Решение по делу № 3а-163/2021 от 10.12.2020

УИД: 59OS0000-01-2020-001699-18

№ 3а-163/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 января 2021 г. г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Исаковой Л.И.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М.,

административного истца Утяганова Э.Х.,

представителя заинтересованного лица Управления Роспортебнадзора по Пермскому краю Меркушевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Утяганова Эдуарда Хабибрахмановича, Утягановой Татьяны Юрьевны, Абдулова Айвара Альбертовича, Балезина Романа Владимировича, Белоусова Максима Викторовича, Бузикова Романа Раисовича, Выльдурова Алексея Владимировича, Габова Алексея Алексеевича, Гумаровой Фанизы Шакировны, Калашникова Сергея Владимировича, Кетова Николая Владимировича, Кожевниковой Виктории Игоревны, Кучина Вадима Викториновича, Лесникова Владимира Борисовича, Макарова Александра Валерьевича, Мансурова Вадима Маратовича, Минасян Лусине Мельсоновны, Морозовой Татьяны Леонидовны, Плотникова Андрея Васильевича, Подборцова Юрия Николаевича, Полуянова Дмитрия Анатольевича, Порошина Сергея Леонидовича, Посягина Алексея Павловича, Седина Евгения Владимировича, Соловьева Константина Дмитриевича, Сырбачевой Жанны Сергеевны, Фокина Виталия Александровича, Хорошева Юрия Николаевича, Царькова Александра Александровича, Цыпляева Игоря Геннадьевича, Шакирова Рустама Равилевича, Шестакова Игоря Анатольевича о признании недействующими пунктов 1.3.1, 1.3.2, 1.3.8, 3, 5 Указа Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», пунктов 4, 5, 6, 7, 16, 17 Указа Губернатора Пермского края от 31.03.2020 № 26 «О внесении изменений в Указ Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае»,

установил:

29.03.2020 Губернатором Пермского края принят Указ № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» (далее – указ Губернатора Пермского края № 23).

Нормативный правовой акт 30.03.2020 размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Опубликован в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 14 от 6.04.2020.

В указ Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 вносились изменения указами Губернатора Пермского края от 31.03.2020 № 26, от 4.04.2020 № 30, от 6.04.2020 № 31, от 13.04.2020 № 33, от 17.04.2020 № 40, от 24.04.2020 № 50, от 27.04.2020 № 51, от 30.04.2020 № 56, от 6.05.2020 № 59, от 8.05.2020 № 60, от 18.05.2020 № 62, от 20.05.2020 № 67, от 27.05.2020 № 69, от 5.06.2020 № 74, от 15.06.2020 № 79, от 16.06.2020 № 82, от 19.06.2020 № 87, от 22.06.2020 № 88, от 26.06.2020 № 90, от 30.06.2020 № 91, от 2.07.2020 № 92, от 8.07.2020 № 98, от 13.07.2020 № 101, от 15.07.2020 № 103, от 20.07.2020 № 107, от 24.07.2020 № 109, от 05.08.2020 № 115, от 12.08.2020 № 117 (опубликованы соответственно 31.03.2020, 6.04.2020, 13.04.2020, 17.04.2020, 24.04.2020, 27.04.2020, 30.04.2020, 6.05.2020, 8.05.2020, 18.05.2020, 20.05.2020, 27.05.2020, 5.06.2020, 15.06.2020, 16.06.2020, 19.06.2020, 22.06.2020, 26.06.2020, 30.06.2020, 2.07.2020, 8.07.2020, 13.07.2020, 15.07.2020, 20.07.2020, 24.07.2020, 5.08.2020, 12.08.2020 на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), в печатных изданиях "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" от 6.04.2020 № 14, от 13.04.2020 № 15, от 20.04.2020 № 16, от 27.04.2020 № 17, от 4.05.2020 № 18, от 11.05.2020 № 19, от 25.05.2020 № 21, от 1.06.2020 № 22, от 8.07.2020 № 23, от 22.06.2020 № 25, от 29.06.2020 № 26, от 6.07.2020 № 27, от 13.07.2020 № 28, от 20.07.2020 № 29, от 27.07.2020 № 30, от 10.08. 2020 № 32, от 17.08.2020 № 33)

Оспариваемыми в административном иске пунктами 1.3.1, 1.3.2, 1.3.8, 3, 5 Указа Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 (в первоначальной редакции) постановлено:

1. Временно приостановить на территории Пермского края:

1.3. с 28 марта 2020 г. до 5 апреля 2020 г.:

1.3.1. работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания независимо от их организационно-правовой формы, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов;

1.3.2. работу объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в приложении 1 к настоящему Указу, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки;

1.3.8. оказание населению иных услуг, предполагающих очное присутствие гражданина, за исключением ритуальных, медицинских, транспортных, жилищно-коммунальных услуг, услуг по санитарной обработке транспортных средств, услуг по автомойке, химчистке и иных услуг, носящих экстренный и неотложный характер, а также услуг, оказание которых допускается в соответствии с настоящим Указом.

3. В период с 30 марта 2020 г. по 5 апреля 2020 г. ограничить розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в соответствии с пунктом 1.3.1 настоящего Указа, установив запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 20:00 до 11:00 по местному времени.

5. С 26 марта 2020 г. обязать граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении 2 к настоящему Указу, перейти на режим самоизоляции, который должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах.

Режим самоизоляции может не применяться к руководителям и сотрудникам предприятий, организаций, учреждений и органов власти, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования, работникам здравоохранения, а также к гражданам, определенным решением Оперативного штаба по координации мероприятий по предупреждению распространению на территории Пермского края коронавирусной инфекции при Правительстве Пермского края.

Оспариваемыми пунктами 4, 5, 6, 7, 16, 17 Указа Губернатора Пермского края от 31.03.2020 № 26 внесены изменения в Указ Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23:

4. В пункте 1.3.1 слово "гражданами" заменить словами "физическими лицами".

5. В пункте 1.3.3 слово "гражданина" заменить словами "физического лица".

6. В пунктах 1.3.6, 1.3.7 слово "гражданам" заменить словами "физическим лицам".

7. Пункт 1.3.8 изложить в следующей редакции:

"1.3.8. оказание населению иных услуг, предполагающих очное присутствие физического лица, за исключением ритуальных, медицинских, транспортных, жилищно-коммунальных услуг, услуг по санитарной обработке транспортных средств, услуг по автомойке, химчистке, услуг по изготовлению и пошиву средств индивидуальной защиты и иных услуг, носящих экстренный и неотложный характер, услуг сотовой связи, оказываемых в местах реализации продовольственных товаров и непродовольственных товаров первой необходимости, услуг по регистрации актов гражданского состояния, нотариальных услуг экстренного и неотложного характера, а также услуг, оказание которых допускается в соответствии с настоящим Указом;".

16. Пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Обязать физических лиц, проживающих на территории Пермского края:".

17. Дополнить пунктами 5.1-5.4 следующего содержания:

«5.2. не покидать места проживания (пребывания) и перейти на режим самоизоляции, который должен быть обеспечен по месту проживания (пребывания) указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах».

Изменения, внесенные Указом Губернатора Пермского края от 31.03.2020 № 26 вступили в силу со дня опубликования, за исключением пунктов 16, 17 изменений, которые вступили в силу с 2.04.2020.

Судом апелляционной инстанции направлен на новое рассмотрение административный иск Утяганова Э.Х., Утягановой Т.Ю., Абдулова А.А., Балезина Р.В., Белоусова М.В., Бузикова Р.Р., Выльдурова А.В., Габова А.А., Гумаровой Ф.Ш., Калашникова С.В., Кетова Н.В., Кожевниковой В.И., Кучина В.В., Лесникова В.Б., Макарова А.Б., Мансурова В.М., Минасян Л.М., Морозовой Т.Л., Плотникова А.В., Подборцова Ю.Н., Полуянова Д.А., Порошина С.Л., Посягина А.П., Седина Е.В., Соловьева К.Д., Сырбачевой Ж.С., Фокина В.А., Хорошева Ю.Н., Царькова А.А., Цыпляева И.Г., Шакирова Р.Р., Шестакова И.А. о признании недействующими пунктов 1.3.1, 1.3.2, 1.3.8, 3, 5 Указа Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», пунктов 4, 5, 6, 7, 16, 17 Указа Губернатора Пермского края от 31.03.2020 № 26 «О внесении изменений в Указ Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае».

В обоснование заявленных требований административными истцами указано, что оспариваемые положения нарушают их конституционные права, ограничивают право граждан на свободу передвижения. Полагают, что ограничение права на свободу передвижения возможно только при введении чрезвычайного положения на основании Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Указ Губернатора Пермского края не является законом, относится к числу подзаконных правовых актов. Считают, что Губернатор Пермского края не наделен полномочиями на введение режима, допускающего ограничение прав и свобод граждан. Замена слова «гражданами» словами «физическими лицами» нарушает требования Конституции Российской Федерации и Федеральных законов, ущемляет честь и достоинство граждан Пермского края, лишает их гражданской правоспособности, т.е. иметь гражданские права и нести обязанности.

Административный истец Утяганов Э.Х., являющийся одновременно представителем административных соистцов, в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований. Дополнительно пояснил, что замена слова «гражданами» медицинским термином «физическими лицами» оскорбительна, нарушает конституционные права человека и гражданина. Указ Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 накладывает на граждан ограничения с 26.03.2020, о которых граждане не могли знать до выхода Указа, в связи с чем противоречит порядку издания и опубликования указов губернатора Пермского края. Пункт 1.3.1 Указа Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 выходит за рамки полномочий Губернатора Пермского края, поскольку не основан на Федеральном законе. 29.03.2020 пандемии не было, количество заболевших было незначительным. Ограничение продажи алкоголя привело к уплотнению потока покупателей в магазинах, что не способствовало снижению заболеваемости. Нормативный акт должен быть обоснован.

Административный ответчик Губернатор Пермского края в судебное заседание представителя не направил.

Представитель заинтересованного лица Управления Роспортебнадзора по Пермскому краю Меркушева Е.М. в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва.

Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, заключение прокурора Вохмяниной Ю.М., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктами "б" и "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Специальным законом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также регулирующим отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 1.04.2020 № 98-ФЗ) закреплены понятия: чрезвычайной ситуации и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

Исходя из взаимосвязанных положений пункта 8 и подпункта "а" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым при региональном уровне реагирования является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Губернатор Пермского края является высшим должностным лицом Пермского края, которое возглавляет исполнительную власть в Пермском крае и несет ответственность за обеспечение исполнения высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края действующего законодательства (статьи 15, 20 Устава Пермского края).

На территории Пермского края принят и действует Закон Пермского края от 12.03.2007 № 12-ПК "О защите населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", целью которого, среди прочих, является предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

Статьей 6 данного Закона (в первоначальной редакции, действовавшей в юридически значимый период) предусмотрено, что Губернатор Пермского края принимает нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций, осуществляет подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, осуществляет иные полномочия, отнесенные к полномочиям губернатора, в соответствии с настоящим Законом и законодательством Российской Федерации.

Распоряжением Председателя Правительства Пермского края от 14.03.2020 № 5-рпп "О введении для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Пермского края режима функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края введен режим функционирования "Повышенная готовность" и установлен региональный уровень реагирования с 00.00 часов 15.03.2020, также утвержден План действий по предупреждению завоза и распространения инфекции, вызванной новым коронавирусом COVID-2019, в Пермском крае.

Таким образом, на федеральном законодательном уровне установлены права регионального органа государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, с учетом складывающейся ситуации в регионе, предусматривать действующие на территории субъекта Российской Федерации дополнительные и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.

Реализуя предоставленные приведенными федеральными и региональными нормами полномочия, Губернатор Пермского края Указом от 29.03.2020 № 23 (с последующими изменениями) в условиях режима повышенной готовности ввел на территории региона соответствующие ограничительные меры, в том числе, в виде временного приостановления работы предприятий общественного питания, работы объектов розничной торговли, оказания населению иных услуг, предполагающих очное присутствие гражданина, режима самоизоляции граждан, ограничения времени продажи алкогольной продукции

В силу абзацев 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

В редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ пункт 5 статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ обязывает граждан Российской Федерации выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2.04.2020 № 417. Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2.04.2020 № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

По решению Всемирной организации здравоохранения от 30.01.2020 эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11.03.2020 ситуация признана пандемией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Следовательно, совокупность введенных Указом Губернатора Пермского края от29.03.2020 № 23 в границах территории Пермского края ограничительных мер, включая вышеназванные меры, которые оспариваются административными истцами, в сложившихся условиях, обусловленных чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекших введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, являлась объективно необходимой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в данном субъекте Российской Федерации, была оправдана конституционно значимыми целями защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц и соразмерна реальной угрозе распространения названного заболевания, представляющего опасность для окружающих.

Вопреки доводам административных истцов, установление пунктами 1.3.1, 1.3.2, 1.3.8, 3, 5 Указа Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 и пунктами 7, 17 Указа Губернатора Пермского края от 31.03.2020 № 26 обязанности по соблюдению ограничительных мер, направлено на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, находящихся на территорию Пермского края, включая административных истцов, на жизнь и здоровье как высших и наиболее значимых конституционных ценностей, согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, оправдано необходимостью создания условий для предупреждения возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Пермского края.

Оспариваемые Указы Губернатора Пермского края № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», и № 26 «О внесении изменений в Указ Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» были приняты 29.03.2020 и 31.03.2020, т.е. до внесения изменений в положения Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Федеральным законом от 1.04.2020 № 98-ФЗ в части расширения и конкретизации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению правил поведения при введении режима повышенной готовности, а также до принятия Указа Президента Российской Федерации от 2.04.2020 № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Федеральным законом от 1.04.2020 № 98-ФЗ понятие чрезвычайной ситуации дополнено случаями распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Указом Президента Российской Федерации от 2.04.2020 № 239 на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации возложена обязанность, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения коронавирусной инфекции в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе приостановить деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей, установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств (пункт 2).

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.12.2020 № 49-П, осуществление оперативного (опережающего) правового регулирования, впоследствии (спустя незначительный период) легитимированного правовыми актами федерального уровня, не может расцениваться как противоречие положениям Конституции Российской Федерации.

В этой связи то обстоятельство, что осуществленное субъектом Российской Федерации регулирование носило опережающий характер (особенно принимая во внимание масштаб угрозы распространения коронавирусной инфекции), не может служить основанием для вывода о признании его в конкретно-исторической ситуации противоправным и противоречащим положениям Конституции Российской Федерации даже в короткий период до принятия федеральных актов, придавших ему формально-юридическую легитимацию.

Согласно статье 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Таким образом, ограничение права граждан на свободу передвижения возможно и допустимо только на основании закона. При этом вопреки доводам административных истцов, такое ограничение возможно не только путем издания закона, но допускается введение ограничений и в виде принятия иных нормативных правовых актов.

В рассматриваемом случае формулировку «в соответствии с законом», которая допускает введение ограничений права на свободу передвижения, следует соотнести с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ. Именно на его основании Губернатором Пермского края введен режим повышенной готовности и установлены соответствующие ограничения, в том числе обязанность «не покидать места проживания (пребывания) и перейти на режим самоизоляции».

Затрагивая права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, оспариваемый нормативный правовой акт не создает нового правового регулирования по вопросам защиты прав и свобод граждан, а основан на уже действующих положениях федерального законодательства.

При таких обстоятельствах нарушений прав, свобод и законных интересов административных истцов допущено не было, поскольку право на свободу передвижения не является абсолютным, такое право может быть ограничено.

Оспариваемые положения указов Губернатора Пермского края, несмотря на то, что касаются прав на свободу передвижения, принимались не по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, а по вопросам в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, положения действующего законодательства о том, что акты нормативного характера по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, в данном случае не применимы. Оспариваемые нормы обоснованно вступали в силу с момента опубликования либо с момента, прямо указанного в нормативном правовом акте. Иное толкование административными истцами регулируемых правоотношений в указанной части является ошибочным.

Введение пунктом 5 Указа Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 режима самоизоляции с 26.03.2020 вопреки доводам административных истцов не является распространением действия ограничения на период предшествовавший принятию оспариваемого нормативного акта.

Статьей 9 Закона Пермского края от 7.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» предусмотрено, что Губернатор Пермского края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа издает указы и распоряжения. Датой официального опубликования указов губернатора Пермского края считается дата первой публикации текста указа в одном из официальных печатных изданий, определенных в качестве таковых для официального опубликования законов Пермского края, а также в иных средствах массовой информации, учрежденных для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Пермского края, или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Иные указы губернатора Пермского края вступают в силу со дня подписания, если самими указами губернатора Пермского края не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.

Указом Губернатора Пермского края от 25.03.2020 № 21 предписано с 26.03.2020 обязать граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении к настоящему Указу, перейти на режим самоизоляции, который должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах (п. 2). Данный Указ опубликован 26.03.2020.

Пунктом 5 Указа Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 предписано с 26.03.2020 обязать граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении 2 к настоящему Указу, перейти на режим самоизоляции, который должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах.

Таким образом, оспариваемыми положениями Указа Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 воспроизводятся ограничения, ранее установленные Указом Губернатора Пермского края от 25.03.2020 № 21, новых ограничений не вводится, в связи с чем указание первоначальной даты установления ограничения не вступает в противоречие с моментом принятия оспариваемого нормативного правового акта и прав административных истцов не нарушает, поскольку не возлагает на них обязанностей, о которых они не могли знать до 29.03.2020, а сохраняет прежнее регулирование.

Введение дополнительных ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции оспариваемым пунктом 3 Указа Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23, кроме названного выше Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, основано на положениях абзаца второго пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», предоставляющего органам государственной власти субъектов Российской Федерации право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.

Замена слово "гражданам" словами "физическим лицам" оспариваемыми пунктами 4, 5, 6, 16 Указа Губернатора Пермского края от 31.03.2020 № 26 не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу и прав административных истцов не ограничивает. Из названия главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что термин "физические лица" используется наравне с термином "граждане", его применение в законодательной технике не исключается.

На основании изложенного суд не находит правовых норм большей юридической силы, которым бы противоречили оспариваемые пункты 1.3.1, 1.3.2, 1.3.8, 3, 5 Указа Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 и пункты 4, 5, 6, 7, 16, 17 Указа Губернатора Пермского края от 31.03.2020 № 26. Права, свободы и законные интересы административных истцов оспариваемыми положениями нормативных правовых актов не нарушены. Предусмотренные Указом Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 и Указом Губернатора Пермского края от 31.03.2020 № 26 ограничительные меры носят временный характер, обусловлены введением на территории Пермского края с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) режима повышенной готовности, продиктованы необходимостью достижения конституционно одобряемых и социально значимых целей, соответствуют принципам разумности и соразмерности при соблюдении баланса публичных и частных интересов в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации вследствие возникновения и распространения данного заболевания, представляющего опасность для окружающих.

При установленных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований административных истцов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Утяганова Эдуарда Хабибрахмановича, Утягановой Татьяны Юрьевны, Абдулова Айвара Альбертовича, Балезина Романа Владимировича, Белоусова Максима Викторовича, Бузикова Романа Раисовича, Выльдурова Алексея Владимировича, Габова Алексея Алексеевича, Гумаровой Фанизы Шакировны, Калашникова Сергея Владимировича, Кетова Николая Владимировича, Кожевниковой Виктории Игоревны, Кучина Вадима Викториновича, Лесникова Владимира Борисовича, Макарова Александра Валерьевича, Мансурова Вадима Маратовича, Минасян Лусине Мельсоновны, Морозовой Татьяны Леонидовны, Плотникова Андрея Васильевича, Подборцова Юрия Николаевича, Полуянова Дмитрия Анатольевича, Порошина Сергея Леонидовича, Посягина Алексея Павловича, Седина Евгения Владимировича, Соловьева Константина Дмитриевича, Сырбачевой Жанны Сергеевны, Фокина Виталия Александровича, Хорошева Юрия Николаевича, Царькова Александра Александровича, Цыпляева Игоря Геннадьевича, Шакирова Рустама Равилевича, Шестакова Игоря Анатольевича о признании недействующими пунктов 1.3.1, 1.3.2, 1.3.8, 3, 5 Указа Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», пунктов 4, 5, 6, 7, 16, 17 Указа Губернатора Пермского края от 31.03.2020 № 26 «О внесении изменений в Указ Губернатора Пермского края от 29.03.2020 № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-163/2021 Пермского краевого суда

Мотивированное решение суда изготовлено 9.02.2021.

3а-163/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Калашников Сергей Владимирович
Подборцев Юрий Николаевич
Хорошев Юрий Николаевич
Гумарова Фаниза Шакировна
Шестаков Игорь Анатольевич
Кучин Вадим Викторович
Соловьев Константин Дмитриевич
Прокурор Пермского края Юмшанов А.А.
Балезин Роман Владимирович
Шакиров Рустам Равилевич
Посягин Алексей Павлович
Габов Алексей Алексеевич
Полуянов Дмитрий Анатольевич
Бузиков Роман раисович
Батищев Евгений Валерьевич
Морозова Татьяна Леонидовна
Цыпляев Игорь Геннадьевич
Макаров Александр Валерьевич
Лесников Владимир Борисович
Луков Александр Игоревич
Утяганов Эдуард Хабибрахманович
Белоусов Максим Викторович
Порошин Сергей Леонидович
Царьков Александр Александрович
Абдулов Айвар Альбертович
Утяганова Татьяна Юрьевна
Сырбачева Жанна Сергеевна
Вильдуров Алексей Владимирович
Седин Евгений Владимирович
Плотников Андрей Васильевич
Мансуров Вадим Маратович
Фокин Виталий Александрович
Кетов Николай Владимирович
Минасян Лусина Мельсовна
Кожевникова Виктория Игоревна
Ответчики
Губернатор Пермского края Махонин Дмитрий Николаевич
Другие
Носкова Анастасия Андреевна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Алексеев Александр Александрович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
10.12.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
11.12.2020Передача материалов судье
11.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2021Судебное заседание
09.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее