Дело №2-864/20
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
22 июля 2020 года
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Хабаровой Л.В.,
при секретаре Новиковой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е.Н.А. к Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области о восстановлении в очереди нуждающихся в жилых помещениях,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Е.Н.А. обратился в суд с иском (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ) к Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области о признании незаконным решение жилищной комиссии Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Е.Н.А. в восстановлении в очереди нуждающихся в жилом помещении. Просил восстановить Е.Н.А. в очереди сотрудников Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, признанных нуждающимися в жилом помещении, по договорам социального найма, с даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ.
Р’ обоснование РёСЃРєР° указал, что СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РїСЂРѕС…РѕРґРёР» службу РІ различных должностях пожарной службы, уволен РїРѕ выслуге СЃСЂРѕРєР° службы. РќР° момент увольнения РїСЂРѕС…РѕРґРёР» службу РІ должности пожарного <данные изъяты>. ДД.РњРњ.ГГГГ РѕРЅ был поставлен РЅР° очередь РЅР° предоставление жилья РїРѕ месту службы, однако РґРѕ настоящего времени жилье РЅРµ представлено. Рстец Рё его СЃСѓРїСЂСѓРіР° были зарегистрированы РїРѕ месту жительства РїРѕ адресу: <адрес>, РґРѕРјР° РІ настоящее время СѓР¶Рµ РЅРµ существует, поэтому РѕРЅРё проживают Сѓ родственников. Состоя РЅР° учете, РїРѕ заявлению истца его учетное дело РІ 2015 РіРѕРґСѓ было направлено РёР· пожарной части РІ жилищную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ ГУ РњР§РЎ РїРѕ Челябинской области. РќРµ получив жилья, Р•.Рќ.Рђ. ДД.РњРњ.ГГГГ направил РІ жилищную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ ГУ РњР§РЎ заявление Рѕ восстановлении его РІ очереди, однако решением РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ этом ему отказано. Поскольку истец был РїСЂРёРЅСЏС‚ РЅР° учет РґРѕ вступления РІ силу Жилищного кодекса Р Р¤, РѕРЅ сохраняет право состоять РІ очереди РґРѕ получения жилья РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма.
В судебное заседание истец, извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца Рслентьев РЎ.Рђ. РїРѕ ордеру РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ поддержал требования СЃ учетом уточнений. РЎСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что истец был зарегистрирован РїРѕ месту жительства СЃ СЃСѓРїСЂСѓРіРѕР№ Рё детьми: сыном Рё дочерью РїРѕ адресу: <адрес>Рђ-5. Был поставлен РЅР° учет РЅР° получение жилья РїРѕ месту службы жилищной комиссией пожарной части. Р’ 2001 РіРѕРґСѓ окончил службу, был уволен РїРѕ выслуге лет. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РґРѕРј РїРѕ адресу: <адрес> был фактически демонтирован, СЃ 2003 РіРѕРґР° истец СЃ семьей стал проживать Сѓ родственников РїРѕ различным адресам. Р’ настоящее время Р•.Рќ.Рђ. проживает СЃ СЃСѓРїСЂСѓРіРѕР№ РїРѕ адресу: <адрес>. Рћ том, что истец состоял РЅР° учете РЅР° получение жилья, свидетельствуют, РІ том числе, рапорты обследования жилищных условий, несмотря РЅР° то, что СЃРїРёСЃРєРё нуждающихся Рє постановлению РЅРµ сохранились.
Представитель ответчика ГУ МЧС Кирилина Е.В. по доверенности иск не признала, поддержала письменный отзыв и дополнение к нему, согласно которому в соответствии с п.12 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утв. Постановлением Совмина РСФСРот 31.07.1984 г. №335 (далее-Правила), заявление с приложенными документами регистрировалось в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Учет граждан велся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включались граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Копии списков передавались в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов. На каждого гражданина заводилось учетное дело, в котором должны были содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Состояние на учете предполагало ежегодную перерегистрацию. Между тем, у истца отсутствуют документы, подтверждающие ежегодную перерегистрацию в соответствии с п.19 Правил. Копии списков (архивных выписок из Списка) граждан, принятых на учет для получения жилых помещений ПЧ-10 ОГПС № УГПС ГУВД Челябинской области с 1986 г. по 2005 год, утвержденных постановлением главы Администрации г.Аши и Ашинского района Челябинской области, которые передавались в Администрацию г.Аши, не представлены. Ефимов Н.А. и члены его семьи не состоят в списке ГУ МЧС России по Челябинской области. С конца 2015 года в общем доступе на сайте ГУ МЧС по Челябинской области находится список нуждающихся в жилых помещениях, который постоянно обновляется.
Суду пояснила, что представленные истцом рапорты не являются доказательством включения его в список нуждающихся в улучшении жилищных условиях. Письменное решение о принятии его на учет отсутствует.
Третье лицо Е.Т.А. (супруга истца) в суд не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, представила письменный отзыв на иск, согласно которому с 1984 года она с супругом, детьми проживали в комнате в доме по адресу: <адрес>, эта квартира досталась мужу от его матери. Дом из муниципальной собственности перешел в частные руки, и впоследствии был разрушен, в связи с чем их семья переехала к родственникам, сохранив прописку по прежнему месту жительства. ДД.ММ.ГГГГ супруг встал на очередь на получение жилья в пожарной части по месту службы, до увольнения ежегодно проходили обследование жилищных условий. В 2015 году супруг узнавал место в очереди, написал заявление о направлении учетного дела в Главное управление. В 2019 году написал заявление в жилищную комиссию ГУ МЧС с просьбой восстановить его в очереди, на что получил отказ.
Принимая во внимание, что участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения сторон, представителя истца, исследовав материалы дела, полагает исковые требования удовлетворению.
Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. По смыслу приведенной нормы права, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда возможно только при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 данного Федерального закона сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с приказом МЧС Российской Федерации от 6 августа 2004 г. N 372 Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации является территориальным органом МЧС России и входит в систему МЧС России. Согласно разделам 3 и 4 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет: учет жилищного фонда в системе МЧС России; учет в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и федеральных государственных гражданских служащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также имеет специализированный жилищный фонд: служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.
В силу пункта 9 вышеуказанного Положения МЧС России осуществляет в установленном порядке функции по управлению государственным имуществом.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 г. N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 утверждены Правила о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Данными Правилами установлен единый порядок постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 12 Правил, ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы в органах Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В статье 56 ЖК Российской Федерации перечислены основания снятия лица с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Е.Н.А. проходил службу в различных должностях пожарной службы, уволен по выслуге срока службы, стаж службы составляет 22 года 00 месяцев, что подтверждается справкой <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, архивной справкой ГУ МЧС России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
На момент увольнения проходил службу в должности пожарного <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Е.Н.А. был поставлен на очередь на предоставление жилья по месту службы, что подтверждается копией постановления Главы города Аша и Ашинского района Челябинской области от 08 января № об утверждении решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации города и списком очередности к нему на получение жилой площади личного состава <данные изъяты> в котором под номером 6 указан Е.Н.А. (пожарный пенсионер МВД с декабря 2001 года).
Рстец зарегистрирован СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ СЃ СЃСѓРїСЂСѓРіРѕР№ Р•.Рў.Рђ. РїРѕ месту жительства РїРѕ адресу: <адрес>, что подтверждается адресной справкой РЈРњР’ ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ., справкой Администрации РЎРёРјСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, адресными справками Отдела РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ашинскому району РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Фактически истец с супругой Е.Т.А. проживают у знакомых по адресу: <адрес>.
Жилых помещений истец Рё его СЃСѓРїСЂСѓРіР° Р•.Рў.Рђ. РЅРµ имеют, что подтверждается уведомлениями Управления Росреестра РїРѕ Челябинской области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, справкой ОГУП «ОБл.ЦТРВ» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Как следует из справки ФГКУ «10 ОФПС по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, Е.Н.А., проходивший службу в должности пожарного пожарной части № ОГПС № УГПС ГУВД <адрес>, в период службы субсидию для приобретения или строительства жилого помещения не получал.
Согласно ответу ГУ МЧС России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, учетное дело в отношении Е.Н.А. в ГУ МЧС России по Челябинской области отсутствует.
По сведениям 10 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, федеральное государственное казенное учреждение «10 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области» ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ по решению его учредителей. 10 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Челябинской области. Документы и сведения о постановке Е.Н.А. в очередь на предоставление жилого помещения, а также документы, входящие в регистрационное дело в 10 ПСО ФПС ГПС по Челябинской области отсутствуют.
По заявлению Е.Н.А. его учетное дело в 2015 году было направлено из пожарной части в жилищную комиссию ГУ МЧС по Челябинской области.
Е.Н.А. ДД.ММ.ГГГГ направил в жилищную комиссию ГУ МЧС заявление о восстановлении его в очереди, однако решением № от ДД.ММ.ГГГГ в этом ему отказано.
В оспариваемом решении указано на не предоставление пакета документов, подтверждающих, что Е.Н.А. состоял на учету нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма до 2005 года.
Принимая во внимание, что Е.Н.А. с момента постановки его на учет с 1986 года (до вступления в силу Жилищного кодекса РФ) сохранил право состоять в очереди до получения жилья по договору социального найма, однако право на получение жилья он не реализовал, при этом жилищные условия его не изменились, оспариваемое решение жилищной комиссии Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе истцу в восстановлении в очереди нуждающихся в жилом помещении не может являться законным.
Доводы ответчика об отсутствии доказательств, что Е.Н.А. состоял в очереди нуждающихся в жилых помещениях, опровергаются как представленной копией постановления Главы <адрес> и <адрес> от 08 января № об утверждении решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации города и списком очередности к нему на получение жилой площади личного состава ПЧ-10 ОГПС-15 УГПС МЧС России по Челябинской области, так и входящими в состав учетного дела на Е.Н.А. рапортов обследования его жилищных условий.
Так, согласно входящим в состав учетного дела рапортам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, семья Е.Н.А., проживающая в <адрес> нуждается в улучшении жилищных условий, Е.Н.А. стоит в очереди на жилую площадь с 1987 года. Жилищные условия семьи истца неоднократно проверялись.
Указанные документы в совокупности подтверждают то обстоятельство, что Е.Н.А. состоял в очереди нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени жилье не представлено. При этом суд отмечает, что истец не может нести неблагоприятные последствия за ненадлежащее ведение учетных дел уполномоченными на то лицами.
Таким образом, Е.Н.А. подлежит восстановлению в очереди сотрудников Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, признанных нуждающимися в жилом помещении, по договорам социального найма, с даты постановки на учет- с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области в пользу Е.Н.А. подлежит взысканию уплаченная им при подаче иска государственная пошлину в размере 300 (триста) рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Р•.Рќ.Рђ. удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Е.Н.А. в восстановлении в очереди нуждающихся в жилом помещении.
Восстановить Е.Н.А. в очереди сотрудников Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, признанных нуждающимися в жилом помещении, по договорам социального найма, с даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области в пользу Е.Н.А. государственную пошлину 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Хабарова Л.В.