиц МКОУ «Половинская СОШ» и МУП «Водоканал» в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1, п п. "г", "ж" ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

Исходя из п. 4 ч. 1, ч. ч. 3, 4 ст. 14, п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

Согласно ч.ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении") к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Указанные полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (п. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О теплоснабжении")

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 209, ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

По смыслу приведенных выше положений действующего законодательства, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций на органе местного самоуправления муниципального района лежит обязанность обеспечить организацию надежного теплоснабжения на территории сельского поселения, в том числе посредством использования имущества, находящегося в их собственности.

В ходе судебного заседания установлено, что котельная, расположенная по ул. Советская, 61а, с. Половинное, Целинного района Курганской области, является собственностью Муниципального образования Целинный район Курганской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на здание котельной и земельный участок и выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 69, 75, 76-77).

Согласно распоряжению № 529-р от 13.08.2015 здание котельной, передано в хозяйственное ведение МУП «Водоканал».

Согласно п. 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N 115, электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок.

В соответствии с пп. 1.2.17, 1.2.18, 1.2.19, 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08 июля 2002 года N 204, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта. В отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории. Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий. Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

В силу пп. 14.1, 14.2, 1.12 Строительных норм и правил СНиП II-35-76 "Котельные установки", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1976 года N 229, электротехническая часть проектов котельных должна разрабатываться в соответствии с Правилами устройства электроустановок, строительными нормами и правилами производства и приемки работ по электротехническим устройствам, Инструкцией по проектированию электроснабжения промышленных предприятий и настоящим разделом. Электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с Правилами устройства электроустановок. Котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.

В п. 4.8, 16.1, 16.7, Свода правил СП 89.13330.2012 "СНиП II-35-76. Котельные установки" Актуализированная редакция СНиП II-35-76, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 281 (с последующими изменениями и дополнениями), предусмотрено, что котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категории. К первой категории относятся котельные, являющиеся единственным источником тепловой энергии системы теплоснабжения; котельные, обеспечивающие тепловой энергией потребителей первой и второй категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепловой энергии. Перечни потребителей по категориям устанавливаются в задании на проектирование. Ко второй категории - остальные котельные. Электроснабжение котельных должно осуществляться в зависимости от категории котельной по надежности отпуска тепловой энергии потребителю. Электродвигатели сетевых и подпиточных насосов в котельных, вырабатывающих в качестве теплоносителя воду с температурой выше 115 °C, а также питательных насосов (при отсутствии питательного насоса с паровым приводом) независимо от категории котельной, как источника отпуска тепловой энергии, а также все котельные, работающие на твердом топливе, независимо от параметров теплоносителя относятся по условиям электроснабжения к первой категории.

Из приведенных выше нормативных правовых актов следует необходимость и обязанность установки и поддержания в состоянии готовности резервных источников питания для энергопринимающих устройств первой и второй категории надежности, к каковым отнесены электроприемники котельных.

Из ответа МУП «Водоканал» следует, что котельная оборудована двумя водогрейными котлами: КВр-0,35 КБ, КЧМ-5-К. Здание котельной с установленным в нем теплоэнергетическим оборудованием в соответствии с СНиП 11-35-76 «Котельные установки» ПУЭ-7 п. 1.2.17-1.2.21 «Категории электроприемников и обеспечение надежности энергоснабжения» требует установки электроприемника второй категории. Договор хозяйственного ведения между МУП «Водоканал» и Администрацией района не заключался.

В судебном заседании установлено, что спорная котельная, как работающая на твердом топливе (угле) (л.д. 8-11), является электроприемником первой категории, не обеспечена электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (не имеет второго независимого источника питания), что сторонами не оспаривалось.

Установка резервного источника питания в указанной котельной является мероприятием по профилактике и предупреждению чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера, направлена на повышение надежности и обеспечение требований безопасности действующей котельной и системы теплоснабжений образовательного учреждения. Резервный источник электроэнергии, при аварийном отключении электричества энергосбытовой компанией (договор электроснабжения №60218237 от 06.12.2012 года и дополнительное соглашение к нему) или чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера необходим для поддержания функционирования котельной в работоспособном состоянии, что не позволит системе отопления котельной образовательного учреждения выйти из строя в зимний период, а также поддерживать температуру необходимую для образовательного процесса.          Доводы ответчика о том, что в МУП «Водоканал» созданы две аварийные бригады, которые обеспечены резервными источниками питания, не указывают на выполнение заявленных прокурором требований. Село Половинное, где расположена котельная, является отдаленным населенным пунктом Целинного района, расположенным на значительном расстоянии от районного центра, где находится МУП «Водоканал». Более того, как указал представитель ответчика, на обслуживании МУП «Водоканал» находится 38 котельных, поэтому в случае возникновения чрезвычайной ситуации и отключения основного источника питания в нескольких котельных района две аварийные бригады с двумя резервными источниками питания не смогут обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии на каждый из объектов.

С учетом изложенного, названная котельная должна быть оборудована своим независимым источником питания.

Суд не соглашается с доводами администрации Целинного района, о том, что надлежащим ответчиком по делу является МУП «Водоканал».

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 433 Кодекса договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

        В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания имущества возлагается на собственника, то есть на администрацию Целинного района. Документов, подтверждающих регистрацию договора передачи права хозяйственного ведения спорной котельной в органах Управления Росреестра, суду не представлено. Как пояснил представитель ответчика, данный договор в установленном законом порядке регистрацию не проходил.

Доводы ответчика о том, что п. 1.12 Строительных норм и правил СНиП II-35-76 "Котельные установки" утратил силу, являются ошибочными.

        Действительно в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521(ред. от 07.12.2016) "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" п. 1.12 стал носить рекомендательный характер, но не утратил своей силы. Более того, п. 16.7, Свода правил СП 89.13330.2012, которым все котельные, работающие на твердом топливе, независимо от параметров теплоносителя относятся по условиям электроснабжения к первой категории, в соответствии с примечанием к названному постановлению от 26.12.2014 N 1521, применяется на обязательной основе.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Целинного района Курганской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Целинного района Курганской области о возложении обязанности об обеспечении котельной резервным источником питания. Заявленный срок исполнения обязательств является разумным, суд с ним полностью согласен.

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Целинного района Курганской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Целинного района Курганской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Целинного района Курганской области обеспечить резервным источником питания котельную, расположенную по адресу: ул. Советская, д. 61а, с. Половинное, Целинный район, Курганская область в срок до 01.09.2019 года.

    Решение суда может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Целинный районный суд. Мотивированное решение составлено 23 января 2019 года.

Председательствующий:                                                               А.С. Тельманов

2-8/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Целинного района Курганской области
Ответчики
Администрация Целинного района Курганской области
Другие
МУП "Водоканал"
МКОУ "Половинская СОШ"
Суд
Целинный районный суд Курганской области
Дело на странице суда
celinny.krg.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Подготовка дела (собеседование)
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2020Дело оформлено
22.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее