Решение по делу № 2-2005/2021 от 29.04.2021

дело № 2-2005/19

УИД 50RS0029-01-2021-0048/39-28

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Наро-Фоминск 22 июля 2021 года

Наро-Фоминский городской суд в составе председательствующего судьи Русаковой ФИО11 при секретаре судебного заседания Уточкиной ФИО12., с участием представителя истца по доверенности Багировой ФИО13.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2005/21 по иску Севастьяновой ФИО14 к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

Севастьянова ФИО15 Волошин ФИО16 обратились в суд с иском к ДЖО МО РФ, Минобороны РФ о признании права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, указав в обоснование заявленных требований, что истцы проживают в указанной квартире на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Наро-Фоминской КЭЧ. Квартира находится в жилом доме военного городка Минобороны России, который не входит в перечень закрытых военных городков. Право на бесплатную приватизацию истцы не использовали. Для реализации права на приватизацию жилого помещения истцы обратились с заявлением к ответчику, однако им рекомендовано обратиться в суд.

Волошин ФИО17. отказался от иска, отказ принят судом, в данной части производство по делу прекращено определением от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности Юагирова ФИО18. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.

В силу ст. 16 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, по договору найма или аренды вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" определено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Кроме того, к полномочиям Министерства обороны РФ относится принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключению жилых помещений из указанного фонда.

В соответствии с Положением о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 08.10.2018 N 555, Департамент жилищного обеспечения является центральным органом военного управления и подчиняется заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию управления имуществом, расквартирования войск (сил), жилищного и медицинского обеспечения, основными задачами которого является, в том числе: организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст.125 ГК РФ.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно пункту 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда» определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Изменение статуса жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь по решению органа, осуществляющего управления жилищным фондом, которым в отношении имущества Вооруженных Сил Российской Федерации является Министерство обороны Российской Федерации в лице уполномоченных органов.

Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 27.01.2015 по делу № 18-КГ 14-173 разъяснено, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит. Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.

Кроме того, в определении Верховного суда Российской Федерации от 27.01.2015 г. по делу № 18-ГК14-173 указано, что основанием для заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (часть 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Аналогичные нормы содержал и Жилищный кодекс РСФСР.

В Министерстве обороны Российской Федерации порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (далее - Закон о статусе военнослужащих), а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ - Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280.Статья 15 Закона о статусе военнослужащих предусматривает представление служебного жилья, жилья для постоянного проживания, военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены названным Федеральным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. Таким образом, права членов семьи военнослужащего являются производными от права самого военнослужащего, в том числе и право на жилье.

В силу ч. 5 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила, предусмотренные частями 2-4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» члены семьи нанимателя жилого помещения, за исключением служебного жилого помещения, имеют равные с нанимателем права и обязанности по договор) (часть 5 статьи 100, части 3, 4 статьи 67, статья 69 ЖК РФ). Так, в случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Севостьянову ФИО19 выдан ордер серия на занятие трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, на семью из 6 человек: он, жена ФИО3, сын ФИО20, дочь ФИО21, сноха ФИО22, внук ФИО23 (л.д. 11).

Согласно выписке из домовой книги, в указанной квартире зарегистрированы Волошин ФИО24 и Севостьянова ФИО25 (л.д. 12).

Волошин ФИО26 отказался от приватизации, о чем представлено нотариально удостоверенное согласие.

Севостьянова ФИО27 право на приватизацию не использовала, что подтверждается справкой БТИ, выпиской из ЕГРН о правах отдельного лица.

По сведениям ЕГРН, право собственности на квартиру ни за кем не зарегистрировано (л.д. 14).

Из ответа Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности не значится.

Согласно ответу ФГКУ ЦТУИО» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках реорганизации ФГКЭУ «Наро-Фоминская КЭЧ района» Минобороны России на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ за Управлением закреплен на праве оперативного управления объект недвижимого имущества – жилой дом по адресу: <адрес>. Мероприятия по разукрепнению вышеуказанного жилого дома не производились.

Давая оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение не может быть приватизировано, поскольку является служебным.

Лицо, которому данное жилое помещение было предоставлено по ордеру, из квартиры выехал, о чем свидетельствует выписка из домовой книги, в отношении Севостьяновой ФИО28. самостоятельное решение о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма не принималось.

Само по себе проживание истца в спорном жилом помещении, несение расходов по оплате коммунальных платежей и содержания жилого помещения не свидетельствует о фактическом заключении с нанимателем договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения уполномоченного органа.

С учетом положений ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», для применения к спорным правоотношениям положений о договоре социального найма необходимо наличие факта передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность.

В рассматриваемом случае факт передачи жилого помещения в муниципальную собственность не установлен, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ в реестре муниципальной собственности квартира не значится.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, какие-либо доказательства предоставления спорного жилого помещения не как служебного, в материалы дела не представлены.

Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу о наличии совокупности юридически значимых обстоятельств, при которых иск не подлежит удовлетворению в полном объеме. Данный вывод суд основывает на анализе материалов, представленных и исследованных в ходе судебного заседания, которой дает оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и в соответствии с положениями норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Севастьяновой ФИО29 к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение – двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме с подачей жалобы через Наро-Фоминский городской суд Московской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 13.08.2021 г.

Председательствующий :

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-2005/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Севастьянова Надежда Павловна
Волошин Павел Андреевич
Ответчики
ДЖО Министерства обороны РФ
Министерство Обороны РФ
Суд
Наро-Фоминский городской суд Московской области
Судья
Русакова Алевтина Анатольевна
Дело на странице суда
naro-fominsk.mo.sudrf.ru
29.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2021Передача материалов судье
30.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2021Подготовка дела (собеседование)
28.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2021Судебное заседание
29.06.2021Судебное заседание
22.07.2021Судебное заседание
13.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2021Дело оформлено
22.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее