УИД: 66RS0009-01-2020-003609-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2020 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего Ершовой Т.Е.,
при секретаре судебного заседания Шушаковой В.В.,
с участием прокурора \,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1895/2020 по исковому заявлению Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Нижнетагильскому муниципальному унитарному предприятию «Нижнетагильские тепловые сети» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране водных объектов,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Нижнетагильскому муниципальному унитарному предприятию «Нижнетагильские тепловые сети», в котором просит обязать ответчика в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения - скважины <адрес>-1 №.); получить в уполномоченном органе Роспотребнадзора санитарно-
эпидемиологическое заключение на данный проект зоны санитарной охраны; представить проект зоны санитарной охраны источника питьевого
водоснабжения скважины <адрес> №, санитарно-
эпидемиологическое заключение в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области для утверждения.
В обоснование требований истец указал, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов, в ходе которой установлено, что Нижнетагильское муниципальное унитарное предприятие «Нижнетагильские тепловые сети осуществляет поставку коммунальных ресурсов в <адрес> в том числе для нужд холодного водоснабжения, используя холодную воду из скважины, однако проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения - скважины <адрес> санитарно- эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны отсутствуют.
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор \ исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Возражал против уточнения координат скважины, в связи с тем, что координаты указанные ответчиком отличаются незначительно. Кроме того, указал, что указанные в иске координаты внесены в реестр зон санитарной охраны источников водоснабжения и не доверять, указанным сведениям, нет оснований.
Представитель ответчика НТ МУП «НТТС» в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. ДД.ММ.ГГГГ в канцелярию суда поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором ответчик просил провести судебное заседание в отсутствии представителя, а также указал на не соответствие указанных в иске координат скважины, ссылаясь на письмо ООО научно-производственное предприятие «УралГеоЦентр» от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица Администрации г. Нижний Тагил в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Заслушав прокурора, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Исходя из закрепленного в ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, имеющей прямое действие на территории Российской Федерации и с ч. 1 ст. 12, ч.1 ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, принципа состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-
бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения
и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты,
пригодность которых для указанных целей определяется на основании
санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов,
используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны" в том числе, выполнять требования санитарного законодательств; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации
зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого
назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны
установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных
правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02».
Согласно п. 1.3 СанПиН 2.1.4..1110-02 соблюдение санитарных правил
является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц.
В силу п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных
сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4. СанПиН
2.1.4.1110-02).
В силу п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения
водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений
от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий
пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную
для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы,
соответственно их назначению, устанавливается специальный режим
и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение
ухудшения качества воды.
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который, согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02, включаются: определение
границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению
санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех
поясов зоны санитарной охраны.
При разработке проекта зоны санитарной охраны для крупных водопроводов предварительно создается положение о зоне санитарной охраны, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально.
В п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 указано, что проект зон санитарной охраны
с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного
санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций,
после чего утверждается в установленном порядке.
Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является
основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов,
расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций,
индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения
требований, предъявляемых Правилами (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении
и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с
использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана
подавать абонентам питьевую воду, соответств������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????!�????????????J?J?J????Й?��?Й?j�??????????�?�?�??????h�????????????�?�?�??????h�????????????�?�?�??Й?��?Й?????????J?J?J????????????????�?�?�??Љ?Й?Љ?Й??????????�?�?�??Й?Й??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты,
используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе
водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических
и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных
объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических,
биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона
устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается
при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии
водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья
населения использования водного объекта.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов,
используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения
и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического
заключения о соответствии их санитарным правилам (пункты 1,3,4 статьи).
Судом установлено, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов.
В соответствии с Уставом НТ МУП «НТГС», утвержденным Приказом
Управления муниципальным имуществом и регулирования земельных
отношений Администрации города Нижний Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от
ДД.ММ.ГГГГ) целями деятельности Предприятия является в том
числе удовлетворение потребностей населения и организаций города путем
оказания коммунальных услуг.
Согласно п.п. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Устава для достижения
основных целей Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельным; передача пара
и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды;
распределение воды; производство, передача и распределение пара и горячей
воды (тепловой энергии); сбор, очистка и распределение воды.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил №-ПА от
23.01.20l8 «О передаче имущества в хозяйственное ведение Нижнетагильскому
муниципальному унитарному предприятию «Нижнетагильские тепловые сети»
Управлением муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил
передано в хозяйственное ведение НТ МУП «НТТС» имущество, находящееся
в собственности г. Нижний Тагил.
Согласно информации, представленной Нижнетагильским отделом
Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, на территории
городского округа город Нижний Тагил НТ МУП «НТТС» эксплуатирует
следующие источники питьевого водоснабжения - скважину <адрес>
(№д.), при этом зона санитарной охраны в отношении
указанного источника водоснабжения не установлена.
Указанный подземный источник водоснабжения, эксплуатируемый для
целей питьевого водоснабжения, является муниципальной собственностью,
эксплуатируется НТ МУП «НТТС» на праве хозяйственного ведения.
В отношении данного источника водоснабжения отсутствует санитарно-
эпидемиологическое заключение о соответствии зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения; отсутствует проект зон санитарной охраны.
Использование организацией, предоставляющей потребителям коммунальную услугу «водоснабжение» НТ МУП «НТТС» источников
питьевого водоснабжения в отсутствие утвержденных проектов зон санитарной
охраны, является нарушением, свидетельствующим о нарушении прав граждан
на благоприятную окружающую среду, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в
адрес внешнего управляющего НТ МУП «НТТС» внесено представление об
устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно ответу НТ МУП «НТТС» от ДД.ММ.ГГГГ предприятие приступило
к устранению выявленных нарушений - проведены переговоры по заключению
договора на разработку проекта зоны санитарной охраны, проводится доработка
и согласование документации.
Таким образом, по результатам рассмотрения представления выявленные
нарушения НТ МУП «НТТС» не устранены, действенные меры к устранению
нарушений не приняты.
Доказательств устранения, выявленных нарушений, суду на момент рассмотрения дела не представлено, отсутствие проекта зоны санитарной охраны ответчиком не оспаривалось.
Таким образом, суд приходит к выводу, что до настоящего времени ответчиком нарушается законодательство об охране водных объектов, что может повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде.
НТ МУП «НТТС», осуществляя деятельности по поставке коммунальных услуг из скважины, обязано разработать проект зоны санитарной охраны источника
питьевого водоснабжения, получить на проект санитарно-
эпидемиологическое заключение, а также соблюдать обязательные требований об охране окружающей среды.
Бездействием НТ МУП «НТТС», выразившемся в неисполнении требований законодательства об охране окружающей среды и охране источников водоснабжения питьевого назначения, не оформление проекта зоны санитарной охраны источника
питьевого водоснабжения, нарушаются законные права и интересы граждан, круг лиц которых индивидуализировать не представляется возможным, которые обеспечиваются государством и гарантированы Конституцией Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия НТ МУП «НТТС», выразившегося в самоустранении от выполнения требований законодательства об охране водных объектом, поэтому заявление Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика о необходимости установления координат скважины на основании письма ООО научно-производственное предприятие «УралГеоЦентр» от ДД.ММ.ГГГГ, отклоняются судом, поскольку согласно сведениям представленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в реестре зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения внесены координаты скважины <адрес> № в.д.
Кроме того, суд отмечает, что согласно реестру зон санитарной охраны в <адрес> имеется только одна скважина и ее идентификация не будет затруднена.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Предложенный прокурором срок устранения нарушений в срок не позднее одного года со дня вступления решения в законную силу, по мнению суда, является разумным. При этом изменение срока исполнения решения суда возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям неимущественного характера подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь статьями 12, 209, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ <░░░░░> (№.); ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-
░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> (№.░.), ░░░░░░░░░-
░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░/░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.
<...>
<...>
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.