Решение по делу № 2-4978/2023 от 07.08.2023

УИД 74RS0006-01-2022-003585-76

дело № 2-4978/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«25» сентября 2023 года                            г. Челябинск

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Максимовой Н.А.,

при секретаре Соколовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карталинского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации о возложении обязанностей,

у с т а н о в ил:

Карталинский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее по тексту ФГКУ Росгранстрой), Министерству транспорта Российской Федерации (далее по тексту Минтранс России) о возложении обязанности не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать автомобильный грузо-пассажирский постоянный двухсторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «Мариинский», расположенный по адресу: (адрес), в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: системой инженерных средств охраны, контроля доступа и охранной сигнализацией, а также системой часофикации; ссылаясь на обнаружение указанных выше нарушений требований безопасности в ходе проверок и на необходимость их устранения (л.д.3-11, 142-143 том 1, л.д. 24-25 том 2).

Представители ответчика ФГКУ Росгранстрой Исакова Д.Д., Рябкова С.С., действующие на основании соответствующих доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали, ссылаясь на их необоснованность, представили письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 233-238 том 2).

Представитель ответчика Минтранса России Коновалов Д.В., действующий на основании доверенности от 02 августа 2023 года, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, также ссылаясь на их необоснованность, представил письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 25-28 том 3).

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили.

Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Калининского районного суда г. Челябинска (л.д. 232 оборот том 2), в связи с чем и на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав представителей ответчиков ФГКУ Росгранстрой, Минтранса России, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав их по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не находит в силу следующих обстоятельств.

Как установлено судом, на основании распоряжения руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области № 1451-р от 19 октября 2009 года на баланс ФГКУ Росгранстрой передан, в том числе двухсторонний автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «Мариинский», расположенный по адресу: Российская (адрес), с находящимся на его территории имуществом (л.д.228-229 том 2).

Также судом установлено, что Карталинским транспортным прокурором принято решение о проведении проверки исполнения требований федерального законодательства при обеспечении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Карталинского транспортного района, а также федерального законодательства при расходовании бюджетных средств в Уральском филиале ФГКУ Росгранстрой (л.д. 21 том 1), по итогам проверки исполнения требований федерального законодательства при эксплуатации и техническом оснащении пункта пропуска «Мариинский» Карталинской транспортной прокуратурой выявлено, в том числе отсутствие системы инженерных средств охраны, контроля доступа и охранной сигнализации, а также системы часофикации, что противоречит Общим требованиям к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 года № 930, положениям Типовых технических требований по комплексному оборудованию пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля, положениям Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, положениям Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через российско-казахстанскую границу, утвержденных приказами ФСБ России от 25 октября 2001 года, от 8 мая 2008 года и от 5 декабря 2011 года, и что отражено в соответствующем акте (л.д. 12-14 том 1).

Разрешая требования прокурора о возложении на ФГКУ Росгранстрой обязанности оборудовать пункт пропуска «Мариинский» системой инженерных средств охраны, контроля доступа и охранной сигнализации, а также системой часофикации, суд учитывает, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года № 1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществление федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».

В соответствии с указанным выше распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года № 1308-р подведомственной Росгранице организацией является Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ приказом Федерального агентства от 13 января 2011 года № 1-ОД тип существующего федерального государственного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» изменен на ФГКУ Росгранстрой.

Согласно Уставу ФГКУ Росгранстрой, утвержденному приказом Росграницы от 04 февраля 2009 года № 6, Дирекция является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», пропуск через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со ст. 12 данного закона пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и заключается в признании законности пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу Российской Федерации грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы Российской Федерации лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.12 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», открытие пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля.

Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации).

Исходя из положений ч.4 ст. 12 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В частности постановлением Правительством Российской Федерации от 25 декабря 2007 года № 930 утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а постановлением от 26 июня 2008 года № 482 - Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В соответствии с п. 3(1) указанных выше Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 482, проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе зданий, помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска).

Исходя из разделов 4 и 7 вышеуказанных Правил, оборудование пунктов пропуска и их техническое оснащение осуществляются в соответствии с проектной документацией до момента их открытия после строительства либо реконструкции, по окончании которых осуществляется проверка соответствия пункта пропуска как единого объекта установленным требованиям.

В силу положений п. 29 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 482, под реконструкцией пункта пропуска, в том числе его участка (терминала), понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, установка модульных (мобильных) комплексов, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение классификации, специализации, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска.

Из системного толкования указанных выше правовых норм следует, что указанные выше требования к пунктам пропуска через Государственную границу Российской Федерации и к их техническому оснащению установлены для использования при подготовке технических заданий и проектно-сметной документации при проектировании новых и реконструкции действующих пунктов пропуска.

Осуществлению мероприятий по строительству или реконструкции пунктов пропуска через Государственную границу предшествуют процедуры по внесению предложения о строительстве или реконструкции, признанию целесообразности данного предложения и принятию нормативно-правового акта о строительстве или реконструкции пункта пропуска, предусмотренного указанными правилами, а также по выделению соответствующих бюджетных средств в рамках федеральной программы.

В то же время, судом установлено, что в федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации (2021 - 2024 годы)» и государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596, мероприятия по реконструкции автомобильного грузо-пассажирского постоянного двухстороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Мариинский» не включены.

Исходя из ответов истца и ФГКУ Росгранстрой на судебный запрос следует, что открытие пункта пропуска в установленном законом порядке в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 482, не проводилось, мероприятия по реконструкции спорного автомобильного грузо-пассажирского постоянного двухстороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Мариинский» в вышеуказанные программы после утверждения Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 482 включены не были, бюджетные средства в рамках государственных программ на мероприятия по его реконструкции не выделялись (л.д. 222-223, 226-229 том 2).

При таких обстоятельствах, правовых оснований для возложения обязанности на ФГКУ Росгранстрой по оборудованию автомобильного грузо-пассажирского постоянного двухстороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Мариинский», расположенного по адресу: Челябинская область, Брединский район, п.Мариинский, системой инженерных средств охраны, контроля доступа и охранной сигнализацией, а также системой часофикации, суд не усматривает, полагает правильным в удовлетворении исковых требований в указанной части отказать.

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств, субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно Уставу ФГКУ Росгранстрой, утвержденному распоряжением Минтранс России 23 июня 2016 года № СА-78-р, собственником имущества Дирекции является Российская Федерация (пункт 1.3).

Дирекция является некоммерческой организацией, несущей по своим обязательствам имущественную ответственность в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (пункт 1.4).

Минтранс России в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении Дирекции (пункт 1.6).

В соответствии с п.п. 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 февраля 2016 года № 40 «Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации», Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации упразднено с передачей функций Минтрансу России.

При этом п. 3 Указа установлено, что Минтранс России является правопреемником Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Пунктом 6 Указа предусмотрено, что он вступил в силу со дня его подписания, то есть со 02 февраля 2016 года Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации фактически утратило свой статус федерального органа исполнительной власти и не имеет правовых оснований для выполнения своих функций, а также для исполнения судебных решений.

Учитывая, что в удовлетворении исковых требований прокурора к ФГКУ Росгранстрой отказано, то в данном случае не имеется и правовых оснований для привлечения Минтранса России к субсидиарной (дополнительной) ответственность по обязательствам ФГКУ Росгранстрой.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Карталинского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации о возложении обязанностей по оборудованию автомобильного грузо-пассажирского постоянного двухстороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Мариинский», расположенного по адресу: (адрес), отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г.Челябинска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                    Н.А. Максимова

Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2023 года

Судья             Н.А. Максимова

2-4978/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Карталинский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации
Ответчики
Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы"
Министерство транспорта Российской Федерации
Другие
Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление ФСБ России по Челябинской области"
Суд
Калининский районный суд г. Челябинск
Судья
Максимова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
kalin.chel.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.08.2023Передача материалов судье
14.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее