Решение по делу № 3а-210/2016 (3а-815/2015;) от 15.12.2015

Дело № 3а-210/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 апреля 2016 г. г.Красногорск

Московской области

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Клевцовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому общества с ограниченной ответственностью «Компания «Классик Проект» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Компания «Классик Проект» обратилось в Московский областной суд с административными исковыми заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном рыночной стоимости.

В обоснование требований истец ссылается на то, что является собственником земельного участка категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование для строительства спортивного оздоровительного комплекса, площадью 4200 кв. метров, с кадастровым номером 50:04:0110301:6, расположенного по адресу: Московская область Дмитровский район, Габовский с/о д. Рыбаки.

Результаты государственной кадастровой оценке земельного участка утвержденные распоряжением Министерства экологии и природопользования МО не соответствует рыночной стоимости, что влияет на уплату налогов в справедливом размере. Административный истец в подтверждение стоимости представил Отчет №ОО2015Ф-84 об определении рыночной стоимости участка, подготовленный оценщиком ООО «Новые горизонты» Демидовым А.В. 06 августа 2015 года и положительное экспертное заключение о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Рыночная стоимость участка по состоянию на 01 января 2013 определена в размере 6 576 000 рублей.

Представитель административного истца требования полностью поддержал.

Представители Министерства имущественных отношений Московской области по доверенности Парамзин А.В. в судебном заседании не оспаривая право истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости поддержал ранее представленные письменные пояснения относительно допущенных в отчете об определении рыночной стоимости нарушений, в результате чего стоимость, определенная в отчете не отражает достоверную величину рыночной стоимости объекта недвижимости и не может быть принята в качестве допустимого доказательства по делу.

Представитель Филиала ФГП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области оставил требования на усмотрение суда.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Министерства экологии природопользования Московской области и ООО «Компания классик Лэнд» в суд представителей не направили. Извещены.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи, с чем на основании части 7 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав представителя административного истца, эксперта, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, находит требования ООО «Компания «Классик Проект» подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, административному истцу на праве общей долевой собственности 1/14 доля в праве принадлежит земельный участок, площадью 4200 кв. метров, с кадастровым номером 50:04:0110301:6, расположенный по адресу: Московская область Дмитровский район, Габовский с/о д. Рыбаки. Совдладельцем земельного участка в 13/14 его долях является ООО «Компания «Классик –Ленд».

Право собственности истца зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по МО, о чем представлено свидетельство.

По данным кадастрового паспорта участок поставлен на кадастровый учет, и имеет категорию земель: категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование для строительства спортивного оздоровительного комплекса.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №562 -РМ от 26.11.2013 года утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Московской области проведенной по состоянию на 01 января 2013 года.

Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель формировался по состоянию на 01 января 2013 года.

Из справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости следует, что кадастровая стоимость участка определена по состоянию на 09 декабря 2013 года в размере 11 903 472 рублей (л.д.12).

Административный истец полагая, что кадастровая стоимость принадлежащего ему участка необоснованно завышена, чем затронуты его права по несению налогового бремени в справедливом размере. С целью установления рыночной стоимости участков административным истцом представлен отчет об определении рыночной стоимости участка №ООО2015А-84 подготовленные оценщиком ООО «Новые горизонты» Демидовым А.В. 06 августа 2015 года, рыночная стоимость участка определена оценщиком по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объекта в размере 6 573 000 рублей.

На указанный отчет саморегулируемой экспертной организацией ООО «РОО» экспертный совет дано положительное экспертное заключение №170/2015. И по итогам проведения экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка эксперт сделал вывод т о соответствии отчета федеральным законом об оценочной деятельности, Федеральным стандартам об оценки и выводы, сделанные о величине рыночной стоимости объекта недвижимости признаны обоснованными (л.д.109).

Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (далее НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)». Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.

Удовлетворяя заявленные требования суд, учитывает, что правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В статье 24.19 Закона указано, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).

В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

По мысли федерального законодателя, как это следует из положений статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.

В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений Московской области предоставлены письменные пояснения согласно которых Министерством проанализирован представленный административным истцом отчет об определении рыночной стоимости участка на предмет соответствия его нормам законодательства регулирующим оценочную деятельность и выявлены нарушения повлекшие на итоговую величину установленной в отчете рыночной стоимости объекта ( л.д.259).

Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области о пересмотре их кадастровой стоимости на заседании, проведенном 06 ноября 2015 года принято решение об отклонении заявления общества поданного 16 октября 2015 года (л.д.113). Величина отличия рыночной стоимости составила 45%.

Судом в ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца назначена по делу судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Лаборатория финансов и оценки» Гершкович С.В. и Гершкович Е.М..

В заключение от 14 марта 2016 года эксперты пришли к выводу, что отчет №002015А-84 от 06 августа 2015 года об оценке рыночной стоимости участка выполнен в полной мере в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности и может быть использован в качестве основания для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с его рыночной стоимостью 6 573 000 рублей. Поскольку экспертами не были выявлены нарушения в процессе написания отчета об оценке, то эксперты не усмотрели основания для определения рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости (том 293-294).

Допрошенный в судебном заседании эксперт Гершкович С.В. полностью поддержал данное им заключение и пояснил, что при анализе отчета об оценке установлено, что оценщик допустил техническую ошибку указав на некорректные даты ввода стандартов ФСО1,2 и3, однако данное обстоятельство не оказало влияния ни на корректность написания отчета, ни на итоговую величину определенной стоимости. Исследуемый отчет содержал мотивированный оценщиком отказ от применения доходного подхода, оценщиком применена поправка на местоположения земельного участка, данная поправка включала в себя, в том числе и удаленность объектов от МКАД. Определение поправки на местоположения приведено в отчете таблице 9.5, при расчете оценщиком использовалась диаграмма диапазонов стоимости земель в Подмосковье для ИЖС в декабре 2012 года за сотку. Участок оценивался условно свободный, объект оценки и объекты аналоги имеют коммуникации по границы, поэтому оценщиком правомерно не введена поправка. Оценщиком на странице 64 отчета для определения поправки на площадь участков использованы данные «Справочника оценщика недвижимости» Лейфера Л.А. изданного в Нижнем Новгороде в 2014 году, при этом данные используемые оценщиком при определении поправки на масштаб применены полученные по состоянию на дату оценки, то есть на 2012 год. Следовательно все указанные в письменных пояснениях Министерством имущественных отношений МО замечания не нашли своего подтверждения в исследуемом экспертами отчете.

В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение экспертов мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное выше заключение экспертов соответствует требованиям, предъявляемым к экспертному заключению, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Руководствуясь статьей 82 КАС РФ и положениями Закона об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта от 14 марта 2016 года надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка административного истца, определенную по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости в представленном отчете об оценке.

В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельного участка не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости этого участка, т.е. на 1 января 2013 года.

Доказательств обоснованности доводов Министерства имущественных отношений МО, равно как и влияние указанных Министерством имущественных отношений МО в анализе экспертизы недостатков на изменение определенной оценщиком рыночной стоимости участка стороной Министерства имущественных отношений МО не представлено. Также не представлены и доказательства, которые опровергали бы определенную оценщиком рыночную стоимость земельного участка, и свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере. Доводы являются голословными, и носят предположительный характер.

Ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы в ходе рассмотрения дела стороной ответчиков не заявлено, а поводы для ее назначения у суда отсутствуют.

С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных

по делу доказательств, оцененных судом на предмет достаточности и допустимости, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости равной рыночной на основании отчета об оценке №ОО2015А-84 подготовленного оценщиком ООО «Новые Горизонты».

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.

Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №562-РМ от 26 ноября 2013 года утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель в составе земель населенных пунктов на территории Московской области, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость участка истца.

Таким образом, период действия кадастровой стоимости участка, установленный в судебном порядке в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества.

Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Компания «Классик Проект» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование для строительства спортивного оздоровительного комплекса, площадью 4200 кв. метров, с кадастровым номером 50:04:0110301:6, расположенного по адресу: Московская область Дмитровский район, Габовский со д. Рыбакипо состоянию на 01 января 2013 года в размере 6 573 000 (шесть миллионов пятьсот семьдесят три тысячи) рублей на период с 1 января 2015 года до даты очередной государственной кадастровой оценки.

Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указаного объекта недвижимости.

Датой подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области о пересмотре их кадастровой стоимости считать 16 октября 2015 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательн ой форме.

Судья М.Ю. Елизарова

3а-210/2016 (3а-815/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Компания "Классик-Проект"
Ответчики
Управление Росреестра по МО
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО
Другие
Правительство МО
ЗАО "АСК"
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
15.12.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.12.2015[Адм.] Передача материалов судье
18.12.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.12.2015[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
19.01.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.02.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
25.03.2016[Адм.] Производство по делу возобновлено
25.03.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2016[Адм.] Судебное заседание
11.04.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее