Решение по делу № 3-8/2015 от 27.01.2015

№ 3-8/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2015 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.

при секретаре Филимоновой А.А.,

с участием представителей общества с ограниченной ответственностью «П.» Кивача Н.Г., Лейбонен Н.М., заинтересованных лиц представителя Правительства Республики Карелия Бира О.И., представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Литусовой А.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «П.» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «П.» (далее – ООО «П.», Общество) обратилось в суд с иском об установлении кадастровой стоимости находящегося в собственности земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенного в (...), в размере его рыночной стоимости – (...) руб.

Определением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 10 февраля 2015 г. дело отнесено к категории дел, возникающих из публично-правовых отношений, подлежащее рассмотрению и разрешению по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, процессуальный статус лиц, участвующих в деле, изменен на заявителя и заинтересованных лиц.

В судебном заседании представители ООО «П.» просили удовлетворить их требования, установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости на 01 января 2010 г.

Представитель Правительства Республики Карелия Бира О.И. не оспаривала представленный заявителем отчет и положительное заключение, полагала рассмотрение дела не относящимся к компетенции Верховного Суда Республики Карелия.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Литусова А.И. пояснила, что претензий и замечаний к представленным заявителем отчету и положительному заключению у нее не имеется, не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представители администрации (...) муниципального района, Управления Россреестра по Республике Карелия, ФГБУ «ФКП Росреестра» надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Заслушав объяснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, показания свидетеля Д., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с 06 августа 2014 г. дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости отнесено к подсудности Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономного округа в качестве суда первой инстанции.

Таким образом, доводы Правительства Республики Карелия о подведомственности данного дела арбитражному суду не основаны на нормах действующего законодательства, оснований для прекращения производства по делу, нет.

Судом установлено, что ООО «П.» является собственником земельного участка с кадастровым номером (...), что тождественно кадастровому номеру (...), категория земель: земли населенных пунктов, площадью (...) кв.м, расположенного в (...), что подтверждается копией свидетельства о регистрации права собственности серия (...) от 27 августа 2007 г., кадастровой выпиской о земельном участке.

В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п.п.2,5 ст.65 названного Кодекса порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Налогоплательщиками налога, в соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. №117-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)).

Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, ООО «П.», являющееся в силу действующего законодательства плательщиком земельного налога, самостоятельно определяет налоговую базу земельного участка исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Установлено, что кадастровая стоимость земельного участка, сведения о котором содержались в государственном кадастре недвижимости на 01 января 2010 г., определена в размере (...) руб. (...) коп. в результате проведения на основании государственного контракта от 25 декабря 2009 г. №(...) работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия в 2010-2011 годах. По результатам проведения работ составлен отчет №(...) от 17 июля 2012 г. об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Карелия. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. №158-П. Данные обстоятельства участниками разбирательства не оспаривались.

Вместе с тем, пунктом 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п.1 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Этой статьей установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, к заявлению должен прилагаться отчет об оценке, а также положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

В то же время кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Частью 3 ст.16 названного выше закона предусмотрено, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.

Анализ вышеназванных положений закона позволяет сделать вывод о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, возможно посредством указания его рыночной стоимости.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.

Таким образом, ООО «П.» обоснованно представило отчет об оценке земельного участка, определив его рыночную стоимость по состоянию на 01 января 2010г.

Из представленного отчета №(...) от 27 ноября 2014 г. по определению рыночной стоимости недвижимого имущества, выполненного независимым оценщиком Д. следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), категория земель: земли населенных пунктов, площадью (...) кв.м, расположенного в (...) по состоянию на 01 января 2010 г. составляет (...) руб.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Под экспертизой отчета, в силу ст.17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям указанного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

Правильность и обоснованность отчета №(...) от 27 ноября 2014 г. подтверждена экспертизой, которую провела Общероссийская общественная организация «(...)» в период с 19 декабря по 26 декабря 2014 г., что подтверждается экспертным заключением № (...), из которого следует, что отчет № (...) от 27 ноября 2014 г. соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», соответствует Федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам СРО РОО, заданию на оценку, выводы, сделанные Оценщиком о величине рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными.

Суд подверг изучению и анализу представленные отчет об определении рыночной стоимости недвижимого имущества и экспертное заключение на отчет. Также выслушал показания свидетеля Д., который подробно обосновал методы, на основании которых он определил рыночную стоимость земельного участка, и мнения заинтересованных лиц, считавших отчет обоснованным.

Совокупность исследованных доказательств с учетом их относимости и допустимости позволяет сделать вывод о том, что определение рыночной стоимости земельного участка проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Суд не находит оснований ставить их под сомнение.

В силу ч.4 ст.16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на органы кадастрового учета возложена обязанность по учету изменений в отношении объекта недвижимости на основании решения суда.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления ООО «П.» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (...) равной его рыночной стоимости (...) рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «П.» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (...) равной его рыночной стоимости в размере (...) рублей по состоянию на 01 января 2010 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2015 г.

3-8/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Прионежлес"
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
27.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2015Передача материалов судье
30.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2015Судебное заседание
03.03.2015Судебное заседание
10.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2015Дело оформлено
15.05.2015Дело передано в архив
03.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее