Решение по делу № 2а-639/2022 от 30.12.2021

№ 2а-639/2022

64RS0047-01-2021-007598-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2022 года город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Андреевой С.Ю.,

при секретаре Мигуновой Ю.Н.,

при участии представителя административного истца Мищенко М.В. – Арсентьевой Д.С., действующей на основании доверенности от 01 октября 2021 года, сроком на пять лет,

представителя административного истца Климентьевой К.В. – Арсентьевой Д.С., действующей на основании доверенности от 01 октября 2021 года, сроком на пять лет,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Степановой А.Н., действующей на основании доверенности от 12 января 2022 года,

представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом города Саратова Михайлина К.В., действующего на основании доверенности от 06 сентября 2021 года, сроком на три года,

представителя заинтересованного лица Комитета по архитектуре муниципального образования «город Саратов» Буламбаева Т.Е., действующего на основании доверенности от 08 декабря 2021 года, сроком на один год,

представителя заинтересованного лица Гаражно – строительного кооператива «Ветеран - 92» Красильниковой А.В., действующей на основании доверенности от 13 января 2022 года, сроком до 13 марта 2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Мищенко Михаила Валерьевича, Климентьевой Кристины Викторовны к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, обязании совершить определенные действия,

установил:

Истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, обязании совершить определенные действия.

В обоснование указанных требований, указали, что 07 октября 2021 года административными истцами в Администрацию муниципального образования «город Саратов» подано заявление о предоставлении в собственность бесплатно (или постоянное (бессрочное) пользование) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности: г. Саратов, в полосе отчуждения железной дороги на <адрес>, <адрес>, помещение в <адрес>, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 64:48:050372:37 и <адрес>, в полосе отчуждения железной дороги на <адрес> Б, помещение в <адрес>, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , занимаемых нежилыми помещениями.

Административным ответчиком были вынесены постановления от 08 ноября 2021 года № 3100 и № 3101 об отказе в предоставлении земельного участка с указанием следующих оснований: схема расположения земельного участка не соответствует утвержденному проекту планировки территории; земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Истцы считают данный отказ незаконным, поскольку в постановлениях не разъяснено какому именно проекту не соответствует схема расположения земельного участка, в связи с чем, есть необходимость убедиться в том, что данный проект действительно существует. Постановление было выдано ответчикам с нарушением срока, который предусмотрен законом для рассмотрения данного вида заявлений.

На основании изложенного, истцы просят признать незаконными и отменить постановления Администрации муниципального образования «город Саратов» от 08 ноября 2021 года № 3100 и № 3101 об отказе в предоставлении в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной (или муниципальной) собственности по адресу: <адрес>, в полосе отчуждения железной дороги на <адрес>-<адрес>, помещение в <адрес>, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <адрес> и <адрес>, в полосе отчуждения железной дороги на <адрес>., помещение в <адрес>, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <адрес>, занимаемых нежилыми помещениями.

Обязать Администрацию муниципального образования «город Саратов» предоставить истцам в собственность бесплатно данные земельные участки на основании заявления от 07 октября 2021 года и предоставленных документов.

В судебное заседание административные истцы не явились, извещены надлежащим образом и современно, причины неявки суду не известны.

Представитель административных истцов доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Город Саратов» возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве.

Представители заинтересованных лиц Комитета по управлению имуществом города Саратова и Комитета по архитектуре Администрации «город Саратов» в судебном заседании посчитали заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица ГСК «Ветеран-92» вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда.

Суд с учетом мнения участников процесса принял решение рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, отнесены в том числе и земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

На ограничение запрета не влияет факт нахождения недвижимого имущества истца на земельном участке.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в том числе, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в том числе, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: в том числе 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как следует из п. 8 ст. 28 Федерального закона РФ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе такие, как площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты.

Согласно ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 3 названной нормы, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии с п. 3.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 г. № 18-30, красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.

В соответствии с пунктом 3.8 указанной Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.

Таким образом, земельные участки, в пределах границ которых проходят как существующие, так и планируемые в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией объекты общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары и другие подобные объект), не могут быть приватизированы.

В силу п. 6.1.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», утвержденных решением Саратовской городской Думы от <дата> № 27-280, в случае если земельные участки образуются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предоставляются в порядке ст. 39.20 ЗК РФ и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, находящиеся на таких земельных участках, и на момент образования и предоставления земельные участки имеют вид разрешенного использования, не соответствующий Правилам, земельные участки образуются и предоставляются гражданам и юридическим лицам с существующими на момент их образования разрешенными видами использования расположенных на них зданий, строений, сооружений (фактическое землепользование). При этом фактические виды разрешенного использования объектов недвижимости устанавливаются на основании видов разрешенного использования, указанных в таб. 5.1 п. 42 Правил. (пп. 6.1.1 введен решением Саратовской городской Думы от 06.02.2014№ 32-361; в ред. решения Саратовской городской Думы от 19.02.2015 № 43-482)

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцы являются собственниками нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, в полосе отчуждения ж/д на <адрес> <адрес> что подтверждается выписками из ЕГРН и не оспаривалось в судебном заседании.

Заявители обратились с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка в Октябрьском районе, занимаемого нежилыми помещениями.

Постановлениями администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08 ноября 2021 года № 3101, от 08 ноября 2021 № 3100 было отказано Мищенко М.В., Климентьевой К.В. в предварительном согласовании предоставлении земельного участка в Октябрьском районе, занимаемого домовладением в связи с тем, что схема расположения земельного участка не соответствует утвержденному проекту планировки территории; земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, для которой утвержден проект межевания территорий.

Образуемый земельный участок находится в границах территории, в отношении которой Постановлением Администрации муниципального образования «город Саратов» от 27 декабря 2016 года № 4013 утвержден проект планировки территории, ограниченной <адрес> водохранилища в Волжском, Октябрьском, Заводском районах города Саратова с проектом межевания в его составе.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденными решением Саратовской городской Думы от 25 июля 2019 года № 54-397, указанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны развития озеления территорий общего пользования (парки, сады, скверы) (Р-1.1), для которой действуют градостроительные регламенты и определены виды разрешенного использования земельных участков.

Таким образом, основанием для отказа истцам в предоставлении земельного участка в собственность являлось его расположение в территории общего пользования, утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27 декабря 2016 года № 4013.

В силу ст. 11.3 Земельного кодекса РФ Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии в проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения образуемых и изменяемых земельных участков. При этом при подготовке проекта межевания территории определением местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом и нормами предоставления земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.

Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ). Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.

Земельные участки, в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 1963-О).

В соответствии с подпунктом 4.5 п. 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспоренными действиями (бездействием) его прав и законных интересов.

Исследовав представленные доказательства, с учетом того, что земельные участки расположены в местах общего пользования, суд приходит к выводу об отказе истцам в удовлетворении требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых Мищенко Михаила Валерьевича, Климентьевой Кристины Викторовны к Администрации муниципального образования «город Саратов» о признании незаконным решения исполнительного органа государственной власти об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Саратова.

    Мотивированное решении изготовлено 15 марта 2022 года.

Судья     С.Ю. Андреева

2а-639/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Мищенко МИхаил Валерьевич
Климентьева Кристина Викторовна
Ответчики
Администрация муниципального образования «Город Саратов»
Другие
комитет по управлению имуществом города саратов
Гаражно-строительный кооператив "Ветеран-92"
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО «Город Саратов»
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Судья
Андреева Светлана Юрьевна
Дело на странице суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
30.12.2021Регистрация административного искового заявления
30.12.2021Передача материалов судье
11.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2022Подготовка дела (собеседование)
24.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Судебное заседание
01.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее