Решение по делу № 2-4234/2015 от 22.04.2015

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Судья Советского районного суда <адрес> Магомедов Р.А., при секретаре Эминове Ш.Х., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседание дело по иску Абдурахманов С.А. к РФ в лице Министерства финансов РФ о возмещении материального ущерба, причиненного стихийным бедствием,

УСТАНОВИЛ:

Абдурахманов С.А. обратился в суд с иском к РФ в лице Министерства финансов РФ о взыскании за счет казны РФ денежных средств в счет возмещения материального ущерба в размере <данные изъяты> руб., причиненного в результате стихийного бедствия (сильных ливневых дождей), произошедшего 20-ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РД, а также 30 <данные изъяты> руб. оплаченных за услуги представителя и <данные изъяты> руб. за проведенную оценку повреждений.

В обосновании своих требований Абдурахманов С.А. указал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ в результате сильных ливневых дождей, которые прошли на территории РД, в частности в <адрес>, принадлежащему истцу домостроение было подтоплено. Для подтверждения факта повреждения жилого дома и получения в последующем полагающейся компенсации, истец обратился в исполнительные органы РД и <адрес>. Для определения ущерба была образована Комиссия Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. После выезда на место данная Комиссия подтвердила факт повреждения жилых домов и обещала собрать необходимые документы и произвести выплаты компенсаций по ущербу, причиненному стихийным бедствием. На неоднократные коллективные обращения жителей <адрес> в различные инстанции исполнительной власти РД, к начальнику ГУ МЧС России по РД, в <адрес> о выплате компенсаций не привели к успеху. До настоящего времени указанные органы власти не исполняют свои обязательства по выплатам пострадавшим материальной компенсации и когда это произойдет неизвестно. В связи с этим истец вынужден обратиться в суд, чтобы в судебном порядке взыскать полагающуюся компенсацию за причиненный ущерб в результате стихийного бедствия.

Для подтверждения факта повреждения принадлежащего истцу домостроения он обратился в НП «Национальная коллегия специалистов-оценщиков». Согласно Акту определения степени повреждения от ДД.ММ.ГГГГ коллегия пришла к выводу, что дом подлежит сносу. Массовые прогрессирующие сквозные трещины на всю высоту здания, расстройство и деформация кладки. Сквозные продольные и диагональные трещины по всей поверхности, выпучивание, коробление и выпирание досок, следы сырости, в местах обнажения древесины видна гниль струпья. Массовые разрушения кровли, большое количество заплат из рулонных материалов, отсутствие части настенных желобов и свесов. Поля полностью затоплены. Массовое проржавление трубопровода, течи в радиаторах и следы протечек.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: <данные изъяты> кв.м. – для одиноко проживающего гражданина; <данные изъяты> кв.м. – на семью из 2 человек; по <данные изъяты> кв.м. – на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Истец проживал в пострадавшем доме с семьей из 6 человек. Из расчета на членов семьи, и согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ средняя рыночная стоимость одного квадратного метра площади жилого помещения на IV квартал 2014 г. для РД составляет <данные изъяты> Следовательно, взысканию подлежит следующая сумма: 18 (кв.м.) х <данные изъяты> (стоимость 1 кв.м. общей площади жилья) х <данные изъяты> (члены семьи) = <данные изъяты>

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 исковые требования по изложенным в заявлении основаниям поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель Министерства финансов РФ по доверенности ФИО2 иск не признал по следующим основаниям.

Как следует из протокола заседания Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19.10.2009 г. №11 «О ликвидации чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате опасных гидрометеорологических явлений, произошедших ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Дагестан» Минстрою РД, ГУ МЧС России по РД, ГПИ «Дагестангражданпроект» было поручено организовать работу по обследованию технического состояния жилых домов с целью определения степени их повреждения; по результатам обследования, совместно с комиссиями по чрезвычайным ситуациям пострадавших районов, выдать акты с техническим заключением о непригодности жилых домов для проживания, которые необходимо представить в ГУ МЧС России по РД в срок до ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем имеющийся в материалах дела акт обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по ЧС <адрес> с описанием повреждения домостроения в результате прошедших в ДД.ММ.ГГГГ сильных ливневых дождей, не содержит техническое заключение о непригодности жилого дома для проживания, а степень повреждения определена комиссией как «средняя».

В материалах дела имеется акт определения степени повреждения датированный ДД.ММ.ГГГГ г., то есть, по прошествии более двух месяцев со дня прошедших в ДД.ММ.ГГГГ ливневых дождей, из которого не усматривается, на основании каких документов либо методов исследования объекта с выездом на место, было произведено обследование и сделан вывод о том, что дом подлежит сносу. Таким образом, факт того, что имевшие место повреждения принадлежащего истцу жилого дома вызваны прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ливневыми дождями, не установлен, повреждения домостроения могли образоваться в любое время в связи с различными факторами.

Также в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие отнесение данной чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации федерального характера.

В своих возражениях представитель ответчика обращает внимание на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 27.12.2005 №523-О, согласно которой, организуя систему компенсаций, государство выступает не как причинитель вреда (что требовало бы полного возмещения причиненного вреда) и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее – Правила). Ущерб, причиненный стихийным бедствием, может быть возмещен только в порядке, предусмотренном указанными Правилами.

Поскольку Федеральным законом от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» формы и размеры возмещения ущерба не определены, а Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110 предусмотрено выделение бюджетных ассигнований только для частичного покрытия расходов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, кроме того, согласно ст.211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, ущерб, причиненный истцу прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ ливневыми дождями, не подлежит возмещению в полном объеме, а только частично (компенсационные выплаты).

В силу положений ст.1069 ГК РФ вред подлежит возмещению за счет казны РФ только в случае признания незаконными действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа. Решениями судов действия (бездействие) государственных органов, либо должностных лиц этих органов незаконными не признавались, а, следовательно, вины ответчика в причинении вреда истцу не имеется. Кроме того, действующее законодательство не возлагает на государство обязанности в полном объеме возмещать гражданам убытки, возникшие в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.

В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих в течении трех месяцев, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Однако, как следует из материалов дела, истец не оспаривал в судебном порядке невнесение исполнительными органами РД его в списки пострадавших в результате стихийного бедствия для получения компенсации за поврежденное имущество.

В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года и применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и свобод. По данной категории дел специальных сроков законодательством не предусмотрено. В силу указанных положений, а также ст.152 ГПК РФ и разъяснений Постановления Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности», истечение срока исковой давности, пропущенного без уважительных причин, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

В ходе судебного заседания представитель ответчика заявил ходатайство о применении сроков исковой давности, так как описанные в иске события произошли в ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Абдурахманов С.А. является собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ справками Администрации сельского поселения МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и от

В ДД.ММ.ГГГГ в результате сильных ливневых дождей, которые прошли на территории РД, в частности в <адрес> в <адрес> домостроение Абдурахманов С.А. было подтоплено. Вследствие стихийного бедствия принадлежащее истцу домовладение получило технические повреждения, что подтверждается протоколами заседания Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ г., актом обследования жилого дома частного сектора, поврежденного в результате ливневых дождей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., составленным комиссией по ЧС <адрес>, актом определения степени повреждения от ДД.ММ.ГГГГ

Протоколом заседания Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ отмечено, что в результате интенсивных атмосферных осадков в виде ливневых дождей, вызвавших затопление населенных пунктов, причинен значительный ущерб населению, объектам жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы РД. Повреждены муниципальные дороги, дамбы, мосты, водопроводы, сельские образовательные и медицинские учреждения, объекты культурного назначения, жилые дома граждан. ГУ МЧС России по РД совместно с администрациями пострадавших районов поручено организовать работу по определению размера причиненного ущерба и составлению обосновывающих документов.

Протоколом заседания Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате опасных гидрометеорологических явлений, произошедших 20-ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Дагестан» отмечено, что в результате паводков на территории 5 городов и 10 районов РД разрушено более 470 домов, различной степени повреждения причинены более 4100 домам, частично или полностью утрачено имущество граждан. Сумма средств на погашение государственных жилищных сертификатов, оказание единовременной материальной помощи за поврежденное жилье и оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества составляет около 1500 млн. рублей. Ущерб, причиненный объектам жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства составляет около 500 млн. рублей.

Учитывая объемы нанесенного ущерба, ГУ МЧС России по РД подготовлен и направлен в Правительство РД проект обращения в Правительство РФ с просьбой поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти рассмотреть обосновывающие ущерб документы и внести согласованные предложения в Правительство РФ о выделении бюджетных ассигнований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №750.

Комиссия решила поручить Минстрою РД, ГУ МЧС России по РД, ГПИ «Дагестангражданпроект» организовать работу по обследованию технического состояния жилых домов и объектов экономики с целью определения степени их повреждения; по результатам обследования совместно с комиссиями по чрезвычайным ситуациям пострадавших районов и городов, выдать акты с техническим заключением о непригодности жилых домов для проживания.

Для обоснования объемов финансовых средств, запрашиваемых из федерального бюджета на ликвидацию последствий стихии, Комиссией установлен срок представления в ГУ МЧС России по РД соответствующих документов, в том числе, для МО «<адрес>» – до ДД.ММ.ГГГГ г.

Из информативного письма ГУ МЧС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ , адресованного Администрации <адрес>, следует, что, учитывая масштабы причиненного ущерба и недостаточность собственных средств для ликвидации последствий стихии, Правительство РД в установленном порядке обратилось в Правительство РФ с просьбой оказать финансовую помощь республике для ликвидации последствий стихии.

Документы, обосновывающие ущерб, причиненный гражданам и объектам экономики пострадавших районов и городов республики, составленные и представленные администрациями муниципальных образований, в установленном порядке Правительством Республики Дагестан были представлены на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти.

Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 1044-р Правительству РД были выделены бюджетные ассигнования на ликвидацию последствий стихийного бедствия, в том числе на оказание пострадавшим гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 09.06.2010 г. №940-р Министерством финансов РФ был выделен 501 бланк государственных жилищных сертификатов для выдачи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате стихии.

На основании распоряжения Правительства РД от 16.08.2010 г. №191-р направлены бюджетные ассигнования, поступившие из федерального бюджета, для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий сильных ливневых дождей, прошедших в ДД.ММ.ГГГГ на территории РД. Администрациям муниципальных образований рекомендовано обеспечить своевременную выплату пострадавшим гражданам единовременной материальной помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости путем перечисления на лицевые счета по спискам, согласованным с ГУ МЧС РФ по РД.

<адрес> составлен список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате очень сильного дождя 20-ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> РД, согласно которым жителям оказана единовременная материальная помощь из расчета 5 тысяч рублей на человека, на не более 25 тысяч рублей на семью. Из представленной суду копии списка следует, что ФИО3 подлежит выплате сумма единовременной материальной помощи в размере 25 тыс. рублей.

В то же время денежные средства на компенсацию ущерба, причиненного домостроениям, из федерального бюджета либо бюджета республики не выделялись. Следовательно, компенсационные выплаты на восстановление поврежденных жилых домов истица не получала.

Согласно ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон №68-ФЗ) чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона №68-ФЗ граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона №68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п.1 указанной статьи, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Указанный закон является специальный нормой, устанавливающей порядок возмещения вреда, не связанного с виновными действиями конкретных лиц, а причиненными обстоятельствами, не зависящими от воли людей. Предметом судебного разбирательства в данном случае является не вред, причиненный действиями (бездействием) государственных органов, а возможность реализации гражданином его законного права. В связи с тем, что вышеуказанный федеральный закон специально регулирует отношения, связанные с защитой населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к которым относятся отношения, связанные с возмещением ущерба, доказывать наличие вины Министерства финансов РФ, как ответчика, суд не считает необходимым.

Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 №982 (далее по тексту – Постановление Правительства РФ №982) утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.

В соответствии с п.2 данного Порядка сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина РФ на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.

Согласно п.6 Порядка список граждан на получение государственного жилищного сертификата утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и направляется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов РФ для осуществления последующего погашения сертификатов.

По смыслу законоположений, содержащих правовые гарантии возмещения гражданам ущерба, причиненного их имуществу вследствие стихийных бедствий, посредством помощи в приобретении жилого помещения, государственная финансовая поддержка в приобретении жилья осуществляется с целью возмещения гражданам ущерба, причиненного их имуществу стихийным бедствием, и, соответственно, должна быть оказана до тех пор, пока причиненный ущерб не будет возмещен.

При этом органы государственной власти, уполномоченные на осуществление финансовой поддержки указанной выше категории граждан, обязаны в полной мере обеспечить получение гражданами финансовой помощи на приобретение жилого помещения в качестве возмещения ущерба, причиненного их имуществу чрезвычайной ситуацией.

Довод представителя ответчика о том, что ущерб, причиненный стихийным бедствием, может быть возмещен только в порядке, предусмотренном Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. №110 (далее по тексту – Правила), сделан на основе неправильного толкования ст.18 Федерального закона №68-ФЗ.

До ДД.ММ.ГГГГ возмещение ущерба осуществлялись в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 №750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее по тексту – Постановление Правительства РФ №110).

Указанные Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Согласно Постановлению Правительства РФ №110 органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Указанные обращения должны содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда.

Таким образом, Постановления Правительства РФ и предусматривают только порядок реализации положений ч.1 ст.18 Федерального закона №68-ФЗ, поскольку утвержденные этими Постановлениями Правила регулируют исключительно порядок осуществления ограниченного перечня компенсационных выплат.

Так п.п.«б» п.2 указанных Правил предусмотрено выделение из резервного фонда бюджетных ассигнований на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Однако указанные Правила никак не регламентируют порядок и формы восстановления пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций объектов жилищного фонда, находящихся в частной собственности.

Между тем, порядок, предусмотренный Постановлением Правительства РФ №982, является правовым механизмом для реализации конституционных прав граждан на возмещение ущерба, причиненного в результате стихийного бедствия. Несоблюдение уполномоченными органами требований действующего законодательства, в частности ст.18 Федерального закона №68-ФЗ, влечет за собой нарушение не только имущественных, но и конституционных прав граждан.

При этих обстоятельствах, учитывая требования Конституции РФ, в том числе вытекающие из принципа равенства (ст.19, части 1 и 2), в силу которых государство обязано обеспечивать гражданские и политические права всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам, без какого бы то ни было различия, суд считает иск Абдурахманов С.А. о возмещении имущественного вреда, причиненного ему вследствие чрезвычайной ситуации, основанным на его конституционных правах гражданина.

Суд также считает несостоятельным довод представителя ответчика о том, что в силу положений Постановления Правительства РФ ущерб не подлежит возмещению в полном объеме, а только частично (компенсационные выплаты).

Выделяемые согласно Правилам бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства РФ предоставляются непосредственно органам исполнительной власти субъектов РФ для частичного покрытия расходов указанных органов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Между тем, из изложенного следует, что частичному покрытию за счет средств резервного фонда подлежат расходы субъектов РФ, в то время как ущерб, причиненный гражданам вследствие чрезвычайной ситуации, подлежит возмещению в полном объеме независимо от источника финансирования.

В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме.

Кроме того, п.2 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», предусмотрены конкретные пределы осуществления мер государственной поддержки указанной категории граждан: государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. на семью из 2 человек, по 18 кв.м. на каждого члена семьи при составе семьи из 3-х и более человек. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.

В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их родителей.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения настоящего дела, как следует из вышеуказанных норм, является установление факта постоянного проживания истца, а также членов его семьи, в жилом помещении в границах подтопленной территории и факта повреждения принадлежащего ему домовладения в результате стихийного бедствия.

В судебном заседании установлено, не оспаривается сторонами и подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательства, что Абдурахманов С.А. имел в собственности жилой дом по <адрес>, в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, в котором, на момент стихийного бедствия, проживал с семьей в составе 6 (шести) человек. Из Выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ и справки о составе семьи, выданной Администрацией сельского поселения МО «<адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Абдурахманов С.А., а также 6 (шестеро) членов его семьи действительно прописаны и проживают по указанному адресу.

По результатам определения степени повреждения, образовавшегося в результате ливневого дождя, прошедшего ДД.ММ.ГГГГ г., повлекшее подтопление индивидуального жилого дома, согласно акту НП «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» от ДД.ММ.ГГГГ №31/2009, жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, имеет высокую степень повреждения, образовавшуюся в результате ливневого дождя, прошедшего ДД.ММ.ГГГГ г., и подлежит сносу.

Суд не находит оснований не доверять акту определения степени повреждения НП «Национальная коллегия специалистов-оценщиков». Так, проводивший оценку повреждений специалист-оценщик в своем заключении указал именно те повреждения, которые возникли в результате стихийного бедствия, и описанные в акте обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ г.. Оценка объекта недвижимости была произведена на основании осмотра на месте и предоставленной технической документации. Специалист-оценщик является лицом, обладающим познаниями в области оценки имущества, и не доверять отчету эксперта у суда нет никаких оснований. Ответчиком, в свою очередь, не представлено каких-либо доказательств, опровергающих данный акт.

В судебном заседании установлено, что Абдурахманов С.А. не был включен в список граждан, лишившихся жилья в результате стихии, для получения государственных жилищных сертификатов. Между тем, право истца на возмещение вреда не может быть ограниченно установленным государственными органами механизмами выделения средств и оказания мер государственной поддержки.

Суд также находит состоятельными доводы истца о том, что неоднократные обращения в органы местного самоуправления и государственной власти Республики Дагестан к положительным результатам не привели, поэтому разрешить данный вопрос во внесудебном порядке не представляется возможным.

В соответствии со ст.24 Федерального закона №68-ФЗ финансовое обеспечение установленных указанным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.05.2007 г. №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – Постановление Правительства РФ №304) чрезвычайные ситуации, в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, подразделяются на: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные.

В зависимости от данной квалификации чрезвычайной ситуации определяется, из какого бюджета (бюджетов) будут осуществляться выплаты пострадавшим гражданам.

Согласно Постановлению Правительства РФ №304 чрезвычайная ситуация, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей, следует считать чрезвычайной ситуацией федерального характера.

Из Протокола заседания Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате паводков на территории РД разрушено более 470 домов, различной степени повреждения причинены более 4100 домам, частично или полностью утрачено имущество граждан. Общая сумма ущерба составила около 2000 млн. рублей.

Из информативного письма ГУ МЧС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что по размеру материального ущерба произошедшая чрезвычайная ситуация являлась чрезвычайной ситуацией федерального характера.

При указанных обстоятельствах финансовое обеспечение ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате продолжительных ливневых дождей, прошедших на территории РД 20-ДД.ММ.ГГГГ, необходимо отнести к расходным обязательствам Российской Федерации.

В соответствии со ст.125 ГК РФ от имени РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В данном случае таким финансовым органом является Министерство финансов РФ.

Суд приходит к выводу о том, что взыскание должно производиться с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ.

В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истцом представлены суду объективные и достаточные доказательств повреждения принадлежащего ему домовладения в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика суммы ущерба, причиненного повреждением жилого дома.

Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на IV квартал 2014 г., которые подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

Согласно приложению к данному приказу для РД указанный показатель составил <данные изъяты>. Следовательно, расчет суммы, подлежащей взысканию, следующий: 18 (кв.м.) х <данные изъяты> (члены семьи) х <данные изъяты> (стоимость 1 кв.м. общей площади жилья) = <данные изъяты>.

В части заявленного ответчиком ходатайства о применении срока исковой давности, суд приходит к мнению, что оно не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что жители <адрес> домовладения которых пострадали в результате ливневого дождя в ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и Абдурахманов С.А., а также по их поручению <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ неоднократно обращались в органы местного самоуправления, республиканские и федеральные органы исполнительной власти, высшему должностному лицу РД с просьбой о выделении материальных средств на восстановление пострадавших домов. Из ответов на эти обращения следует, что меры по восстановлению пострадавшего в результате стихии жилья будут приняты после поступления денежных средств, предназначенных непосредственно на восстановление разрушенных и аварийных домостроений.

В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ Администрация сельского поселения МО «<адрес>» в ответ на очередное коллективное обращение жителей сообщила, что у администрации села <адрес> финансовые средства, предназначенные для проведения восстановительных мероприятий в связи со стихийным бедствием, не имеются. В бюджете села соответствующие средства на указанные цели не заложены. Для решения вопроса жителям пострадавших домов предложено обратиться в администрацию <адрес>, в республиканские органы, органы государственной власти РФ или в суд.

О том, что жителям <адрес> отказывают в выделении средств на восстановление пострадавших домовладений, истец узнал только после получения данного ответа администрации на их коллективное обращение. Следовательно, срок исковой давности необходимо считать с указанного момента. К судебной защите истец обратился лишь после разъяснения местной администрацией возможности взыскания ущерба в судебном порядке.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что срок исковой давности не был пропущен.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истец оплатил представителю за оказанные им юридические услуги <данные изъяты>, о чем свидетельствует представленная суду квитанция об оплате.

Принимая во внимание характер и степень сложности спора по указанному делу, наличие сформированной единообразной судебной практики по делам, аналогичным рассмотренному федеральным судом, продолжительность рассмотрения дела, объем выполненных представителем работ, суд считает возможным определить расходы по оплате услуг представителя, которые должны быть взысканы с ответчика в пользу истца, в сумме <данные изъяты>.

При изложенных обстоятельствах иск Абдурахманов С.А. подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Абдурахманов С.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Абдурахманов С.А. ущерб, причиненный повреждением жилого дома в результате стихийного бедствия, в размере <данные изъяты>, а также расходы по проведению оценки поврежденного домостроения в сумме <данные изъяты> и расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия.

Судья Р.А. Магомедов

Отпечатано в совещательной комнате

2-4234/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Абдурахманов С.А.
Ответчики
УФК по РД
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
22.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2015Передача материалов судье
24.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2015Судебное заседание
14.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2015Дело оформлено
26.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее