Дело №2-4787/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Мягковой Е.А.,
при секретаре Ушаковой А.А.,
с участием представителя истца прокурора Кировского района г.Волгограда – помощника прокурора Центрального района г.Волгограда А.А., представителя ответчика администрации Волгограда и третьего лица администрации Кировского района г.Волгограда – Т.А., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 сентября 2023 года в городе Волгограде гражданское дело по иску прокурора Кировского района города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о понуждении к принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Волгограда о понуждении к принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Кировского района г.Волгограда проведена проверка исполнения законодательства в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», в том числе обеспечивающего безопасность зданий при прекращении их эксплуатации, в ходе которой выявлены нарушения. Проверкой установлено, что на территории Кировского района г.Волгограда расселено 3 многоквартирных дома, снос которых не осуществлен до настоящего времени, а именно:
многоквартирный ..., который признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Кировского района Волгограда от 20.01.2012 года, постановлением администрации Волгограда от 06.11.2013 года №... утвержден механизм исполнения вышеуказанного заключения;
многоквартирный ..., который признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Кировского района Волгограда от 09.01.2013 года, постановлением администрации Волгограда от 30.01.2014 года №... утвержден механизм исполнения вышеуказанного заключения;
многоквартирный ..., который признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Кировского района Волгограда от 31.07.2012 года, постановлением администрации Волгограда от 10.04.2014 года №... утвержден механизм исполнения вышеуказанного заключения.
Расселение вышеуказанных многоквартирных домов осуществлено в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019-2025 годах», утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 01.04.2019 года №...-п, разработанной в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда».
По информации администрации Кировского района г.Волгограда от 29.06.2023 года территория указанных фактически расселенных многоквартирных домов не огорожена, доступ в здание не ограничен, строения находятся в непосредственной близости от других жилых домов, что создает угрозу жизни и здоровью проживающих в них граждан.
При таких обстоятельствах, возможность свободного доступа в указанные здания создает условия для совершения противоправных действий, делает их опасными и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу граждан в случае их разрушения или использования не по назначению лицами, не имеющими права собственности, а также привести к иным чрезвычайным ситуациям.
Вместе с тем, администрацией Волгограда на момент проверки меры, направленные на воспрепятствование несанкционированному доступу людей в здание, расположенное по вышеуказанным адресам, не приняты.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит суд обязать администрацию Волгограда в течение 1 (одного) месяца, со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания, расположенные по адресам: ... города Волгограда, путем установки защитного ограждения в границах земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, высотой не менее 2,2 м с козырьком, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58967-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия», утвержденного приказом Росстандарта от 18.08.2020 года №...-ст.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Центрального района г.Волгограда А.А. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объёме, не отрицает, что по адресу: ... г.Волгограда имеется вступившее в законную силу решение Центрального районного суда г.Волгограда от 13.05.2022 года.
Представитель ответчика администрации Волгограда и третьего лица администрации Кировского района г.Волгограда по доверенности Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Пояснила, что 05.05.2023 года комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда в адрес администрации Кировского района г.Волгограда направлена информация об осуществлении расселения ..., юридически не расселены 2 жилых помещения. Кроме того, в соответствии с постановлениями о механизме исполнения решения о расселении аварийных домов указано, что на администрацию Кировского района Волгограда возложена обязанность обеспечивать охранные мероприятия по недопущению посторонних лиц на прилегающую территорию. В настоящее время выполнены работы по отключению от инженерных коммуникаций, направлено в адрес ОП-7 УМВД России по городу Волгограду письмо о включении в маршрут патрулирования указанных многоквартирных домов. Также указала на отсутствие заложенных в смете администрации денежных средств, предусмотренных на обеспечение охранных мероприятий и недопущению посторонних лиц на прилегающую территорию.
Представители третьих лиц Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда, Комитета по строительству администрации Волгограда, Департамента финансов администрации Волгограда в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен. Ходатайств об отложении судебного заседания, а также возражений, относительно заявленных исковых требований не представлено.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Определением Центрального районного суда г.Волгограда от 26.09.2023 года производство по делу по иску прокурора Кировского района города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда в части требований о понуждении к принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание по адресу: ... прекращено в связи с имеющимся вступившим в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей, ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч.1 ст.4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (деле - градостроительные отношения).
Согласно ч.3 ст.55.31 Градостроительного кодекса РФ, в процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.
Приказом Росстандарта от 18.08.2020 года № 504-ст утверждён и введён в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58967-2020 «Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия», разделом 1 которого определено, что настоящий стандарт распространяется на инвентарные ограждения, предназначенные для выделения территорий строительных площадок, участков производства строительно-монтажных работ, земляных работ, технического обслуживания, ремонта, реконструкции, демонтажа и сноса зданий и сооружений.
Кроме того, указанным ГОСТ Р 58967-2020 предусмотрены технические требования и характеристики к возводимой ограждающей конструкции.
Разделом 5 ГОСТ Р 58967-2020 определено, ограждения должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и рабочей документации изготовителя; ограждения должны быть сборно-разборными с унифицированными элементами, соединениями и деталями крепления, иметь высоту панелей и длину не более 4,0 м.
Высота панелей должна быть: защитно-охранных (с козырьком и без козырька) — не менее 2,2 м; защитных (без козырька) — не менее 1.6 м; защитных (с козырьком) — не менее 2,2 м; сигнальных — не менее 1.0 м., которые должны быть изготовлены в виде отдельных панелей прямоугольной формы, при вероятности падения предметов с высоты; расстоянии от места проведения работ до ограждения менее 2.0 м или высоте рабочего горизонта более 4.0 м или более половины расстояния от рабочего места до ограждения. При этом, высота защитных панелей с козырьком должна быть не менее 2,2 м.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Кировского района г.Волгограда проведена проверка исполнения законодательства в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», в том числе обеспечивающего безопасность зданий при прекращении их эксплуатации, в ходе которой выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что на территории Кировского района г.Волгограда расселено 3 многоквартирных дома, снос которых не осуществлен до настоящего времени, а именно:
многоквартирный ..., который признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Кировского района Волгограда от 20.01.2012 года, постановлением администрации Волгограда от 06.11.2013 года №... утвержден механизм исполнения вышеуказанного заключения;
многоквартирный ..., который признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Кировского района Волгограда от 09.01.2013 года, постановлением администрации Волгограда от 30.01.2014 года №... утвержден механизм исполнения вышеуказанного заключения;
многоквартирный ..., который признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Кировского района Волгограда от 31.07.2012 года, постановлением администрации Волгограда от 10.04.2014 года №... утвержден механизм исполнения вышеуказанного заключения.
Расселение вышеуказанных многоквартирных домов осуществлено в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019-2025 годах», утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 01.04.2019 года №...-п, разработанной в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда».
По информации администрации Кировского района г.Волгограда от 29.06.2023 года территория указанных фактически расселенных многоквартирных домов не огорожена, доступ в здание не ограничен, строения находятся в непосредственной близости от других жилых домов, что создает угрозу жизни и здоровью проживающих в них граждан.
В соответствии с информацией, предоставленной Комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда от 05.05.2023 года, указанный многоквартирный ... г.Волгоград фактически полностью расселен. В доме частично выбиты окна, вскрыты входные двери в жилые помещения. Юридически не расселены 2 жилых помещения (комнаты) №... ком.1, №....
Вместе с тем, проведенным 20.07.2023 года органами прокуратуры осмотром установлено, что придомовая территория к многоквартирным домам №... и 83 ... г.Волгограда не огорожена, доступ в здание не ограничен, указанные строения находятся в непосредственной близости от других жилых домов, что создает угрозу жизни и здоровью проживающих в них граждан.
Возможность свободного доступа в указанные здания создает условия для совершения противоправных действий, делает его опасным и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу граждан в случае его разрушения или использования не по назначению лицами, не имеющими на него права собственности, а также может привести к иным чрезвычайным ситуациям.
Однако, администрацией Волгограда до настоящего времени меры, направленные на воспрепятствование несанкционированному доступу людей в здания, расположенные по вышеуказанным адресам не приняты.
Указанные обстоятельства подтверждены актом прокурорской проверки, фотографиями объекта.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.1 ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Доказательств надлежащего состояния зданий, обеспечения безопасности объекта для неопределенного круга лиц, стороной ответчика не представлено.
Поскольку обязанность по надлежащему содержанию, охране и принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здания или сооружения в период, когда они не эксплуатируются, прямо предусмотрены в законе и возложены на Администрацию города, а непринятие своевременных мер по установлению ограждения территории аварийных домов и их сносу, вывозу отходов сноса зданий, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд находит законными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора Кировского района города Волгограда о возложении на администрацию Волгограда обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания, расположенные по адресам: ..., дом №№... и 83 города Волгограда.
Доводы представителя ответчика администрации Волгограда, о том что постановлением администрации Волгограда от 30.01.2014 года №... и от 10.04.2014 года №... на администрацию Кировского района была возложена обязанность обеспечивать охранные мероприятия по недопущению посторонних лиц на прилегающую территорию, а также направление в адрес ОП-7 УМВД России по городу Волгограду письма о включении в маршрут патрулирования указанных многоквартирных домов, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку факт сноса указанных многоквартирных домов не подтвержден ответчиком.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
На основании ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить сроки для исполнения возложенной обязанности по принятию мер препятствующих несанкционированному доступу людей в здание в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом, суд учитывает, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанные сроки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кировского района города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о понуждении к принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание – удовлетворить.
Возложить на администрацию Волгограда (ОГРН 1023403433822) обязанность принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания, расположенные по адресам: ... города Волгограда, путем установки защитного ограждения в границах земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома высотой не менее 2,2 м. с козырьком, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58967-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия», утверждённого приказом Росстандарта от 18.08.2020 года №...-ст в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 02.10.2023 года.
Судья Е.А.Мягкова