Решение по делу № 2-5686/2023 от 21.09.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2023года                                                                        <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Прокосовой М.М., при секретаре Дамбаевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации <адрес>" к ТСЖ "Возрождение" о признании действий незаконными и об обязании произвести перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

    Обращаясь в суд, истец МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации <адрес>" просит признать незаконными действия ТСЖ «Возрождение» по начислению платы потребителям многоквартирного <адрес> за коммунальную услугу по отоплению за 2020,2021,2022 годы. Обязать ТСЖ «Возрождение» произвести перерасчет платы потребителям многоквартирного <адрес> за коммунальную услугу по отоплению за периоды с 2020,2021,2022 годов с учетом показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, на суммы: 548066,09 рублей за 2020 год, 582144,4 рублей за 2021год, 498718,93 рублей за 2022 год.

Исковые требования мотивированы тем, что МКУ «Управлением муниципальной жилищной инспекции Администрации <адрес>» была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ «Возрождение», на основании поступившего обращения от собственников помещений многоквартирного <адрес>, в ходе проведения проверки Управлением были выявлены нарушения обязательных требований в части начислений и корректировки платы за услугу отопления за периоды с 2020,2021,2022 годы. Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии с п. 42 Правилами оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. На территории <адрес> утвержден способ оплаты за коммунальную услугу по отоплению - равномерно в течение календарного года. Согласно п. 42 Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 3 (1) приложения к Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии. При оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии начисление платы за услугу по отоплению по лицевому счету помещения дома должно производиться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям прибора учета, а произведение корректировки платы за услугу по отоплению при способе оплаты равномерно в течение календарного года является обязательным требованием законодательства.

ТСЖ «Возрождение» при оборудовании многоквартирного <адрес> общедомовым прибором учета тепловой энергии производится начисление платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в многоквартирном <адрес>, исходя из норматива, что является грубым нарушением ч. 1 ст. 157ЖК РФ. При этом ссылка заявителя на ч. 5 ст. 155 Жилищного кодекса РФ о том, что ТСЖ вправе утверждать общим собранием членов порядок расчета платы за коммунальные услуги противоречит вышеизложенным нормам. Так, указанная норма определяет лишь возможность ТСЖ утверждать порядок док внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, п. 66 Правил ). При этом компетенция членов товарищества собственников жилья определена ст. 137 Жилищного кодекса РФ. Решение членов товарищества собственников жилья об установлении порядка расчета коммунальной услуги по отоплению, не относится к компетенции членов товарищества и в силу п. 3 ст. 181.5 Гражданского кодекса РФ является ничтожным.

Определением от 26.10.2023г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ПАО «ТГК-14».

В судебном заседании представитель истца Цыдыпов С.А. исковые требования поддержал. Дал пояснения так, как они указаны в иске.

Представители ответчика ТСЖ «Возрождение» Балалаева О.И., Сафонова Н.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований. Представили письменный отзыв. Дополнительно пояснили, что ТСЖ «Надежда» заключило договор ресурсоснабжения с ПАО «ТГК-14» ДД.ММ.ГГГГ и с этой же даты производит начисление за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с утвержденным собственниками порядком исходя из площади жилого помещения и тарифа на тепловую энергию, установленного Республиканской службой по тарифам РБ. Собственниками помещений МКД <адрес> был утвержден порядок оплаты за жилищно-коммунальные услуги, согласно которому, размер платы за коммунальные услуги начисляется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 157 ЖК РФ. Собственники приняли решение, что «в случае, если собственники оплатили на расчетный счет ТСЖ сумму, превышающую сумму, выставленную ресурсоснабжающей организацией, разница, полученная в результате оплаты ТСЖ за фактически полученные коммунальные ресурсы, определенные по показаниям общедомовых приборов учета и оплатой, произведенной собственниками за полученные коммунальные услуги по нормативам потребления и фактически полученных услуг, согласно показаниям индивидуальных приборов учета, остается на расчетном счете ТСЖ и используется по решению общего собрания собственников помещений на осуществление уставной деятельности ТСЖ». Собственниками было решено сэкономленные по оплате за тепловую энергию денежные средства перечислить на дополнительный расчетный счет для формирования резервного фонда на проведение капитального ремонта. Таким образом, по решению собственников, сумма денежных средств, полученная от экономии по оплате за тепловую энергию, не возвращается на лицевые счета собственников, а направляется в резервный фонд на проведение капитального ремонта, что законодательством не запрещено.» Полагают, что ТСЖ «Возрождение» действует добросовестно, исключительно в рамках принятых собственниками <адрес> решений, а именно - собственники производят оплату за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с принятым им порядком оплаты, по итогам года проводится корректировка платы за отопление, по решению собственников полученные от корректировки денежные средства зачисляются в резервный фонд ТСЖ на оплату ОДН, на покрытие непредвиденных расходов по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, на накопление средств для проведения капитального ремонта и пр., и ежегодная положительная оценка деятельности ТСЖ подавляющим количеством собственников дома тому подтверждение. Считают, что оснований для удовлетворения требований не имеется.

Представитель третьего лица ПАО «ТГК-14» Мамедова М.В. в судебном заседании пояснила, что между ПАО «ТГК-14» и ТСЖ «Надежда» заключен договор ресурсоснабжения в 2015г., в соответствии с которым ТСЖ вносит оплату за потребленную энергию по показаниям общедомового прибора учета. Задолженности по оплате не имеется, корректировку собственникам жилых помещений ПАО «ТГК-14» не производит.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 Правил N 491).

Статьей 158 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 40 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом "у.1" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354, действовавшим до 1 января 2017 г. исполнитель обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).

Абзацами 1 и 3 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года; в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

Подпунктом "ж" пункта 4 указанных Правил определено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением такого стандарта как организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Установлено, что многоквартирный жилой дом по <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который введен в эксплуатацию с 07.05.2015г.

Решением общего собрания собственником многоквартирного дома избрана форма управления в виде ТСЖ. ТСЖ «Возрождение» зарегистрировано 27.03.2014г.

По решению общего собрания собственников многоквартирного дома от 27.04.2014г. расторгнуты индивидуальные договоры на поставку коммунальных услуг, в том числе отопления.

Решением общего собрания собственников многоквартирного дома утвержден порядок оплаты жилищно – коммунальных услуг. В соответствии с указанным порядком п.д, раздела 5 в случае, если собственники оплатили на расчетный счет ТСЖ сумму, превышающую сумму выставленную ресурсоснабжающей организацией, разница, полученная в результате оплаты ТСЖ за фактически полученные коммунальные ресурсы, определенные по показаниям общедомовых приборов учета и оплатой, произведенной собственниками помещений за полученные коммунальные услуги по нормативам потребления и фактически полученных услуг, согласно показаниям индивидуальных приборов учета, остается на расчетном счете ТСЖ и используется по решению общего собрания собственников помещений на осуществление уставной деятельности ТСЖ.

То есть, собственниками помещений МКД <адрес> был утвержден порядок оплаты за жилищно-коммунальные услуги, согласно которому, размер платы за коммунальные услуги начисляется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 157 ЖК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ собственниками принято решение о создание резервного фонда ТСЖ «Возрождение»

25.06.2018г. по решению общего собрания принято решение о зачете сэкономленных по оплате за коммунальные услуги денежные средства, полученные при использовании ОДПУ в резервный фонд ТСЖ (78,5 %).

Таким образом, по решению собственников, сумма денежных средств, полученная от экономии по оплате за тепловую энергию, не возвращается на лицевые счета собственников, а направляется в резервный фонд на проведение капитального ремонта.

Суду стороной ответчика представлены сведения о проведении корректировки по лицевым счетам собственников многоквартирного <адрес>, при этом сумма корректировки не возвращается на лицевые счета собственников, а переводится в резервный фонд ТСЖ «Возрождение» на основании решение общего собрания собственников жилья.

Так, за 2020г. произведена корректировка на сумму 548066,09 рублей, за 2021г. на сумму 582144,4 рублей, за 2022г. на сумму 498718,93 рублей.

При этом указанные суммы перечисляются в резервный фонд.

Вместе с тем, с учетом того, что нормами действующего законодательства установлен порядок расчета за тепловую энергию, такое решение собственников жилых помещений является ничтожным и не может применяться в отношениях по расчетам за предоставленную коммунальную услугу..

Так, в соответствии с положениями ст.181.5 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом, решение общего собрания ничтожно в случае, если оно:

    принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании " виляли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

    принято при отсутствии необходимого кворума;

    принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

    противоречит основам правопорядка или нравственности.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу п. 1 ст. 2, п.6 ст. 50 и п. 2 ст. 181.1 Гражданского кодекса РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Правила гл. 9.1 Гражданского кодекса РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (п. 1 ст. 181.1 ГК РФ). В частности гл.6 Жилищного кодекса РФ установлены специальные правила о порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятия ими решений, а также основания и сроки оспаривания таких решений.

Нормы главы 9.1 Гражданского кодекса РФ к решениям собрания применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения, например, о сведениях, указываемых в протоколе (п.3-5 ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ), о заблаговременном уведомлении участников гражданско -правового сообщества о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения собрания, об основаниях признания решения собрания оспоримым или ничтожным (п. 1, 2, 7 ст. 181.4, ст. 181.5 Гражданского кодекса РФ).

Согласно и. 1 ст. 181.4 (п. 1 ст. 181.3) Гражданского кодекса РФ решение собрания «действительно по основаниям, установленным Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом, либо независимо от такого признания (ничтожное решение). Допускается возможность предъявления самостоятельных исков о признании недействительным ничтожного решения, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого лица, имеющего охраняемый законом интерес в таком признании.

Таким образом, решение собственников жилых помещений о направлении суммы корректировки по оплате за тепловую энергию, произведенную за календарный год, то есть решение об изменении порядка оплаты за коммунальную услугу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. , не может быть признано законным и применяться для расчетов.

Такие полномочия, согласно пп. 16 ст. 12 Жилищного кодекса РФ как установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета такой платы и др. отнесены только к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений (Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. )

В этой связи исковые требования МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации <адрес>" к ТСЖ "Возрождение" о признании действий по начислению потребителям многоквартирного <адрес> за коммунальные услуги за 2020,2021,2022года незаконными подлежат удовлетворению.

Разрешая требования истца об обязании ТСЖ «Надежда» произвести перерасчет потребителям за предшествующие периоды, 2020,2021г,2022гг., суд приходит к выводу о фактической невозможности проведения данных действий.

Так, как установлено в ходе судебного разбирательства, указанные суммы переведены в резервный фонд товарищества, распределены на соответствующие цели. При этом стороной ответчика представлены подробные расчеты корректировки по каждому жилому помещению.

Поскольку резервный фонд многоквартирного <адрес>, создан в интересах собственников жилых помещений, и в ходе судебного разбирательства не установлены факты недобросовестного поведения ТСЖ «Возрождение» по расходованию средств резервного фонда, суд, исходя из принципа справедливости приходит к вводу о том, что за предшествующие периоды (2020,2021,2022г.) ТСЖ «Возрождение» перерасчет потребителям фактически произведен.

Однако, с учетом установленных обстоятельств, в дальнейшем, перечисление сумм корректировки по каждому жилому помещению, исполнитель обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, на лицевые счета каждого конкретного потребителя тепловой энергии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации <адрес>" к ТСЖ "Возрождение" о признании действий незаконными и об обязании произвести перерасчет удовлетворить частично.

Признать действия ТСЖ «Возрождение» по начислению потребителям многоквартирного <адрес> за коммунальные услуги за 2020,2021,2022года.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 06.12.2023г.

Судья                                                                                       М.М.Прокосова

2-5686/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ"
Ответчики
ТСЖ "Возрождение"
Другие
ПАО ТГК-14
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Прокосова М.М.
Дело на странице суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
21.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2023Передача материалов судье
28.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2023Подготовка дела (собеседование)
26.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее