Дело №2-2674/19
64RS0043-01-2019-002239-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2019 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова
в составе председательствующего судьи Агарковой С.Н.,
при секретаре Мукатаевой А.Е.,
с участием представителя истца ФИО1- ФИО15, действующей на основании доверенности, 3-х лиц ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес> муниципального образования "<адрес>", администрации муниципального образования "<адрес>", 3-и лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования "<адрес>", Комитет по управлению имуществом <адрес>, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании права собственности на домовладение в силу приобретательной давности,
установил:
ФИО16 обратилась в суд с иском к администрации <адрес> муниципального образования "<адрес>", администрации муниципального образования "<адрес>", 3-и лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования "<адрес>", Комитет по управлению имуществом <адрес>, ФИО2, ФИО3, ФИО5 о признании права собственности на домовладение в силу приобретательной давности, в обоснование которого указала, что с 1962 года в ее владении находится индивидуальное жилое строение, а также земельный участок, на котором находится индивидуальное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В 1947 году ее отцом ФИО8 после возвращения с Великой Отечественной войны к дому своего отца ФИО10, расположенному по адресу: <адрес> (литер А) с его устного разрешения был пристроен дом на его же земельном участке. После постройки пристроенному дому был присвоен адрес: <адрес> (литер Б). С 1947 года она и ее родители являлись фактическими владельцами данного жилого дома, а также земельного участка, на котором расположено строение. В 1971 году отделом внутренних дел <адрес> совета <адрес> взамен старой была выдана домовая книга для регистрации граждан, проживающих в данном доме. Она зарегистрирована по месту жительства в данном доме с 1962 года. После смерти родителей она обращалась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на данный дом. Однако, ей было отказано по тем основаниям, что какие-либо документы, подтверждающие право собственности на спорное домовладение, отсутствуют. С 1947 года она проживала и продолжает проживать в вышеуказанном доме, постоянно осуществляет ремонт дома, добросовестно, открыто и непрерывно владеет указанным недвижимым имуществом. Она провела в дом водоснабжение, канализацию, стационарный телефон, оплачивала коммунальные платежи, вела приусадебное хозяйство на земельном участке рядом с домом. Она в течение всей своей жизни осуществляла владение данным имуществом, поскольку не знала и не могла знать о том, что не является собственником дома. Так как она добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным недвижимым имуществом более пятнадцати лет, то она приобретает право оформить право собственности на это имущество в силу приобретательной давности. Полагает, что срок приобретательной давности, можно считать установленным с 1962 года. Просит признать за ней право собственности на индивидуальное жилое строение по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
В судебное заседание истец не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
3-и лица ФИО2, ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержали, пояснив, что ФИО2 является собственником домовладения по адресу: <адрес> (литеры Д,В). ФИО3 в настоящее время собственником недвижимости по данному адресу не является, так как все имущество передала своему сыну Ветчинкину ФИО2 С.А. и ФИО3 являются арендаторами земельного участка площадью 396 кв.м., на котором расположены вышеуказанные строения, а также жилые строение (литер Б), в котором проживает ФИО16 ФИО16 проживает в данном строении с конца 40-х годов двадцатого века. Жилое строение было построено отцом ФИО1 ФИО16 постоянно осуществляет ремонт дома, добросовестно, открыто и непрерывно владеет указанным недвижимым имуществом. ФИО16 провела в дом водоснабжение, канализацию, стационарный телефон, оплачивала коммунальные платежи, вела приусадебное хозяйство на земельном участке рядом с домом, в течение всей своей жизни осуществляла владение данным имуществом. Просили иск удовлетворить.
Представители 3-х лиц Комитет по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования "<адрес>", Комитет по управлению имуществом <адрес>, 3-е лицо ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО10 и ФИО9 заключен договор купли-продажи, по условиям которого ФИО10, являющийся дедом истца по настоящему делу ФИО1, приобрел домовладение по адресу: <адрес>, состоящее из флигеля одноэтажного, деревянного с сенями и сараем. Данный договор удостоверен нотариально и зарегистрирован в органах учета в соответствии с действующим законодательством на момент заключения договора (л.д.146).
Таким образом, ФИО10 являлся собственником указанного домовладения. Согласно материалам инвентарного дела, домовладение представляло собой жилой <адрес> года постройки площадью 37,05 кв.м., сени площадью 5,59 кв.м. (литер А).
Также из материалов инвентарного дела следует, что ФИО10 являлся собственником домовладения по адресу: <адрес> (литер А), право собственности на домовладение зарегистрировано на основании договора купли-продажи от 31..12.1931 года №, реестр №.
Из объяснений представителя истца, пояснений 3-х лиц и материалов дела следует, что в 1947 году отцом истца ФИО1- ФИО8 после возвращения с Великой Отечественной войны к дому своего отца ФИО10, расположенному по адресу: <адрес>, (литер А) с его устного разрешения был пристроен дом на земельном участке, находящимся в пользовании ФИО10 После постройки пристроенному дому был присвоен адрес: <адрес> (литер Б).
Согласно инвентарной карточке на усадебный участок по адресу: <адрес>, на январь 1951 года на земельном участке по данному адресу находились строения: жилой дом, принадлежащий на праве собственности ФИО10 (литер А), а также строение (литер Б), записанное за ФИО13, строение (литер Д), записанное за ФИО11 Строения (литер Б,Д) значатся как самовольные строения (л.д.63).
В соответствии с техническим паспортом на жилой дом по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке под данным домовладением значатся строения (литер В1, В2,в1), собственником которых является ФИО2 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 и ФИО3 Последней указанные строения принадлежали на праве собственности на основании решения Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым за ФИО3 было признано право собственности на самовольные строения.
Также на данном земельном участке имеется строение- жилой дом (литер Д). Данный дом введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации <адрес> №. Строение находилось в собственности ФИО12 Строение (литер Д) в настоящее время также находится в собственности ФИО2
Данные обстоятельства подтверждаются Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.144-145).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № было оформлено строение площадью 71,9 кв.м. по адресу: <адрес> (литер А), что следует из материалов инвентарного дела. Данное строение принадлежит на праве собственности ФИО5 на основании договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от 10.10. 1996 года. При этом, ФИО5 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 128 кв.м., на котором расположено данное домовладение (литер А).
Истец проживает в домовладении (литер Б1,Б2,б5). Согласно материалам инвентарного дела данные строения являются самовольными строениями, какие-либо правоустанавливающие документы на данное домовладение отсутствуют (договоры купли-продажи, дарения, акты ввода в эксплуатацию, решения суда и т.д.).
При этом, строение (литер А) расположено на земельном участке, кадастровый №, площадью 128 кв.м., принадлежащем на праве собственности ФИО5, строения (литер В1, В2,в1, Д), а также строения (литер Б1,Б2,б5) находятся на земельном участке площадью 396 кв.м. кадастровый №, который находится в аренде у ФИО2 и ФИО3, что подтверждается письмом Комитета по управлению имуществом <адрес> и Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.124-130).
Согласно домовой книге ФИО16 зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31-38). ФИО16 по настоящее время зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении.
Как пояснила в судебном заседании представитель истца, ФИО16 провела в дом водоснабжение, канализацию, стационарный телефон, оплачивала коммунальные платежи, что подтверждается квитанциями на оплату коммунальных платежей (л.д.39-58).
В силу ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Как следует из п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
При рассмотрении споров о признании права собственности на самовольную постройку необходимо учитывать, что действующее законодательство разграничивает основания возникновения права собственности в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ) и в связи с осуществлением самовольного строительства (ст. 222 ГК РФ).
Приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение, в том числе расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке, поскольку в подобной ситуации отсутствует такое необходимое условие, как добросовестность застройщика, так как, осуществляя самовольное строительство, лицо должно было осознавать отсутствие у него оснований для возникновения права собственности. Тогда как лишь совокупность всех перечисленных в ст. 234 ГК РФ условий (добросовестность, открытость и непрерывность владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет) является основанием для приобретения права собственности на это имущество в силу приобретательной давности (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством от ДД.ММ.ГГГГ).
Вместе с тем, из материалов представленного муниципальным унитарным предприятием «Городское бюро технической инвентаризации» суду инвентарного дела следует, что спорное домовладение (литер Б1,Б2, б5) является самовольной постройкой, акты ввода в эксплуатацию строения, а также решения органов местного самоуправления о возможности введения в эксплуатацию строения либо пристройки, документов, подтверждающих право собственности на спорное домовладение в суд не представлено, в материалах инвентарного дела документы о правах на спорное домовладение отсутствуют.
Из вышеуказанных норм права следует, что приобретательная давность не распространяется на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение,
В данном случае отсутствует такое необходимое условие, как добросовестность застройщика: осуществляя самовольное строительство, лицо должно было осознавать, что у него отсутствовали основания для возникновения права собственности. Лишь совокупность всех перечисленных в ст. 234 ГК РФ условий (добросовестность, открытость и непрерывность владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет) является основанием для приобретения права собственности на это имущество в силу приобретательной давности.
Таким образом, учитывая, что спорный жилой дом является самовольной постройкой оснований для удовлетворения заявленных требований по основанию приобретательной давности не имеется.
Кроме того, в материалы дела доказательств тому, что земельный участок предоставлен именно истцу по настоящему делу в пользование под домовладение либо для строительства, как нет сведений о том, что при застройщику- отцу истца по настоящему делу, на указанный земельный участок оформлялись надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, земельный участок под домовладение предоставлялся деду истца- ФИО10 Данное домовладение, ранее принадлежавшее ФИО10, и земельный участок находятся в собственности ФИО5
При этом, до введения в 1998 г. Градостроительство Кодекса Российской Федерации, в указанный период времени, нормы градостроительства регулировались Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и данных поселках".
В соответствии с п. 2 Постановления СНК РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и данных поселках" установлен запрет государственным учреждениям и предприятиям, кооперативным и общественным организациям и отдельным гражданам приступать к строительству до получения письменного разрешения от исполнительного комитета городского и поселкового Совета депутатов трудящихся.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО13, отец ФИО1, должен был получить разрешение на строительство для возведения строения.
Сам по себе факт нахождения спорного имущества в пользовании истца, несения бремени расходов на его содержание не свидетельствует о добросовестности владения, и не является основанием для предоставления судебной защиты в порядке ст. 234 ГК Российской Федерации.
Наличие либо отсутствие третьих лиц, претендующих на жилой дом, не влияет на возникновение (прекращение) права собственности. Прописка истца (регистрация по месту жительства) сама по себе лишь подтверждает факт проживания гражданина по указанному месту, поэтому порождать какие-либо права на занимаемое помещение не может.
В удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "<░░░░░>", ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "<░░░░░>", 3-░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "<░░░░░>", ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░2, ░░░3, ░░░4 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> (░░░░░ ░1, ░2,░5) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░– ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.