Гражданское дело №а-221/2021
УИД 24RS0№-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2021 года <адрес>
Федеральный Саянский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Захаровой Л.В.
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №а-221/2021 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в порядке ст. 39 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кулижниковского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия по непринятию мер к оформлению в муниципальную собственность земельных участков под общественными кладбищами, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением, в порядке ст. 39 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кулижниковского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия по непринятию мер к оформлению в муниципальную собственность земельных участков под общественными кладбищами, возложении обязанности, мотивируя тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований земельного законодательства, а также законодательства о муниципальной собственности в деятельности Кулижниковского сельсовета установлено, что на территории сельсовета расположено 3 земельных участка, находящихся на границами населенных пунктов, на которых расположены общественные кладбища, в том числе, в <адрес>, д. Орловка и д. Новобрянка. В нарушение указанного законодательства на момент проверки администрацией Кулижниковского сельсовета работа по оформлению в муниципальную собственность земельных участков, занятых кладбищами, не начата, договор на межевание не заключался, межевание не проводилось, земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, в связи с чем невозможно оформление права собственности на них. Непринятие должных мер по содержанию кладбища свидетельствует о не приведении территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, что с неизбежностью влечет обезличивание территорий данных кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших- возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду путем погребения умерших за пределами отведенной для того территории. По внесенному прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе сельсовета представлению нарушения законодательства не устранены, финансовые средства на устранение нарушений отсутствуют. В связи с чем, просят признать незаконным бездействие администрации Кулижниковского сельсовета <адрес> в части непринятия мер по оформлению в муниципальную собственность земельных участков под общественными кладбищами, расположенными в <адрес>, д. Орловка, д. Новобрянка; обязать администрацию Кулижниковского сельсовета оформить в муниципальную собственность указанные земельные участки под общественными кладбищами в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, просила требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Кулижниковского сельсовета <адрес> в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили в суд пояснения, из которых следует, что сельсоветом заключен контракт № на выполнение кадастровых работ от ДД.ММ.ГГГГ, после чего объекты будут поставлены на кадастровый учет. Просят рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель заинтересованного лица <адрес> в суд не явился, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица.
С учетом мнения участников процесса, суд полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного ответчика и заинтересованного лица.
Заслушав административного истца, исследовав в судебном заседании все материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1,3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее- орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии с п.22 ч.1, ч.3 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>» к вопросам местного значения сельских поселений отнесены организация ритуальных услуг, содержание мест захоронения.
Согласно ч.1 и ч.3 ст. 18 Федерального закона №8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п.5 ст.16 настоящего Федерального закона.
На основании п.п.4 и 5 ст. 16 Федерального закона №8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатного предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органами местного самоуправления.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать 40 га.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с «Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности», утвержденным Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 9ДД.ММ.ГГГГ), включая услуги по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронения, по покупке или аренде места для захоронения.
Согласно п.п.3 и 4 ст. 17 Федерального закона №8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляется государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Санитарные правила и Нормы САНПИН ДД.ММ.ГГГГ-21 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий кладбищ.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ч.1 ст. 11 ФЗ №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства и законодательства о муниципальной собственности в деятельности Кулижниковского сельсовета <адрес>.
Проверкой установлено, что на территории Кулижниковского сельсовета <адрес> расположены 3 земельных участка, находящиеся за границами населенных пунктов, на которых расположены общественные кладбища, в том числе в <адрес>, д. Орловка и д. Новобрянка. В нарушение выше названного законодательства, работы по оформлению земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность, не начаты, межевание не проводилось, земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, кладбища не состоят на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в реестре муниципального имущества муниципального образования Кулижниковский сельсовет кладбища не значатся.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района главе Кулижниковского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о похоронном деле.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ Кулижниковского сельсовета на представление прокуратуры, администрация Кулижниковского сельсовета обратилась к кадастровому инженеру для заключения договора по оказанию кадастровых услуг на межевание земельных участков, после постановки земельных участков на кадастровый учет, будет зарегистрировано право собственности сельсовета на данные участки.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства на проведение работы по оформлению земельных участков под кладбищами в муниципальную собственность, в бюджете Кулижниковского сельсовета отсутствуют.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ администрации Кулижниковского сельсовета, земельные участки, занятые кладбищами, в муниципальную собственность не оформлены.
Из ответов муниципального образования следует, что финансирование на реализацию мероприятий, направленных на устранение нарушений земельного законодательства, законодательства о муниципальной собственности Кулижниковского сельсовета, отсутствует.
Согласно ст. ст.14,50 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ земли кладбищ могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 25 названного Федерального закона №8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Уставом Кулижниковского сельсовета <адрес> к вопросам местного значения сельского поселения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (ст.8).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, тот факт, что администрацией Кулижниковского сельсовета в нарушение требований действующего законодательства не выполняется обязанность по надлежащей организации на территории муниципального образования мест захоронений, отвечающих требованиям федерального законодательства, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, суд полагает признать незаконным бездействие администрации Кулижниковского сельсовета по организации мест захоронения и обязании совершить действия.
Суд считает, что не приведение территорий кладбища в соответствие с нормами действующего законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территории данных кладбищ, отсутствие участков на кадастровом учете, отсутствие права собственности муниципального образования Кулижниковский сельсовет на территории кладбища, а при осуществлении захоронений умерших- возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Кроме того, отсутствие определенных границ земельного участка, по мнению суда, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Суд считает, что предоставление Кулижниковским сельсоветом в дело муниципального контракта на выполнение кадастровых работ от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о действиях административного ответчика, поскольку контракт был заключен после уведомления прокурором ответчика в сентябре 2021 года о направлении иска в суд, то есть, спустя длительное время после внесения прокуратурой представления главе сельсовета об устранении нарушений закона; данные о том, что ответчиком принимались меры по устранению выявленных нарушений закона, в том числе, включение соответствующих бюджетных аасигнований в решение о бюджете, суду не представлены. Суд считает, что бездействие ответчика по непринятию мер по оформлению в муниципальную собственность земельных участков под общественными кладбищами, имело место.
При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая необходимость бюджетного планирования расходов по выполнению указанной обязанности, суд полагает возможным установить срок для исполнения судебного решения в течение 1 года, со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Кулижниковского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оформлению в муниципальную собственность земельных участков под общественными кладбищами, расположенными в <адрес>, д. Орловка и д. <адрес>.
Обязать администрацию Кулижниковского сельсовета <адрес> в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда оформить в муниципальную собственность земельные участки под общественными кладбищами, расположенными в <адрес>, д. Орловка и д. <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Саянский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий