Дело №2-114/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2018 года село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Викторова А.А.,
при секретаре судебного заседания Казаковой Т.Д.,
с участием представителя истца Львовой Л.Н. по доверенности от ДД.ММ.ГГ,
ответчика Краснова А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению администрации Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики к Краснову Анатолию Федоровичу, межтерриториальному управлению Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о признании права собственности на выморочное имущество за сельским поселением,
установил:
Администрация Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (далее Сельское поселение) обратилось в суд с иском к Краснову А.Ф., межтерриториальному управлению Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской (далее Управление Росимущества), указывая, что ДД.ММ.ГГ умерла ФИО ДД.ММ.ГГ г.р., которая имела в своей собственности земельный участок площадью ... га с кадастровым номером №, расположенный по адресу: .... На земельном участке также был расположен ветхий бревенчатый дом, который в связи с аварийным состоянием снесен ДД.ММ.ГГ. В настоящее время по данному адресу никто не прописан и не проживает. Наследники умершей ФИО на наследство не претендуют, наследство не принято. Указанный земельный участок является выморочным имуществом.
В делах сельского поселения завещания от имени умершей ФИО не имеется.
Истец, ссылаясь на положения ч.1 ст.1151 ГК РФ просил признать имущество ФИО ДД.ММ.ГГ г.р., умершей ДД.ММ.ГГ в виде земельного участка с кадастровым номером № площадью ... кв.м. находящийся по адресу: ... выморочным имуществом и признать за сельским поселением на указанное спорное выморочное недвижимое имущество право собственности.
В судебном заседании представитель ответчика Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики Львова Л.Н. заявленные требования поддержала по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их суду, просила удовлетворить.
Ответчик Краснов А.Ф. в судебном заседании показал, что умершая ФИО является сестрой его бабушки по отцовской линии. Иных наследников не имеется. На спорный земельный участок не претендует и не возражает удовлетворению заявленным требованиям, о чем представил суду письменное заявление.
Ответчик Управление Росимущества, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечил. Причина неявки суду не известна. Мотивированного возражения на иск не предоставил и ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявлял.
Третьи лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике – Чувашии (далее Филиал), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Чувашской Республике надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечили. В своих отзывах на иск просили рассмотреть дело без участия представителя, в удовлетворении исковых требований не возражают.
Суд, с учетом мнения представителя истца, ответчика, положений п.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчика и исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.
В силу требований п.14 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», действовавшего до 25.02.2003, земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передавались в собственность граждан бесплатно.
Как видно из материалов дела, согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоян-ного) пользования землей № (далее Госакт) (л.д.4-5), ФИО, проживающей в ... на основании постановления главы Большетаябинской сельской администрации Яльчикского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГ предоставлен земельный участок площадью ... га для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, ФИО воспользовалась правом на получение земельного участка в собственность бесплатно.
Из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГ (л.д.6) видно, что земельный участок площадью ... кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства принадлежит на праве собственности ФИО. Указанный земельный участок расположен по адресу: ..., кадастровый №, который является как ранее учтенной, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ.
Согласно выписки из похозяйственной книги за период с ДД.ММ.ГГ г. по ДД.ММ.ГГ год (л.д.8) в жилом бревенчатом доме, ДД.ММ.ГГ года постройки, общей площадью ... кв.м. расположенного по вышеуказанному адресу, проживала одна ФИО
Согласно справки Большетаябинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ жилой дом, принадлежавший ФИО, расположенный по адресу: ... в связи с ветхостью и аварийным состоянием в ДД.ММ.ГГ снесен (л.д.13).
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП) сведения о зарегистрированных правах ФИО на спорный земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по вышеуказанному адресу не имеется.
Вместе с тем п.9 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно справки администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГ (л.д.12) в реестре муниципального имущества Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики земельный участок с кадастровым номером № с площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ..., не значится.
Суд также принимает во внимание факт того, что в фактических границах участок использовался на протяжении многих лет в соответствии с его целевым назначением; на спорном земельном участке площадью ... кв.м. возведен жилой дом. Из представленного суду фотографии видно, что жилой дом отсутствует, а земельный участок по вышеуказанному адресу заброшен.
При этом каких-либо претензий по поводу фактически используемой площади участка от муниципальных органов или иных лиц не поступало.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО на основании Госакта и кадастровой выписки на спорный земельный участок является собственником земельного участка площадью ... кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ....
Из сообщения отдела ЗАГС администрации Яльчикского района Чувашской Республики (л.д.3) видно, что имеется запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГ, составленная отделом ЗАГС администрации Яльчикского района Чувашской Республики на ФИО ДД.ММ.ГГ г.р., уроженку .... Дата смерти ДД.ММ.ГГ.
Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Земельные участки могут принадлежать гражданам, как на праве собственности, так и на праве пожизненного наследуемого владения. И в силу ст. 1181 ГК РФ земельные участки переходят по наследству на общих основаниях.
В силу ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Принятие наследства в силу ч.1 ст.1153 ГК РФ осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст.1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст.1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст.1158), имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество в силу положений п.2 ст.1151 ГК РФ (в редакции от 26.11.2001 №146-ФЗ, действовавшей в спорный период) переходило в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований согласно п.3 ст.1151 ГК РФ определяется законом.
Соответствующий федеральный закон в спорный период не был принят.
В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 26.11.2001 №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», изданные до введения в действие части третьей Кодекса нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента РФ и Правительства РФ, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части третьей ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Согласно п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпункт «к» п.18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 №340, предусматривает в качестве функции налоговых органов - осуществление работы по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству.
Обязанность по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, возложена на налоговые органы Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 №683 (далее Положение).
Непосредственный порядок передачи такого имущества налоговым органам, его учета, оценки и реализации установлен Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 №185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» (далее Инструкция).
Исходя из изложенного, до принятия соответствующего федерального закона работа по учету, оценке и реализации выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, должно осуществляться налоговыми органами в порядке, установленном Положением и Инструкцией.
Действительно, в соответствии с п.5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 №691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество.
Однако, согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 27.11.2004 №691 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Порядок, указанный в п.5.30 Положения о Федеральном агентстве по управле-нию федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 №691, определяющий отличный от предусмотренного Положением и Инструкцией, в спорный период не был установлен.
Таким образом, вступление в силу указанного Постановления Правительства РФ не изменило порядок учета, оценки и реализации выморочного имущества, в соответствии с которым работу по учету, оценке и реализации выморочного имущества, преходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, осуществляют налоговые органы в порядке, установленном Положением, и Инструкцией (в части, урегулированной указанными актами).
Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу.
В соответствии с пп.«а» п.6 Положения и пп.«а» п.16 Инструкции строения (в том числе жилые дома и части их) передаются налоговыми органами безвозмездно в ведение соответствующих органов местного самоуправления.
В соответствии с п.1 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) органа местного самоуправления, в том числе жилищный фонд.
Таким образом, субъектами права собственности на перешедшее по праву наследования к государству имущество, относящееся к муниципальной собственности, являются муниципальные образования в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1, в лице соответствующих органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи, возникновение этих прав, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом в силу ст.124,125 ГК РФ, ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и с учетом п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 №8 от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления; последние выступают от имени муниципального образования в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее муниципальному образованию.
Учитывая изложенное, строения (в том числе жилые дома и части их), перешедшие в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, передаются налоговыми органами безвозмездно в ведение соответствующих органов местного самоуправления. Государственная регистрация прав на указанное имущество налоговыми органами не осуществляется.
Тем самым, в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества.
Таким образом, судом установлено, что после смерти ДД.ММ.ГГ ФИО ДД.ММ.ГГ г.р., уроженки ... открылось наследство в виде земельного участка площадью ... кв.м, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: ....
По сведениям Яльчикского нотариального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ, по месту нахождения спорного недвижимого имущества, наследственное дело на имущество ФИО ДД.ММ.ГГ г.р., умершей ДД.ММ.ГГ в делах нотариуса Яльчикского нотариального округа Чувашской Республики не имеется. Никто из наследников ФИО в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство не обращался.
Согласно справки сельского поселения от ДД.ММ.ГГ земельный налог на земельный участок с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... по ДД.ММ.ГГ оплачивался, с ДД.ММ.ГГ после смерти собственника ФИО не оплачивался.
Как указывалось судом ранее наследник умершей ФИО – Краснов А.Ф., принимавший участие в похоронах наследодателя, на спорный земельный участок не претендует и не возражает удовлетворению заявленным требованиям.
При изложенных обстоятельствах, в связи с отсутствием наследников, претендующих на спорное недвижимое имущество после смерти ФИО, наследственное имущество в виде земельного участка площадью ... кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., собственником которого до настоящего времени значится умершая ФИО является выморочным имуществом.
Поскольку указанный объект недвижимости находится на территории Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики по адресу: ..., данный объект, являясь выморочным имуществом, в силу действовавших норм законов подлежит передаче в собственность истца.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования сельского поселения обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу п.п.5 ч.1 ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является вступившие в законную силу судебные акты.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск администрации Большетаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики к Краснову Анатолию Федоровичу, межтерриториаль-ному управлению Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о признании права собственности на выморочное имущество за сельским поселением - удовлетворить.
Признать выморочным имуществом земельный участок площадью ... кв.м., с кадастровым номером №, отнесенный к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенное по адресу: ..., собственником которого значится ФИО ДД.ММ.ГГ г.р., уроженка ..., умершая ДД.ММ.ГГ.
Признать за Большетаябинским сельским поселением Яльчикского района Чувашской Республики право собственности на земельный участок площадью ... кв.м, с кадастровым номером №, отнесенный к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течении месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.А. Викторов