Дело № 2-527/2019
УИД - 24RS0012-01-2019-000292-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2019 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи |
Мальченко А.А., |
при секретаре |
Большешаповой А.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белова Руслана Александровича к администрации г. Дивногорска, Министерству образования Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, компенсации морального вреда,
Установил:
Белов Р.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Дивногорска, Министерству образования Красноярского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений, мотивируя тем, что относится к категории лиц из числа детей-сирот, не имеет закрепленного жилого помещения, жилой площадью не обеспечен, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилого фонда.
Истец Белов Р.А. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. Неявка истца, в силу ст. 167 ГПК РФ, не является препятствием для рассмотрения дела.
Принимая участие в предварительном судебном заседании, истец Белов Р.А. пояснил, что с 2008 года состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в 2012 году узнал, что его сняли с очереди в связи с тем, что были выделены деньги на приобретение жилья, но не смогли его найти для заключения договора. Повторно встал в очередь в 2015 году. Жилого помещения в собственности не имеет.
Представитель ответчика – администрации г. Дивногорска, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным.
В письменных возражениях представитель администрации г. Дивногорска Гаврищук П.В. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указала, что полномочия администрации г. Дивногорска по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ограничено и поставлено в прямую зависимость от выделения субвенций из Министерства образования Красноярского края. Кроме того, предоставление Белову Р.А. вне очереди жилого помещения нарушит законные интересы лиц, состоящих на учете, включенных в список нуждающихся ранее. Также возражает против взыскания компенсации морального вреда.
Представитель ответчика – Министерства образования Красноярского края, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным.
В письменных возражениях представитель министерства образования Красноярского края Вознесенская О.В. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указала, что средства, выделенные на 2019 год, распределены органами местного самоуправления на приобретение жилья детям-сиротам, подавшим заявление о предоставлении жилья ранее Белова Р.А.
Представитель третьего лица – отдела образования администрации г. Дивногорска, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Участвуя в предварительном судебном заседании, представитель третьего лица Циулина З.П. пояснила, что Белов Р.А. был включен в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, состоял на учете в Нижнеингашском районе Красноярского края. Были выделены денежные средства на приобретение жилья, но Белова Р.А. не смогли найти, тогда его исключили из очереди. Позднее Белов Р.А. встал на учет в г. Дивногорске, его восстановили в очереди под тем же номером, что и был ранее.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров (в ред. Закона Красноярского края от 24.12.2015 № 9-4103).
Как следует из материалов дела, родители Белова Р.А. – ФИО10 (мать) на основании решения Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, ФИО11отец) решением Нижнеингашского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ года признан безвестно отсутствующим.
Постановлением администрации Нижнеингашского района Красноярского края № 61 от 17 февраля 2006 года Белов Р.А. определен в государственное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей, на полное государственное обеспечение, закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
Как следует из акта о состоянии жилого помещения, закрепленного за воспитанником детского дома, у Белова Р.А. отсутствуют законные права на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Кроме того, указанное жилое помещение находится в аварийном состоянии.
Согласно уведомлению управления образования администрации Нижнеингашского района № 721 от 17 апреля 2015 года, Белов Р.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с выпиской из приказа Министерства образования Красноярского края от 01 апреля 2019 года, Белов Р.А. состоит на учете, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, включен в список, формируемый Министерством образования Красноярского края, на предоставление жилого помещения на территории МО г. Дивногорска, под номером 2843, дата поступления документов 26 марта 2015 года.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Белова Р.А. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что Белов Р.А. имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в возрасте до 18 лет он остался без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет заявил о своем намерении получить гарантированную государством меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем; в Министерстве образования Красноярского края включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Обязанность по предоставлению жилого помещения, в соответствии с нормами законодательства, возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком не исполнена.
Доводы представителя ответчика о том, что внеочередное предоставление жилого помещения Белову Р.А. повлечет нарушение прав иных лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди перед Беловым Р.А., суд находит необоснованными, поскольку ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. По своей сути, формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования в части предоставления жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая заявленное истцом требование о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В силу абз. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 2 ст. 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или, в силу закона, нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением прав гражданина на своевременное предоставление жилья, с учетом того, что каких-либо действий ответчика, непосредственно направленных на нарушение личных неимущественных прав истца либо посягающих на принадлежащие истцу нематериальные блага не установлено, оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не имеется. Таким образом, суд находит требования истца в части взыскания компенсации морального вреда неподлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление Белова Руслана Александровича к администрации г. Дивногорска Красноярского края, Министерству образования Красноярского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения – удовлетворить частично.
Обязать администрацию г. Дивногорска Красноярского края предоставить Белову Руслану Александровичу, 19 сентября 1990 года рождения, жилое помещение на территории г. Дивногорска Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью исходя из нормы предоставления в 33 кв. м, с допусками, установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» (не более 42 кв. метров и не менее 22 кв. метров).
В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Дивногорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.А. Мальченко
Мотивированное решение составлено 19 августа 2019 года.
«СОГЛАСОВАННО»:
Судья ____________ Мальченко А.А.