***
Мотивированное решение составлено 11 января 2021 года
№ 2а-1702/2020
УИД: 66RS0022-01-2020-002628-36
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
25 декабря 2020 года г.Березовский
Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Аникиной К.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Благининой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 24 по Свердловской области к Катаевой Анне Анатольевне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к Катаевой А.А., которым просила взыскать недоимку по: налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 4 766 руб. 13 коп., пени в сумме 35 руб. 63 коп.
В обоснование административного иска административный истец указал, что административный ответчик Катаева А.А. не исполнила обязанность по уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в размере 4766 руб. 13 коп., а также пени за период с дата по дата в сумме 35 руб. 63 коп. Административный ответчик является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Согласно расчету административному ответчику начислен налог на имущество физических лиц за 2017 год с учетом перерасчета в размере 143 руб. 87 коп. в сумме 2404 руб. 13 коп., за 2018 год в размере 2362 руб., сумма пеней за период с дата по дата составила 35 руб. 63 коп. Административному ответчику направлены налоговые уведомления № от дата и № от дата. В связи с неуплатой налога административному ответчику направлены требования от дата №, от дата №, которые до настоящего времени не исполнены. Ранее административный истец обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. дата судебный приказ по делу №а-1350/2020 от дата отменен.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 24 по Свердловской области, административный ответчик Катаева А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом почтовым отправлением, в том числе получив первое судебное извещение по рассматриваемому спору (л.д.24,25,26,27,35), представитель административного истца просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав представленные суду письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, а также материалы административного дела, представленного мировым судьей, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в ст.57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п.п.1-4 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе: 1) уплачивать законно установленные налоги; 4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу ст.14 Налогового кодекса Российской Федерации к числу региональных налогов и сборов законодатель относит транспортный налог, налог на имущество физических лиц.
В соответствии с п.1 ст.399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе: пеней (п.1 ст.72 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п.1 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (п.4 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п.5 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как установлено судом, административный ответчик Катаева А.А. является собственником квартиры по адресу: <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями из Филиала «Березовское БТИ» СОГУП «Областной Центр недвижимости» (л.д.34).
На основании ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 24 по Свердловской области административному ответчику Катаевой А.А. был начислен налог на имущество физических лиц.
В адрес административного ответчика Катаевой А.А. административным истцом Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 24 по Свердловской области направлены налоговые уведомления:
№ от дата об уплате в срок не позднее дата налога на имущество физических лиц за 2017 год с учетом перерасчета в сумме 2404 руб. 13 коп. (л.д.11,12);
№ от дата об уплате в срок не позднее дата налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 2362 руб. (л.д.7-оборот,8,8-оборот).
В установленный законом срок административный ответчик Катаева А.А. обязанность по уплате налога не исполнила, в связи с чем на основании ст.ст.69,70 Налогового кодекса административным истцом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 24 по Свердловской области в адрес административного ответчика Катаевой А.А. были направлены требования:
№ от дата об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 2 404 руб. 13 коп.; административному ответчику предоставлен срок для добровольного исполнения до дата (л.д.12-оборот,13,13-оборот);
№ от дата об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2 362 руб., а также пени в сумме 35 руб. 63 коп.; административному ответчику предоставлен срок для добровольного исполнения до дата (л.д.9,10-оборот).
Расчет пеней за период с дата по дата, включенных в требование № от дата, приведен на л.д.10.
Требования административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 24 по Свердловской области административным ответчиком Катаевой А.А. в добровольном порядке в установленный срок исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье судебного участка № 4 Березовского судебного района Свердловской области с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены по заявлению административного ответчика Катаевой А.А. определением от дата - в суд с указанным административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, дата мировым судьей судебного участка № 4 Березовского судебного района Свердловской области вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика Катаевой А.А. в пользу административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 24 по Свердловской области недоимки в сумме 4801 руб. 76 коп., госпошлины в сумме 200 руб.
20.07.2020 административный ответчик Катаева А.А. обратилась к мировому судье судебного участка № 4 Березовского судебного района Свердловской области с заявлением об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Березовского судебного района Свердловской области от 21.07.2020 судебный приказ по делу № 2а-1350/2020 от 08.06.2020 отменен (л.д.7).
В Березовский городской суд Свердловской области исковое заявление административного истца поступило 02.10.2020.
Таким образом, по состоянию на дату рассмотрения дела в суде за административным ответчиком Катаевой А.А. числится недоимка по налогу на имущество физических лиц, в размере 4 766 руб. 13 коп., пени в сумме 35 руб. 63 коп., в общей сумме 4801 руб. 76 коп.
В силу п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
В силу п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, действующего на момент принятия решения, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб. (абзац 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3).
Согласно п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона: в абзаце втором цифры «3000» заменить цифрами «10000»; в абзаце третьем цифры «3000» заменить цифрами «10000».
Согласно ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст.6.1 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (пункт 1). Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока (пункт 5). Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока (пункт 8).
Правовым обстоятельством для разграничения применения вышеуказанных норм и соответственно исчисления срока для обращения в суд является то обстоятельство, превысила ли сумма налога и т.д. размер 3 000 руб. в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования либо нет, а если превысила, то когда именно.
Как следует из материалов дела, размер недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы, указанный в требовании № от дата, не превышал 3 000 руб., в связи с чем права на обращение в суд с настоящими требованиями у административного истца Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № по Свердловской области в силу указанных выше положений закона не имелось. Данное право у административного истца возникло только после того, как размер недоимки по транспортному налогу превысил 3000 руб., а именно после истечения срока для добровольного исполнения, указанного в требовании № от дата (до дата), в связи с чем срок на обращение с заявлением о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц с административного ответчика Катаевой А.А., указанный в абз.2 п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, истекал дата, к мировому судье судебного участка № 4 Березовского судебного района Свердловской области с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области обратился в установленный законом срок - дата; срок на обращение в суд, установленный п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, истекал дата, при этом в суд административный истец обратился дата, то есть с соблюдением установленного законом срока.
При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства, суд полагает, что административным истцом порядок, процедура принудительного взыскания, а также сроки на обращение в суд не нарушены.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 24 по Свердловской области, суд, проверив порядок начисления налога, размер взыскиваемых сумм в части налога и пеней, срок направления требования, срок обращения в суд, приходит к выводу о наличии у административного ответчика Катаевой А.А. обязанности по уплате налога на имущество физических лиц и пени за его неуплату, в связи с тем, что соответствующая конституционно-установленная обязанность административным ответчиком в установленном порядке не исполнена, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно ч.1 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Иных требований в рамках настоящего административного дела не заявлено.
В силу ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С административного ответчика Катаевой А.А. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб.
Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст.62,226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
решил:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 24 по Свердловской области к Катаевой Анне Анатольевне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени - удовлетворить.
Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 24 по Свердловской области с Катаевой Анны Анатольевны, проживающей по адресу: <адрес>, недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 4 766 руб. 13 коп., пени в сумме 35 руб. 63 коп.
Взыскать с Катаевой Анны Анатольевны в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Березовский городской суд Свердловской области.
Председательствующий: п/п К.С. Аникина
« *** *** *** *** |
*** *** *** *** *** *** |
*** *** *** *** |
*** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** |
***
***
***
***
***
***
***
*** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** |
***
***
***
***
***
***
*** а