Решение по делу № 33-10460/2023 от 28.08.2023

Судья – Анисимова В.С.

Дело № 33 – 10460/2023

№ 2-2/2023

УИД 59RS0014-01-2022-000941-05

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Пьянкова Д.А.

и судей Петуховой Е.В., Владыкиной О.В.

при ведении протокола секретарем Анваровой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 05 октября 2023 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Пермского края, по апелляционной жалобе Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 06 июля 2023 года.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., пояснения представителя Министерства строительства Пермского края, Правительства Пермского края Патракеевой О.А., представителя Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края Баракиной М.Г., настаивавших на удовлетворении поданных апелляционных жалоб, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Александров В.И. обратился в суд с иском к Управлению имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края о возложении обязанности предоставить субсидию и заключить соглашение о предоставлении субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения в размере 1176680 рублей, на основании постановления Правительства Пермского края от 28.05.2020 №369-П (с изменениями на 13.01.2021) «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения»; взыскании расходов по уплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований указал на то, что постановлением администрации Верещагинского муниципального района Пермского края от 15.07.2019 № 254-01-01-719 «Об утверждении перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом по адресу: Пермский край г.Верещагино ул.50 лет Октября д.89 признан аварийным и подлежащим сносу. Истец, как собственник жилого помещения, расположенного в указанном многоквартирном доме, руководствуясь постановлением Правительства Пермского края от 28.05.2020 № 369-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения» 21.01.2021 обратился к ответчику с заявлением на предоставление субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения.

28.01.2021 истцу выдано письменное уведомление о рассмотрении заявления, из которого следовало, что ему отказано в предоставлении субсидии, поскольку он имеет долю в праве на жилой дом, не признанный аварийным и непригодным для проживания.

Судебным актом от 06.10.2021 решение Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа, изложенное в письме от 28.01.2021, признано незаконным, возложена обязанность повторно рассмотреть обращение истца.

25.11.2021 Александровым В.И. получено от ответчика письмо от 19.11.2021, из которого следовало, что его заявление от 06.10.2021 рассмотрено повторно, в предоставлении субсидии отказано, так как истец на праве собственности имеет одноэтажный жилой дом по адресу: ****76, независимо от размера причитающейся доли в праве общей долевой собственности, общей площадью 56,2 кв.м., указанный дом жилой, пригодный для проживания, аварийным не признавался.

Судебным актом от 29.12.2021 решение ответчика, изложенное в письме от 19.11.2021, признано незаконным, возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Александрова В.И.

Письмом от 03.03.2022 Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений ему вновь отказано в предоставлении субсидии, поскольку он является собственником 11/80 долей в праве собственности на жилой дом ****76, имеет право пользоваться всем домом, и что он добровольно выбрал способ переселения из аварийного жилья, не связанный с предоставлением субсидии.

Решением Верещагинского районного суда от 27.04.2022 решение ответчика от 03.03.2022 признано незаконным, возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца.

28.06.2022 заявление было рассмотрено и вновь дан отказ в предоставлении субсидии по той же причине.

Истец полагал, что с его стороны все условия для предоставления субсидии соблюдены, с заявлением он обратился вовремя, приложил соответствующие документы, субсидия ему полагается в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 28.05.2020 №369-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения»(далее по тексту Порядок).

В судебном заседании истец Александров В.И. на удовлетворении требований настаивал.

Представитель истца Евдокимова Н.В. поддержала требования своего доверителя.

Представитель ответчика - Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края Баракина М.Г. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель соответчика - Министерства строительства Пермского края и третьего лица Правительства Пермского края Патракеева О.А. исковые требования не признала, просила исключить Министерство строительства Пермского края из числа соответчиков, в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица - Администрации Верещагинского городского округа в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, мнение по исковому заявлению не представил.

Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 06 июля 2023 года постановлено:

возложить на Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края (ОГРН **) обязанность заключить с Александровым Владимиром Ивановичем (СНИЛС **) соглашение о предоставлении субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения, на основании постановления Правительства Пермского края от 28.05.2020 № 369-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения» в размере 1176680 рублей в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края (ОГРН **) в пользу Александрова Владимира Ивановича (СНИЛС **) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальных исковых требований Александрову Владимиру Ивановичу – отказать.

Об отмене указанного решения просят в апелляционных жалобах Министерство строительства Пермского края, Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края.

Министерство строительства Пермского края приводит в апелляционной жалобе доводы о том, что фактически судом решение было вынесено на основании кассационного определения судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 по делу № 2-653/2022, в котором ни Министерство строительства Пермского края, ни Правительство Пермского края не являлись участниками. При вынесении решения судом данные обстоятельства не были приняты во внимание, тем самым Министерство было полностью лишено права на защиту, представленные Министерством доказательства не были исследованы судом. Все доводы Министерства, которые были приведены в возражениях на исковое заявление, а также в судебном заседании, судом были отклонены.

Между тем, при вынесении решения судом не принято во внимание то обстоятельство, что постановлением Правительства Пермского края от 25 января 2023 г. № 51-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Пермского края» постановление Правительства Пермского края от 28 мая 2020 г. № 369-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения» (далее — Порядок) признано утратившим силу, в связи с чем вынесенное решение неисполнимо, поскольку Порядок исключен из системы правового регулирования, что приводит к прекращению всех правоотношений, в том числе завершению финансирования.

Муниципальная программа на 01 января 2023 г. полностью исполнена, мероприятия завершены, в связи с чем бюджетные ассигнования на выплату субсидии в соответствии с Порядком в 2023 г. в местный бюджет из бюджета Пермского края не предоставлены, то есть источник выплаты субсидии в соответствии с Порядком отсутствует.

Кроме того, судом не дана оценка доводу Министерства о том, что истец не соответствует требованиям п. 1.3.1 Порядка, поскольку ему на основании свидетельства о праве на наследство принадлежат 11/80 долей в праве собственности на жилой дом по адресу: **** 76, площадью 56,2 кв.м, а также доля в праве на земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом. В отношении этого жилого дома решений о признании непригодным для проживания не принималось. Таким образом, на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (15 июля 2019 г.), а также на дату подачи заявления о предоставлении субсидии (22 января 2021 г.) у истца имелось иное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, находящееся в его собственности.

В соответствии с положениями пункта 3.9 Порядка процедура изъятия ****89 ****, с возмещением выкупной цены за жилое помещение в размере 1 181 200 рублей завершена, договор подписан, исполнен сторонами, право собственности прекращено. Договор не признан недействительным, не расторгнут. Поскольку собственник жилого помещения в аварийном доме реализовал своё право на получение возмещения путем заключения договора о выкупе и определения выкупной цены, субсидия не может быть предоставлена.

Вынесенное судом решение фактически направлено на исполнение кассационного определения судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2021 по делу № 2а-653/2022, в соответствии с которым на Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городскогс округа Пермского края возложена обязанность в течение одного месяца со дня принятия кассационного определения принять решение о предоставлении Александрову В.И. на основании заявления от 22 января 2021 г. субсидии в соответствии с Порядком, при отсутствии иных, помимо предусмотренных пунктом 1.3.1 названного Порядка, оснований для отказа в предоставлении субсидии.

Однако в соответствии с пунктом 3.8 Порядка предусмотрено в качестве условия, предшествующего заключению соглашения о предоставлении субсидии, принятие органом местного самоуправления решения о предоставлении такой субсидии. Судом при вынесении решения данная норма была нарушена, поскольку не установлено, что администрацией принято решение о предоставлении субсидии Александрову В.И., следствием которого должно быть заключение соответствующего соглашения. Законодательством предусмотрен порядок принудительного исполнения судебных актов в случае их неисполнения, при этом суд не вправе подменять собой административный орган и выносить решения, направленные на исполнение решений суда по другим делам.

Кроме того, в решении определен размер субсидии, который должен быть отражен в соглашении о предоставлении субсидии. Однако в соответствии с Порядком такой размер определяется органом местного самоуправления при заключении соглашения, при этом спор о размере субсидии отсутствует, права истца в указанной части не были нарушены, в связи с чем в данной части решение суда так же нарушает нормы права.

Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края в апелляционной жалобе указывает на то, что на основании постановления Правительства Пермского края от 25 января 2023 года № 51-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения и о признании утратившим силу отдельных постановлений Правительства Пермского края» постановление Правительства Пермского края от 28.05.2020 г. № 369-П признано утратившим силу, в связи с чем решение Верещагинского районного суда от 06 июля 2023 года об удовлетворении требований истца является неисполнимым, поскольку Порядок исключен из системы правового регулирования, что приводит к прекращению всех правоотношений, в том числе завершению финансирования.

Муниципальная адресная программа по расселению аварийного жилищного фонда на территории Верещагинского городского округа на 01 января 2023 г. полностью исполнена, мероприятия завершены, бюджетные ассигнования на выплату субсидии в соответствии с Порядком в 2023 г. в местный бюджет из бюджета Пермского края не предоставлены, то есть источник выплаты субсидии в соответствии с Порядком отсутствует.

Истец не соответствует требованиям п. 1.3.1 Порядка, так как ему на основании свидетельства о праве на наследство принадлежат 11/80 долей в праве собственности на жилой дом **** 76 ****. В отношении указанного жилого дома решений о признании его непригодным для проживания не принималось.

В соответствии с пунктом 3.9. Порядка процедура изъятия квартиры ** в доме № 89 ****. с возмещением выкупной цены за жилое помещение в размере 1 181 200 рублей завершена, договор подписан, исполнен сторонами, право собственности прекращено. Договор не признан недействительным и не расторгнут. Поскольку собственник жилого помещения в аварийном доме реализовал свое право на получение возмещения путем заключения договора о выкупе и определения выкупной цены субсидия не может быть предоставлена.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не нашла оснований к отмене решения.

Из материалов дела следует и установлено судом при разрешении спора, что истец Александров Владимир Иванович на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 01.03.2005 являлся собственником трехкомнатной квартиры, общей площадью 70 кв.м. по адресу: ****89**. Александрову В.И. также принадлежат 11/80 долей в праве общей долевой собственности на одноэтажный бревенчатый жилой дом по адресу: ****76, общей площадью 56,2 кв.м., на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 03.12.2005, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

15.07.2019 администрацией Верещагинского муниципального района принято Постановление №254-01-01-719 «Об утверждении перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу», согласно которому дом №89 ****, включен в данный перечень.

22.01.2021 истец, как собственник жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии.

28.01.2021 Управлением имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края за подписью начальника Управления Н. в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что жилой дом, где у Александрова В.И. имеется доля в праве собственности, не признавался аварийным и непригодным для проживания, он не может являться получателем субсидии на приобретение другого жилого помещения.

Александров В.И., не согласившись с отказом в предоставлении субсидии, обратился в суд с административным иском к Управлению имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа о признании незаконным решение об отказе в предоставлении субсидии (дело №2А-343/2021). Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2021 решение Верещагинского районного суда Пермского края от 30.04.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 26.07.2021 отменены. По делу принято новое решение о признании незаконным решения Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края, изложенное в письме № 89 от 28.01.2021, и возложена обязанность повторно рассмотреть обращение административного истца. Определением Верховного Суда Российской Федерации №44-КАД22-12-К7 от 02.06.2022 Управлению имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края отказано в передаче кассационной жалобы на кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2021 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №227-П, 05.03.2021 между Александровым В.И. и администрацией Верещагинского городского округа Пермского края, в лице начальника Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края Н. был заключен договор об изъятии жилого помещения – квартиры ** в доме №89 ****, с возмещением выкупной цены за жилое помещение в размере 1181200 рублей. Выплата произведена по платежному поручению от 16.03.2021 № 754201 в полном объеме.

19.11.2021 Управлением администрации повторно рассмотрено обращение Александрова В.И. и принято решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что Александровым В.И. 05.03.2021 был подписан договор об изъятии жилого помещения и 16.03.2021 произведена его оплата, таким образом, выбран способ переселения в виде получения возмещения за изымаемое помещение. Жилое помещение зачислено в муниципальную собственность и является расселенным. Кроме того, в жилом доме по адресу: ****76**** у Александрова В.И. имеется доля в праве собственности, независимо от ее размера, дом является жилым, не признавался аварийным и непригодным для проживания.

Александров В.И. вновь обратился в суд с административным иском о признании решения об отказе в предоставлении субсидии от 19.11.2021 незаконным.

Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 29.12.2021 по делу №2А-933/2021 решение Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края об отказе Александрову Владимиру Ивановичу в предоставлении субсидии собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, на приобретение другого жилого помещения, изложенное в письме от 19.11.2021 №2370, признано незаконным; возложена обязанность на Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края повторно рассмотреть заявление Александрова Владимира Ивановича.

03.03.2022 ответчиком вновь рассмотрено обращение Александрова В.И. и вновь принято решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что Александровым В.И. 05.03.2021 был подписан договор об изъятии жилого помещения и 16.03.2021 произведена его оплата, таким образом, выбран способ переселения в виде получения возмещения за изымаемое помещение. Заключение договора изъятия без заключения соглашения о предоставлении субсидии, влечет невозможность предоставления субсидии. Жилое помещение зачислено в муниципальную собственность и является расселенным. Кроме того, являясь собственником 11/80 долей в праве собственности на жилой дом **** ****76****, имет право пользоваться всем домом, как жилым помещением, дом является объектом жилищных прав Александрова В.И. и пригодным для проживания.

Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 27.04.2022 (дело №2А-373/2022) решение Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края об отказе Александрову Владимиру Ивановичу в предоставлении субсидии собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, на приобретение другого жилого помещения, изложенное в письме от 03.03.2022 № 452, признано незаконным; возложена обязанность на Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края повторно рассмотреть заявление Александрова Владимира Ивановича от 22.01.2021.

28.06.2022 Управлением администрации повторно рассмотрено обращение Александрова В.И. и принято решение от 28.06.2022 № 1451 об отказе в удовлетворении заявления по мотиву избрания Александровым В.И. способа переселения в виде получения возмещения за изымаемое помещение. Жилое помещение зачислено в муниципальную собственность и является расселенным. Кроме того, в жилом доме по адресу: ****76****, у Александрова В.И. имеется доля в праве собственности, независимо от ее размера, дом является жилым, не признавался аварийным и непригодным для проживания. Александров В.И. фактически пользуется жилым домом и земельным участком, заключил договор по газоснабжению. Также указано, что субсидия предоставляется собственникам, у которых отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания.

Истец, не согласившись с решением об отказе в предоставлении субсидии от 28.06.2022 № 1451, вновь обратился в суд с административным иском.

Решением Верещагинского районного суда от 11.08.2022 (дело №2А-653/2022) решение Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края об отказе Александрову Владимиру Ивановичу в предоставлении субсидии собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, на приобретение другого жилого помещения, изложенное в письме от 28.06.2022 № 1451, признано незаконным; возложена обязанность на Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края повторно рассмотреть обращение Александрова Владимира Ивановича от 22.01.2021.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 02.11.2022 отменено. Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 11.08.2022 оставлено в силе, третий абзац резолютивной части решения изложен в следующей редакции:

«Возложить на Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края обязанность в течение одного месяца со дня принятия кассационного определения принять решение о предоставлении Александрову Владимиру Ивановичу на основании заявления от 22 января 2021 года субсидии, в соответствии с Порядком предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 28 мая 2020 года №369-п, при отсутствии иных, помимо предусмотренных пунктом 1.3.1 названного Порядка, оснований для отказа в предоставлении субсидии».

27.04.2023 Управлением имущественных, земельных и градостроительных отношений от 27.04.2023 №693 истцу вновь отказано в удовлетворении заявления о предоставлении субсидии, так как Порядок предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 28.95.2020 года №369-п, утратил силу.

24.05.2023 кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции кассационная жалоба Министерства строительства Пермского края на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 11.08.2022 оставлена без рассмотрения по существу.

Установив указанные обстоятельства, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями ст. 32 ЖК РФ, ст. 61 ГПК РФ, Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.05.2020 № 369-п (далее по тексту Порядок), учитывая содержание кассационного определения судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований. При этом суд исходил из того, что в рассматриваемом случае не имеется как предусмотренных пунктом 1.3.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.05.2020 №369-п, так и иных оснований для отказа в предоставлении истцу субсидии.

Размер субсидии определен судом согласно раздела 2 Порядка предоставления субсидии, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.05.2020 года №369-п.

С учетом требований ч.2 ст.206 ГПК РФ, п. 3.8 вышеуказанного Порядка суд определил срок исполнения решения суда в части заключения соглашения о предоставлении субсидии, в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы жалобы Министерства строительства Пермского края о том, что судом решение было вынесено на основании кассационного определения судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 по делу № 2-653/2022, в котором ни Министерство строительства Пермского края, ни Правительство Пермского края не являлись участниками, Министерство было полностью лишено права на защиту, его доводы относительно заявленных Александровым В.И. требований не учитывались, на правильность выводов суда по существу спорных правоотношений не влияют, фактически сводятся к выражению несогласия с постановленным судом кассационной инстанции судебным актом, а потому не принимаются во внимание судебной коллегией.

Доводы апеллянтов о том, что истец не соответствует требованиям п. 1.3.1 Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.05.2020 № 369-п, т.к. ему на основании свидетельства о праве на наследство принадлежат 11/80 долей в праве собственности на жилой дом по адресу: **** 76, площадью 56,2 кв.м, а также доля в праве на земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом, состоятельными не являются, поскольку вопрос о праве истца на предоставление субсидии, в том числе, о его соответствии требованиям п. 1.3.1 Порядка, уже разрешен в рамках рассмотрения дела № 2а-653/2022 по административному иску Александрова В.И. к администрации Верещагинского городского округа Пермского края о признании незаконным решения. При рассмотрении названного дела судебной коллегией суда кассационной инстанции указано на то, что наличие у Александрова В.И. в собственности 11/80 долей в праве на жилой дом по адресу: ****76, не свидетельствует о его несоответствии п. 1.3.1 Порядка и не является основанием для отказа в предоставлении субсидии в отсутствие представленных стороной административного ответчика доказательств пригодности для постоянного проживания указанного недвижимого имущества в виде 11/80 долей вправе на жилой дом, составляющего 7,7 кв.м. общей площади и 6,7 кв.м. – жилой. Соответствующих доказательств того, что 11/80 долей Александрова В.И. в праве общей долевой собственности на дом по адресу: **** 76, общей площадью 56,2 кв.м., жилой – 48,9 кв.м., а именно 7,7 кв.м. общей площади, 6,7 кв.м. – жилой, представляют собой самостоятельный объект жилищных прав, а также того, что данные доли пригодны для постоянного проживания, заявителями жалоб при разрешении настоящего спора также не представлено.

Признание 25.01.2023 утратившим силу постановления Правительства Пермского края от 28 мая 2020 г. № 369-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения» не является основанием для отмены решения суда и отказа Александрову В.И. в удовлетворении заявленного иска, при том, что с соответствующими заявлениями истец обращался в период действия названного Порядка и исключительно в результате незаконных действий ответчика по делу вопрос не был разрешен своевременно. Отсутствие у компетентного органа соответствующего финансирования не является основанием для отказа истцу в восстановлении нарушенного права.

То обстоятельство, что истец, как собственник квартиры ** в доме №89 ****, реализовал своё право на получение возмещения путем заключения договора о выкупе аварийного жилого помещения, отмену решения суда не влечет. Данный довод приводился при разрешении вышеуказанного дела № 2а-653/2022 и отклонен судебной коллегией по гражданским делам Седьмого кассационного суда в связи с тем, что это обстоятельство не свидетельствует о нарушении условий п. 3.9 Порядка, предусматривающего, что соглашение о предоставлении субсидии подписывается собственником(-ами) одновременно с соглашением об изъятии занимаемого жилого помещения либо с договором мены (в зависимости от выбранного способа расходования субсидии), заключаемым с органом местного самоуправления в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При том, что Александров В.И., как собственник жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, выразил волю на предоставление субсидии, обратившись в Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края с соответствующим заявлением 22.01.2021 и одновременно с соглашением об изъятии занимаемого жилого помещения соглашение о предоставлении субсидии не было подписано собственником жилого помещения ввиду отказа в этом Управлением.

В апелляционных жалобах заявители приводят довод о том, что вопреки п. 3.8 Порядка судом не было установлено принятие администрацией решения о предоставлении субсидии Александрову В.И., следствием которого должно быть заключение соответствующего соглашения. Этот довод обоснованным не является, поскольку при разрешении спора судом было установлено, что после вынесения судом кассационной инстанции определения от 25.01.2023 истцу вновь без законных к тому оснований ответчиком было отказано в принятии решения о предоставлении соответствующей субсидии, при том, что иных, помимо предусмотренных п. 1.3.1 Порядка, оснований для отказа в предоставлении Александрову В.И. субсидии не имелось. С учетом указанного судом правильно сделан вывод о наличии оснований для удовлетворения требований истца о возложении на Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края обязанности заключить соответствующее соглашение о предоставлении субсидии.

Довод заявителей о том, что спор о размере субсидии в данном случае отсутствует, соответственно, права истца в указанной части не были нарушены, отмену решения суда также не влечет, поскольку Александровым В.И. заявлены требования о возложении на ответчика обязанности предоставить субсидию, заключить соглашение о предоставлении субсидии в размере 1176680 руб., мотивированные неоднократными незаконными отказами ответчика в удовлетворении его заявлений о предоставлении субсидии. Для восстановления нарушенного права истца и окончательного разрешения спора судом обоснованно определен причитающийся Александрову В.И. размер субсидии. Иск Александрова В.И. рассмотрен судом в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных требований.

Таким образом, апелляционные жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений против них.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Верещагинского районного суда Пермского края от 06 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Пермского края, апелляционную жалобу Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное определение изготовлено 09.10.2023.

Судья – Анисимова В.С.

Дело № 33 – 10460/2023

№ 2-2/2023

УИД 59RS0014-01-2022-000941-05

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Пьянкова Д.А.

и судей Петуховой Е.В., Владыкиной О.В.

при ведении протокола секретарем Анваровой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 05 октября 2023 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Пермского края, по апелляционной жалобе Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 06 июля 2023 года.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., пояснения представителя Министерства строительства Пермского края, Правительства Пермского края Патракеевой О.А., представителя Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края Баракиной М.Г., настаивавших на удовлетворении поданных апелляционных жалоб, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Александров В.И. обратился в суд с иском к Управлению имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края о возложении обязанности предоставить субсидию и заключить соглашение о предоставлении субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения в размере 1176680 рублей, на основании постановления Правительства Пермского края от 28.05.2020 №369-П (с изменениями на 13.01.2021) «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения»; взыскании расходов по уплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований указал на то, что постановлением администрации Верещагинского муниципального района Пермского края от 15.07.2019 № 254-01-01-719 «Об утверждении перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом по адресу: Пермский край г.Верещагино ул.50 лет Октября д.89 признан аварийным и подлежащим сносу. Истец, как собственник жилого помещения, расположенного в указанном многоквартирном доме, руководствуясь постановлением Правительства Пермского края от 28.05.2020 № 369-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения» 21.01.2021 обратился к ответчику с заявлением на предоставление субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения.

28.01.2021 истцу выдано письменное уведомление о рассмотрении заявления, из которого следовало, что ему отказано в предоставлении субсидии, поскольку он имеет долю в праве на жилой дом, не признанный аварийным и непригодным для проживания.

Судебным актом от 06.10.2021 решение Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа, изложенное в письме от 28.01.2021, признано незаконным, возложена обязанность повторно рассмотреть обращение истца.

25.11.2021 Александровым В.И. получено от ответчика письмо от 19.11.2021, из которого следовало, что его заявление от 06.10.2021 рассмотрено повторно, в предоставлении субсидии отказано, так как истец на праве собственности имеет одноэтажный жилой дом по адресу: ****76, независимо от размера причитающейся доли в праве общей долевой собственности, общей площадью 56,2 кв.м., указанный дом жилой, пригодный для проживания, аварийным не признавался.

Судебным актом от 29.12.2021 решение ответчика, изложенное в письме от 19.11.2021, признано незаконным, возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Александрова В.И.

Письмом от 03.03.2022 Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений ему вновь отказано в предоставлении субсидии, поскольку он является собственником 11/80 долей в праве собственности на жилой дом ****76, имеет право пользоваться всем домом, и что он добровольно выбрал способ переселения из аварийного жилья, не связанный с предоставлением субсидии.

Решением Верещагинского районного суда от 27.04.2022 решение ответчика от 03.03.2022 признано незаконным, возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца.

28.06.2022 заявление было рассмотрено и вновь дан отказ в предоставлении субсидии по той же причине.

Истец полагал, что с его стороны все условия для предоставления субсидии соблюдены, с заявлением он обратился вовремя, приложил соответствующие документы, субсидия ему полагается в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 28.05.2020 №369-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения»(далее по тексту Порядок).

В судебном заседании истец Александров В.И. на удовлетворении требований настаивал.

Представитель истца Евдокимова Н.В. поддержала требования своего доверителя.

Представитель ответчика - Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края Баракина М.Г. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель соответчика - Министерства строительства Пермского края и третьего лица Правительства Пермского края Патракеева О.А. исковые требования не признала, просила исключить Министерство строительства Пермского края из числа соответчиков, в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица - Администрации Верещагинского городского округа в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, мнение по исковому заявлению не представил.

Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 06 июля 2023 года постановлено:

возложить на Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края (ОГРН **) обязанность заключить с Александровым Владимиром Ивановичем (СНИЛС **) соглашение о предоставлении субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения, на основании постановления Правительства Пермского края от 28.05.2020 № 369-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения» в размере 1176680 рублей в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края (ОГРН **) в пользу Александрова Владимира Ивановича (СНИЛС **) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальных исковых требований Александрову Владимиру Ивановичу – отказать.

Об отмене указанного решения просят в апелляционных жалобах Министерство строительства Пермского края, Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края.

Министерство строительства Пермского края приводит в апелляционной жалобе доводы о том, что фактически судом решение было вынесено на основании кассационного определения судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 по делу № 2-653/2022, в котором ни Министерство строительства Пермского края, ни Правительство Пермского края не являлись участниками. При вынесении решения судом данные обстоятельства не были приняты во внимание, тем самым Министерство было полностью лишено права на защиту, представленные Министерством доказательства не были исследованы судом. Все доводы Министерства, которые были приведены в возражениях на исковое заявление, а также в судебном заседании, судом были отклонены.

Между тем, при вынесении решения судом не принято во внимание то обстоятельство, что постановлением Правительства Пермского края от 25 января 2023 г. № 51-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Пермского края» постановление Правительства Пермского края от 28 мая 2020 г. № 369-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения» (далее — Порядок) признано утратившим силу, в связи с чем вынесенное решение неисполнимо, поскольку Порядок исключен из системы правового регулирования, что приводит к прекращению всех правоотношений, в том числе завершению финансирования.

Муниципальная программа на 01 января 2023 г. полностью исполнена, мероприятия завершены, в связи с чем бюджетные ассигнования на выплату субсидии в соответствии с Порядком в 2023 г. в местный бюджет из бюджета Пермского края не предоставлены, то есть источник выплаты субсидии в соответствии с Порядком отсутствует.

Кроме того, судом не дана оценка доводу Министерства о том, что истец не соответствует требованиям п. 1.3.1 Порядка, поскольку ему на основании свидетельства о праве на наследство принадлежат 11/80 долей в праве собственности на жилой дом по адресу: **** 76, площадью 56,2 кв.м, а также доля в праве на земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом. В отношении этого жилого дома решений о признании непригодным для проживания не принималось. Таким образом, на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (15 июля 2019 г.), а также на дату подачи заявления о предоставлении субсидии (22 января 2021 г.) у истца имелось иное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, находящееся в его собственности.

В соответствии с положениями пункта 3.9 Порядка процедура изъятия ****89 ****, с возмещением выкупной цены за жилое помещение в размере 1 181 200 рублей завершена, договор подписан, исполнен сторонами, право собственности прекращено. Договор не признан недействительным, не расторгнут. Поскольку собственник жилого помещения в аварийном доме реализовал своё право на получение возмещения путем заключения договора о выкупе и определения выкупной цены, субсидия не может быть предоставлена.

Вынесенное судом решение фактически направлено на исполнение кассационного определения судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2021 по делу № 2а-653/2022, в соответствии с которым на Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городскогс округа Пермского края возложена обязанность в течение одного месяца со дня принятия кассационного определения принять решение о предоставлении Александрову В.И. на основании заявления от 22 января 2021 г. субсидии в соответствии с Порядком, при отсутствии иных, помимо предусмотренных пунктом 1.3.1 названного Порядка, оснований для отказа в предоставлении субсидии.

Однако в соответствии с пунктом 3.8 Порядка предусмотрено в качестве условия, предшествующего заключению соглашения о предоставлении субсидии, принятие органом местного самоуправления решения о предоставлении такой субсидии. Судом при вынесении решения данная норма была нарушена, поскольку не установлено, что администрацией принято решение о предоставлении субсидии Александрову В.И., следствием которого должно быть заключение соответствующего соглашения. Законодательством предусмотрен порядок принудительного исполнения судебных актов в случае их неисполнения, при этом суд не вправе подменять собой административный орган и выносить решения, направленные на исполнение решений суда по другим делам.

Кроме того, в решении определен размер субсидии, который должен быть отражен в соглашении о предоставлении субсидии. Однако в соответствии с Порядком такой размер определяется органом местного самоуправления при заключении соглашения, при этом спор о размере субсидии отсутствует, права истца в указанной части не были нарушены, в связи с чем в данной части решение суда так же нарушает нормы права.

Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края в апелляционной жалобе указывает на то, что на основании постановления Правительства Пермского края от 25 января 2023 года № 51-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения и о признании утратившим силу отдельных постановлений Правительства Пермского края» постановление Правительства Пермского края от 28.05.2020 г. № 369-П признано утратившим силу, в связи с чем решение Верещагинского районного суда от 06 июля 2023 года об удовлетворении требований истца является неисполнимым, поскольку Порядок исключен из системы правового регулирования, что приводит к прекращению всех правоотношений, в том числе завершению финансирования.

Муниципальная адресная программа по расселению аварийного жилищного фонда на территории Верещагинского городского округа на 01 января 2023 г. полностью исполнена, мероприятия завершены, бюджетные ассигнования на выплату субсидии в соответствии с Порядком в 2023 г. в местный бюджет из бюджета Пермского края не предоставлены, то есть источник выплаты субсидии в соответствии с Порядком отсутствует.

Истец не соответствует требованиям п. 1.3.1 Порядка, так как ему на основании свидетельства о праве на наследство принадлежат 11/80 долей в праве собственности на жилой дом **** 76 ****. В отношении указанного жилого дома решений о признании его непригодным для проживания не принималось.

В соответствии с пунктом 3.9. Порядка процедура изъятия квартиры ** в доме № 89 ****. с возмещением выкупной цены за жилое помещение в размере 1 181 200 рублей завершена, договор подписан, исполнен сторонами, право собственности прекращено. Договор не признан недействительным и не расторгнут. Поскольку собственник жилого помещения в аварийном доме реализовал свое право на получение возмещения путем заключения договора о выкупе и определения выкупной цены субсидия не может быть предоставлена.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не нашла оснований к отмене решения.

Из материалов дела следует и установлено судом при разрешении спора, что истец Александров Владимир Иванович на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 01.03.2005 являлся собственником трехкомнатной квартиры, общей площадью 70 кв.м. по адресу: ****89**. Александрову В.И. также принадлежат 11/80 долей в праве общей долевой собственности на одноэтажный бревенчатый жилой дом по адресу: ****76, общей площадью 56,2 кв.м., на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 03.12.2005, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

15.07.2019 администрацией Верещагинского муниципального района принято Постановление №254-01-01-719 «Об утверждении перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу», согласно которому дом №89 ****, включен в данный перечень.

22.01.2021 истец, как собственник жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии.

28.01.2021 Управлением имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края за подписью начальника Управления Н. в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что жилой дом, где у Александрова В.И. имеется доля в праве собственности, не признавался аварийным и непригодным для проживания, он не может являться получателем субсидии на приобретение другого жилого помещения.

Александров В.И., не согласившись с отказом в предоставлении субсидии, обратился в суд с административным иском к Управлению имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа о признании незаконным решение об отказе в предоставлении субсидии (дело №2А-343/2021). Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2021 решение Верещагинского районного суда Пермского края от 30.04.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 26.07.2021 отменены. По делу принято новое решение о признании незаконным решения Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края, изложенное в письме № 89 от 28.01.2021, и возложена обязанность повторно рассмотреть обращение административного истца. Определением Верховного Суда Российской Федерации №44-КАД22-12-К7 от 02.06.2022 Управлению имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края отказано в передаче кассационной жалобы на кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2021 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №227-П, 05.03.2021 между Александровым В.И. и администрацией Верещагинского городского округа Пермского края, в лице начальника Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края Н. был заключен договор об изъятии жилого помещения – квартиры ** в доме №89 ****, с возмещением выкупной цены за жилое помещение в размере 1181200 рублей. Выплата произведена по платежному поручению от 16.03.2021 № 754201 в полном объеме.

19.11.2021 Управлением администрации повторно рассмотрено обращение Александрова В.И. и принято решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что Александровым В.И. 05.03.2021 был подписан договор об изъятии жилого помещения и 16.03.2021 произведена его оплата, таким образом, выбран способ переселения в виде получения возмещения за изымаемое помещение. Жилое помещение зачислено в муниципальную собственность и является расселенным. Кроме того, в жилом доме по адресу: ****76**** у Александрова В.И. имеется доля в праве собственности, независимо от ее размера, дом является жилым, не признавался аварийным и непригодным для проживания.

Александров В.И. вновь обратился в суд с административным иском о признании решения об отказе в предоставлении субсидии от 19.11.2021 незаконным.

Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 29.12.2021 по делу №2А-933/2021 решение Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края об отказе Александрову Владимиру Ивановичу в предоставлении субсидии собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, на приобретение другого жилого помещения, изложенное в письме от 19.11.2021 №2370, признано незаконным; возложена обязанность на Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края повторно рассмотреть заявление Александрова Владимира Ивановича.

03.03.2022 ответчиком вновь рассмотрено обращение Александрова В.И. и вновь принято решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с тем, что Александровым В.И. 05.03.2021 был подписан договор об изъятии жилого помещения и 16.03.2021 произведена его оплата, таким образом, выбран способ переселения в виде получения возмещения за изымаемое помещение. Заключение договора изъятия без заключения соглашения о предоставлении субсидии, влечет невозможность предоставления субсидии. Жилое помещение зачислено в муниципальную собственность и является расселенным. Кроме того, являясь собственником 11/80 долей в праве собственности на жилой дом **** ****76****, имет право пользоваться всем домом, как жилым помещением, дом является объектом жилищных прав Александрова В.И. и пригодным для проживания.

Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 27.04.2022 (дело №2А-373/2022) решение Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края об отказе Александрову Владимиру Ивановичу в предоставлении субсидии собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, на приобретение другого жилого помещения, изложенное в письме от 03.03.2022 № 452, признано незаконным; возложена обязанность на Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края повторно рассмотреть заявление Александрова Владимира Ивановича от 22.01.2021.

28.06.2022 Управлением администрации повторно рассмотрено обращение Александрова В.И. и принято решение от 28.06.2022 № 1451 об отказе в удовлетворении заявления по мотиву избрания Александровым В.И. способа переселения в виде получения возмещения за изымаемое помещение. Жилое помещение зачислено в муниципальную собственность и является расселенным. Кроме того, в жилом доме по адресу: ****76****, у Александрова В.И. имеется доля в праве собственности, независимо от ее размера, дом является жилым, не признавался аварийным и непригодным для проживания. Александров В.И. фактически пользуется жилым домом и земельным участком, заключил договор по газоснабжению. Также указано, что субсидия предоставляется собственникам, у которых отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания.

Истец, не согласившись с решением об отказе в предоставлении субсидии от 28.06.2022 № 1451, вновь обратился в суд с административным иском.

Решением Верещагинского районного суда от 11.08.2022 (дело №2А-653/2022) решение Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края об отказе Александрову Владимиру Ивановичу в предоставлении субсидии собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, на приобретение другого жилого помещения, изложенное в письме от 28.06.2022 № 1451, признано незаконным; возложена обязанность на Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края повторно рассмотреть обращение Александрова Владимира Ивановича от 22.01.2021.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 02.11.2022 отменено. Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 11.08.2022 оставлено в силе, третий абзац резолютивной части решения изложен в следующей редакции:

«Возложить на Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края обязанность в течение одного месяца со дня принятия кассационного определения принять решение о предоставлении Александрову Владимиру Ивановичу на основании заявления от 22 января 2021 года субсидии, в соответствии с Порядком предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 28 мая 2020 года №369-п, при отсутствии иных, помимо предусмотренных пунктом 1.3.1 названного Порядка, оснований для отказа в предоставлении субсидии».

27.04.2023 Управлением имущественных, земельных и градостроительных отношений от 27.04.2023 №693 истцу вновь отказано в удовлетворении заявления о предоставлении субсидии, так как Порядок предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 28.95.2020 года №369-п, утратил силу.

24.05.2023 кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции кассационная жалоба Министерства строительства Пермского края на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 11.08.2022 оставлена без рассмотрения по существу.

Установив указанные обстоятельства, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями ст. 32 ЖК РФ, ст. 61 ГПК РФ, Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.05.2020 № 369-п (далее по тексту Порядок), учитывая содержание кассационного определения судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований. При этом суд исходил из того, что в рассматриваемом случае не имеется как предусмотренных пунктом 1.3.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.05.2020 №369-п, так и иных оснований для отказа в предоставлении истцу субсидии.

Размер субсидии определен судом согласно раздела 2 Порядка предоставления субсидии, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.05.2020 года №369-п.

С учетом требований ч.2 ст.206 ГПК РФ, п. 3.8 вышеуказанного Порядка суд определил срок исполнения решения суда в части заключения соглашения о предоставлении субсидии, в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы жалобы Министерства строительства Пермского края о том, что судом решение было вынесено на основании кассационного определения судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 по делу № 2-653/2022, в котором ни Министерство строительства Пермского края, ни Правительство Пермского края не являлись участниками, Министерство было полностью лишено права на защиту, его доводы относительно заявленных Александровым В.И. требований не учитывались, на правильность выводов суда по существу спорных правоотношений не влияют, фактически сводятся к выражению несогласия с постановленным судом кассационной инстанции судебным актом, а потому не принимаются во внимание судебной коллегией.

Доводы апеллянтов о том, что истец не соответствует требованиям п. 1.3.1 Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.05.2020 № 369-п, т.к. ему на основании свидетельства о праве на наследство принадлежат 11/80 долей в праве собственности на жилой дом по адресу: **** 76, площадью 56,2 кв.м, а также доля в праве на земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом, состоятельными не являются, поскольку вопрос о праве истца на предоставление субсидии, в том числе, о его соответствии требованиям п. 1.3.1 Порядка, уже разрешен в рамках рассмотрения дела № 2а-653/2022 по административному иску Александрова В.И. к администрации Верещагинского городского округа Пермского края о признании незаконным решения. При рассмотрении названного дела судебной коллегией суда кассационной инстанции указано на то, что наличие у Александрова В.И. в собственности 11/80 долей в праве на жилой дом по адресу: ****76, не свидетельствует о его несоответствии п. 1.3.1 Порядка и не является основанием для отказа в предоставлении субсидии в отсутствие представленных стороной административного ответчика доказательств пригодности для постоянного проживания указанного недвижимого имущества в виде 11/80 долей вправе на жилой дом, составляющего 7,7 кв.м. общей площади и 6,7 кв.м. – жилой. Соответствующих доказательств того, что 11/80 долей Александрова В.И. в праве общей долевой собственности на дом по адресу: **** 76, общей площадью 56,2 кв.м., жилой – 48,9 кв.м., а именно 7,7 кв.м. общей площади, 6,7 кв.м. – жилой, представляют собой самостоятельный объект жилищных прав, а также того, что данные доли пригодны для постоянного проживания, заявителями жалоб при разрешении настоящего спора также не представлено.

Признание 25.01.2023 утратившим силу постановления Правительства Пермского края от 28 мая 2020 г. № 369-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения» не является основанием для отмены решения суда и отказа Александрову В.И. в удовлетворении заявленного иска, при том, что с соответствующими заявлениями истец обращался в период действия названного Порядка и исключительно в результате незаконных действий ответчика по делу вопрос не был разрешен своевременно. Отсутствие у компетентного органа соответствующего финансирования не является основанием для отказа истцу в восстановлении нарушенного права.

То обстоятельство, что истец, как собственник квартиры ** в доме №89 ****, реализовал своё право на получение возмещения путем заключения договора о выкупе аварийного жилого помещения, отмену решения суда не влечет. Данный довод приводился при разрешении вышеуказанного дела № 2а-653/2022 и отклонен судебной коллегией по гражданским делам Седьмого кассационного суда в связи с тем, что это обстоятельство не свидетельствует о нарушении условий п. 3.9 Порядка, предусматривающего, что соглашение о предоставлении субсидии подписывается собственником(-ами) одновременно с соглашением об изъятии занимаемого жилого помещения либо с договором мены (в зависимости от выбранного способа расходования субсидии), заключаемым с органом местного самоуправления в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При том, что Александров В.И., как собственник жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, выразил волю на предоставление субсидии, обратившись в Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края с соответствующим заявлением 22.01.2021 и одновременно с соглашением об изъятии занимаемого жилого помещения соглашение о предоставлении субсидии не было подписано собственником жилого помещения ввиду отказа в этом Управлением.

В апелляционных жалобах заявители приводят довод о том, что вопреки п. 3.8 Порядка судом не было установлено принятие администрацией решения о предоставлении субсидии Александрову В.И., следствием которого должно быть заключение соответствующего соглашения. Этот довод обоснованным не является, поскольку при разрешении спора судом было установлено, что после вынесения судом кассационной инстанции определения от 25.01.2023 истцу вновь без законных к тому оснований ответчиком было отказано в принятии решения о предоставлении соответствующей субсидии, при том, что иных, помимо предусмотренных п. 1.3.1 Порядка, оснований для отказа в предоставлении Александрову В.И. субсидии не имелось. С учетом указанного судом правильно сделан вывод о наличии оснований для удовлетворения требований истца о возложении на Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края обязанности заключить соответствующее соглашение о предоставлении субсидии.

Довод заявителей о том, что спор о размере субсидии в данном случае отсутствует, соответственно, права истца в указанной части не были нарушены, отмену решения суда также не влечет, поскольку Александровым В.И. заявлены требования о возложении на ответчика обязанности предоставить субсидию, заключить соглашение о предоставлении субсидии в размере 1176680 руб., мотивированные неоднократными незаконными отказами ответчика в удовлетворении его заявлений о предоставлении субсидии. Для восстановления нарушенного права истца и окончательного разрешения спора судом обоснованно определен причитающийся Александрову В.И. размер субсидии. Иск Александрова В.И. рассмотрен судом в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных требований.

Таким образом, апелляционные жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений против них.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Верещагинского районного суда Пермского края от 06 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Пермского края, апелляционную жалобу Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное определение изготовлено 09.10.2023.

33-10460/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Александров Владимир Иванович
Ответчики
Министерство строительства Пермского края
Управление имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа Пермского края
Администрация Верещагинского городского округа Пермского каря
Другие
Правительство Пермского края
Евдокимова Наталья Владимировна
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
28.08.2023Передача дела судье
05.10.2023Судебное заседание
12.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2023Передано в экспедицию
05.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее