Решение по делу № 33а-6670/2021 от 11.11.2021

Председательствующий: Никитина Е.В. Дело № <...>а-6670/2021 2а-408/2021

55RS0№ <...>-82

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Харламовой О.А., Шукеновой М.А.,

при секретаре Даниловой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 01 декабря 2021 г. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, понуждении к действию,

по апелляционной жалобе администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области на решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 23 сентября 2021 г., которым удовлетворено административное исковое заявление.

Заслушав доклад судьи областного суда Харламовой О.А., судебная коллегия

установила:

прокурор Русско-Полянского района Омской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился к администрации Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области (далее – администрация Новосанжаровского сельского поселения) с административным иском о признании незаконным бездействия, понуждении к действию, указывая в обоснование, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере использования автомобильных дорог местного значения и осуществления дорожной деятельности в границах населенных пунктов установлено бездействие административного ответчика по установке дорожных знаков на территории сельского поселения.

Поскольку бездействие административного ответчика в сфере безопасности дорожного движения влечет нарушение прав граждан, может привести к возникновению дородно-транспортных происшествий, причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, заявлены требования о признании бездействия администрация Новосанжаровского сельского поселения незаконным, возложении на административного ответчика обязанности по установке в с. Новосанжаровка на переулке Стадионный дорожных знаков 6.4 (парковка), 8.6.5 (способ постановки транспортного средства на стоянку); на переулке Школьный дорожных знаков 3.24 (ограничение максимальной скорости) и 8.2.1 (зона действия).

В судебном заседании прокурор Русско-Полянского района Омской области Ступник А.А. административные исковые требования поддержал.

Представитель администрации Новосанжаровского сельского поселения Соснин А.Ю. высказал возражения относительно иска, ссылаясь на приобретение дорожных знаков и их плановую установку в октябре 2021 года.

Решением суда требования прокурора Русско-Полянского района Омской области удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель администрации Новосанжаровского сельского поселения просит об отмене решения суда, принятии нового об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что на момент рассмотрения административного дела, органом местного самоуправления были приняты меры по приобретению необходимых дорожных знаков, впоследствии знаки частично установлены.

Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором Русско-Полянского района Омской области поданы возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Омской области Алешину О.А., выразившую согласие с постановленным решением, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, 23 августа 2021 г. инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Русско-Полянскому району Омской области выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог в с. Новосанжаровка Русско-Полянского района Омской области, выразившиеся в отсутствии дорожных знаков на участках автодорог, а именно: в переулке Стадионный знак 6.4 (парковка) в количестве 1 шт., знак 8.6.5 (способ постановки транспортного средства на стоянку) – 1 шт; в переулке Школьный знак 3.24 (ограничение максимальной скорости) – 1 шт., знак 8.2.1 (зона действия) – 1 шт. (л.д.11).

В целях устранения выявленных нарушений, должностным лицом административного органа главе администрации Новосанжаровского сельского поселения выдано предписание от 23 августа 2021 г. со сроком исполнения мероприятий 3 (трое) суток (л.д.13).

28 августа 2021 г. инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Русско-Полянскому району Омской области вновь осуществлен выход на место и составлен акт выявленных недостатков, из которого усматривается, что дорожные знаки отсутствуют. Сведений об исполнении предписания в материалах дела не имеется (л.д.12).

О допущенных администрацией Новосанжаровского сельского поселения нарушениях пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и их не устранении, 30 августа 2021 г. был проинформирован прокурор Русско-Полянского района Омской области (л.д.9-10).

На основании поступившей информации прокурор обратился с настоящим административным иском.

Оценив представленные доказательства в порядке статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и установив, что органом местного самоуправления не устранены нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, районный суд удовлетворил заявленные прокурором требования в полном объеме.

С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что составной частью дорожной деятельности является содержание автомобильных работ - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, что дорожные знаки относятся к элементам обустройства автомобильных дорог (пункты 5, 6 и 12).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.

Согласно пункту 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и километрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

В части 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В силу части 4 статьи 14 этого же федерального закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Статьей 2 Закона Омской области от 24 сентября 2015 г. № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» за сельскими поселениями закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В подпункте 4 пункта 1 статьи 4 Устава Новосанжаровского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области (далее – Устав) закреплено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, организации дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Исходя из положений статей 34 и 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по установке дорожных знаков, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Согласно представленным выпискам из Единого государственного реестра недвижимости спорные объекты недвижимости – автомобильные дороги, принадлежат на праве собственности Новосанжаровскому сельскому поселению, расположены в пределах его территории, что административным ответчиком не оспаривалось (л.д.77-82).

Из анализа приведенных норм права и представленных доказательств следует, что обязанность по размещению дорожных знаков в соответствии с разработанным проектом и схемой организации дорожного движения на указанных в иске автомобильных дорогах местного значения является обязанностью администрации Новосанжаровского сельского поселения, предусмотренной действующим законодательством.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в нарушение приведенных норм административным ответчиком не приняты меры по проведению мероприятий, направленных на установку дорожных знаков.

Доводы жалобы о том, что администрацией были приняты меры по приобретению необходимых дорожных знаков, которые впоследствии частично были установлены, судебной коллегией отклоняются, поскольку достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции представителем административного ответчика предоставлено не было.

При этом судебная коллегия обращает внимание на фактическое отсутствие действий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по размещению дорожных знаков как с момента вынесения соответствующего предписания контролирующего органа, так и до вынесения судом решения.

Установленный судом срок исполнения решения суда судебная коллегия полагает разумным.

Учитывая установленные обстоятельства, выводы суда первой инстанции о наличии у администрации Новосанжаровского сельского поселения обязанности по размещению дорожных знаков и о наличии с её стороны бездействия, нарушающего права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, основаны на правильном применении норм материального права.

Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела установлена совокупность предусмотренных положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия.

Несогласие подателя жалобы с оценкой установленных по делу обстоятельств не свидетельствует о незаконности постановленного решения.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Омского областного суда

определила:

решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 23 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено 02 декабря 2021 г.

33а-6670/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Русско-Полянского района Омской области
Ответчики
Администрация Новосанжаровского сельского поселения
Суд
Омский областной суд
Судья
Харламова Ольга Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
11.11.2021Передача дела судье
01.12.2021Судебное заседание
03.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2021Передано в экспедицию
01.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее