Дело № 2а-1423/2020 23 марта 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Мишуковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шатрова М. Ю., Каменевой О. А., Терликова А. В. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, главному специалисту – эксперту отдела государственного земельного надзора Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Чеснокову Д. В. о признании незаконными предписаний от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №,
установил:
административные истцы Шатров М.Ю., Каменева О.А., Терликов А.В. обратились с указанным административным иском о признании предписаний №, №, № об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными.
В обоснование требований указали, что Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) в отношении Терликова А.В., Каменевой О.А., Шатрова М.Ю. была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства РФ. По результатам проверки были выявлены нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании земельного участка, в связи с чем, Терликову А.В., Каменевой О.А., Шатрову М.Ю. были выданы предписания, которые полагают незаконными и не подлежащими исполнению. Указали, что административные истцы являются совладельцами земельного участка с кадастровым номером №, на данном участке находится здание административно – бытового корпуса, на момент проведения проверки здание находится на консервации, не функционирует, системы водоснабжения, водоотведения отключены. Участок используется в сельскохозяйственных целях, в здании хранятся сельскохозяйственный инвентарь, а также сельскохозяйственная продукция. Полагают, что изменить категорию и (или) вид разрешенного использования земельного участка невозможно. Просили признать предписания Управления №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
Административный истец Шатров М.Ю., действующий также на основании доверенностей в интересах Каменевой О.А., Терликова А.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Административные истцы Каменева О.А., Терликов А.В. в судебное заседании не явились, направили представителя.
Административный ответчик главный специалист – эксперт Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Чесноков Д.В. с административным иском не согласился, указал, что оспариваемые предписания приняты уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленной процедуры, соответствуют положениям действующего законодательства, прав и законных интересов административных истцов не нарушают. Кроме того, указал, что административные истцы были уведомлены о внеплановой проверке, однако не явились в назначенное время на участок, доступ в здание также не обеспечили; после проведения проверки фитнес-центр продолжил свое функционирование. Обращал внимание суда на то, что в материалах дела имеется ответ Главы А. П. <адрес>, согласно которому установлено, что здание функционирует, в нем имеется и электро- и водоснабжение.
Административный ответчик Управление Росреестра по Архангельской области и НАО в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В силу статьи 219 КАС Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1, 5, 8).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, оспариваемые предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ вынесены ДД.ММ.ГГГГ, административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, установленный ст. 219 КАС РФ.
Заслушав административного истца, представителей административных истцов и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, Распоряжениями Управления от ДД.ММ.ГГГГ № № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Терликова А.В., Каменевой О.А., Шатрова М.Ю. была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства на используемом земельном участке.
По результатам проверки выданы обязательные для исполнения предписания:
- от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а именно: устранить нарушения земельного законодательства РФ в части нецелевого использования земельного участка площадью 2124 кв.м с кадастровым номером №, расположенного в П. <адрес>;
- от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а именно: устранить нарушения земельного законодательства РФ в части нецелевого использования земельного участка площадью 2124 кв.м с кадастровым номером №, расположенного в П. <адрес>;
- от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а именно: устранить нарушения земельного законодательства РФ в части нецелевого использования земельного участка площадью 2124 кв.м с кадастровым номером №, расположенного в П. <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В силу ч. 2 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Часть 3 ст. 71 Кодекса предусматривает, что предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Согласно пункту 1 ст. 71 Кодекса, положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.
Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» устанавливает порядок осуществления государственного земельного надзора.
Пункт 2 Положения предусматривает, что государственный земельный надзор осуществляется, в том числе Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
Согласно п. 5 Положения, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе, обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
При таких обстоятельствах оспариваемые административными истцами предписания вынесены в пределах компетенции и полномочий административного ответчика.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пп. 2 п.1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Материалами дела подтверждается, лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Терликова А.В., Каменевой О.А., Шатрова М.Ю. на соблюдение требований земельного законодательства, в ходе проверки был осуществлен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, на территории которого расположено здание административно – бытового корпуса. Земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
В судебном заседании административный ответчик Чесноков Д.В. пояснил, что в ходе визуального осмотра установлено, что часть здания административно – бытового корпуса, расположенного на земельном участке сельскохозяйственного назначения, используется для размещения в нем фитнес – центра «Авалон», в подтверждение представил фотоснимки данного здания с вывеской фитнес – центра «Авалон», прайс – лист с ценами на услуги данного центра, общедоступные сведения из социальных сетей сети «Интернет».
Данные доказательства административными истцами в силу ст. 61 КАС РФ допустимыми доказательства не опровергнуты.
Доводы административного истца о том, в помещениях кабинетов на третьем этаже здания не может располагаться фитнес-центр, поскольку отсутствует какое-либо водоснабжение и канализация, а имеется только небольшой неотапливаемый кабинет, где продаются абонементы для занятий спортом, суд оценивает критически, опровергаются вышеизложенными обстоятельствами.
Кроме того, согласно ответа А. МО «П.» от ДД.ММ.ГГГГ, направленного по запросу административного ответчика в ходе проверки, в настоящее время здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 29:15:120301:195, используется; фитнес-центр «Авалон» в указанном здании функционирует; централизованная система водоснабжения и канализации в указанном здании функционирует.
Оснований сомневаться в достоверности ответа Главы МО «П.» у суда не имеется.
В силу п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Представленный стороной административного истца договор контрактации от ДД.ММ.ГГГГ не опровергает использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, которое должно соответствовать его разрешённому использованию и сходится со сведениями внесёнными в ЕГРН.
Таким образом, осуществление деятельности по занятию спортом в помещениях административно – бытового корпуса, находящегося на земельном участке с кадастровым номером №, не соответствует установленной категории и виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №.
Не принимаются во внимание и доводы административного истца о неисполнимости оспариваемых предписаний в срок до ДД.ММ.ГГГГ, равно как и указание в сведениях в ЕГРН вида разрешённого использования «данные отсутствуют», поскольку не влияют на правомерность выводов суда.
Предписания являются актами реагирования Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округ на выявленные в ходе проверки нарушения действующего земельного законодательства. Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округ обязано установить срок исполнения предписаний в целях устранения допущенного нарушения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и нормы материального права, ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес административных истцов были правомерно вынесены предписания №, № об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а именно: устранить нарушения земельного законодательства РФ в части нецелевого использования земельного участка площадью 2124 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес>.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 172 – ФЗ «О переводе или земельных участков из одной категории в другую» заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 172 – ФЗ «О переводе или земельных участков из одной категории в другую» определены требования к содержанию ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую.
Ст. 3 Федерального закона № 172 – ФЗ «О переводе или земельных участков из одной категории в другую» установлен порядок рассмотрения такого ходатайства.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 172 – ФЗ «О переводе или земельных участков из одной категории в другую» по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки: в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации; в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В связи с чем, доводы административных истцов о невозможности исполнения оспариваемых предписаний, не находят своего подтверждения, суд находит несостоятельными и не принимает во внимание.
Материалами дела подтверждается, что административные истцы являются совладельцами земельного участка с кадастровым номером №, на территории которого находится здание административно – бытового корпуса. Данный земельный участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования: для сельскохозяйственного производства. На данном земельном участке расположено здание административно – бытового корпуса, принадлежащее на праве собственности административным истцам, однако используется для размещения в нем фитнес – центра «Авалон».
Кроме того, исходя из системного толкования статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, статей 1, 7, 16, 23 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, на собственника участка возлагается обязанность оформить в установленном действующим законодательством порядке свой выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех допустимых для категории, к которой относится земельный участок.
Как указывалось выше, по смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Проанализировав материалы проверки, принимая во внимание, что часть указанного выше земельного участка используется с нарушением установленного вида разрешенного использования, суд приходит к выводу о том, что все действия по вынесению предписаний №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, совершенные главным специалистом – экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Чесноковым Д.В. соответствуют требованиям Земельного Кодекса РФ. Фактически комплекс всех необходимых и возможных действий, направленных на понуждение административных истцов устранить нарушения земельного законодательства в части нецелевого использования земельного участка площадью 2124 кв. м с кадастровым номером № расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес> производился надлежащим образом, какого-либо незаконного бездействия либо незаконных действий с его стороны в этой части не установлено.
При этом административные истцы не представили доказательств фактического нарушения их прав, создания препятствий к их осуществлению, незаконного возложения обязанности или незаконного привлечения к ответственности.
Предписания являются актами реагирования Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства.
Поскольку оспариваемые предписания вынесены полномочным должностным лицом, соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административных истцов к Управлению Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, главному специалисту – эксперту отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Чеснокову Д. В. о признании незаконными предписаний от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Шатрова М. Ю., Каменевой О. А., Терликова А. В. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, главному специалисту – эксперту отдела государственного земельного надзора Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Чеснокову Д. В. о признании незаконными предписаний от ДД.ММ.ГГГГ №, №, № – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий И.В. Машутинская
Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2020 года.