Решение по делу № 3а-285/2020 от 25.11.2019

                                                                        Дело № 3а-285/2020 (3а-1368/2019)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 апреля 2020 года                                       г. Брянск

Брянский областной суд в составе

председательствующего                   Цуканова Д.А.

при секретаре                                           Шалатоновой Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сидоренковой Валентины Васильевны к Управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Сидоренкова В.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является собственником торгового павильона, назначение: нежилое здание, 1-этажного, общей площадью 35,1 кв. м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость вышеназванного объекта недвижимости составляет 1 377 038 руб. 99 коп.

Согласно отчету об оценке № 01-425-2019 от 17.10.2019 г., выполненному ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», рыночная стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 27 682 руб. 82 коп.

Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются его права как налогоплательщика, административный истец просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - торгового павильона, назначение: нежилое здание, 1-этажного, общей площадью 35,1 кв. м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2015 г., в размере 27 682 руб. 82 коп.

Определением Брянского областного суда от 19.12.2019 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области исключено из числа административных ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Представителем административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области – Семилёнковой Е.В. представлен отзыв, согласно которому Управление возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Вместе с тем Управление не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В соответствии с отзывом представителя заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевской Н.С. Управление как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы административного истца не нарушало, не оспаривает его право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и представленный им отчет. Разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда.

Административный истец Сидоренкова В.В., ее представитель            Киндиров А.С., представитель административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области, представители заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области,                               ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Акуличской сельской администрации в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела.

Административный истец Сидоренкова В.В., ее представитель            Киндиров А.С., представитель административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области, представители заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области,                               ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Акуличской сельской администрации представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

С учетом требований ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд считает возможным удовлетворить ходатайства административного истца              Сидоренковой В.В., ее представителя Киндирова А.С., представителя административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области, представителей заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Акуличской сельской администрации и рассмотреть дело в их отсутствие, а также рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Сидоренкова В.В. является собственником нежилого здания, наименование: торговый павильон, площадью 35,1 кв. м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26.09.2019 г., кадастровая стоимость данного объекта, определенная по состоянию на 01.01.2015 г., составляет 1 377 038 руб. 99 коп.

Указанная кадастровая стоимость была утверждена приказом Управления имущественных отношений Брянской области № 1890 от 27.11.2015 г.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28.12.2015 г.

В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Поскольку пятилетний срок со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости не истек, то срок обращения административного истца с данным административным иском не нарушен.

В силу ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Согласно абз. 8 ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу положений ст.ст. 400 и 401 НК РФ физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемого объектом налогообложения.

Учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу на праве собственности, влияют на его права и обязанности, как плательщика налога на имущество физических лиц, то он вправе заявлять об установлении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ и статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пункта 4 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, в силу ч.5 ст.247 КАС РФ, лежит на административном истце.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 01-425-2019 от 17.10.2019 г., выполненный ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», согласно которому рыночная стоимость торгового павильона, назначение: нежилое здание, 1-этажного, общей площадью 35,1 кв. м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 27 682 руб. 82 коп.

По ходатайству представителя административного истца             Сидоренковой В.В. – Киндирова А.С. определением Брянского областного суда от 16 января 2020 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ИП Солодову М.Р.

Согласно заключению эксперта ИП Солодова М.Р. от 14.02.2020 г.              № 01-027/Э-2020 отчет об оценке соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в действующей редакции, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. В процессе экспертизы не было выявлено факторов, влияющих на итоговую величину рыночной стоимости объекта: торгового павильона, назначение: нежилое здание, 1-этажного, общей площадью 35,1 кв. м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> Сделанные оценщиком выводы о величине рыночной стоимости объекта оценки, следует признать обоснованными.

В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Заключение эксперта ИП Солодова М.Р. от 14.02.2020 г.                                 № 01-027/Э-2020 соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.

Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.

Заключение эксперта подготовлено лицом, имеющим соответствующее образование, квалификацию и предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ.

Правильность заключения судебной экспертизы представителями административного ответчика и заинтересованных лиц не опровергнута.

С учетом совокупности собранных по делу доказательств, а также принимая во внимание правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Сидоренковой В.В. и необходимости установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке № 01-425-2019 от 17.10.2019 г., выполненном ООО «Брянский центр оценки и экспертизы».

По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Материалами дела установлено, что административный иск подан Сидоренковой В.В. в суд 25 ноября 2019 года.

С учетом изложенного датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости следует считать 25 ноября 2019 года, т.е. дату его обращения в суд.

        Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сидоренковой Валентины Васильевны к Управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания, наименование: торговый павильон, площадью 35,1 кв. м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости – 27 682 руб. 82 коп. по состоянию на 01.01.2015 г.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать             25 ноября 2019 года – дату обращения Сидоренковой В.В. с настоящим административным иском в суд.

Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца.

Судья                                                                Д.А. Цуканов

3а-285/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сидоренкова Валентна Васильевна
Ответчики
Управление Росреестра по Брянской области
Управление Имущественных отношений Брянской области
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области
Акуличская сельская администрация
Суд
Брянский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
25.11.2019Регистрация административного искового заявления
25.11.2019Передача материалов судье
28.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
28.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2019Подготовка дела (собеседование)
19.12.2019Рассмотрение дела начато с начала
19.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2020Судебное заседание
17.03.2020Производство по делу возобновлено
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее