Решение по делу № 2-4142/2021 от 07.09.2021

Дело № 2-4142/2021

64RS0043-01-2021-006609-44

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2021 года                        город Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Титовой А.Н.,

при помощнике Чернове В.А.,

с участием представителя истца Брикнер Е.А.,

представителя истца, третьего лица Управления Федеральной налоговой службы Саратовской области Головиной К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области к Симоновой (Автономовой) ФИО3 о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области обратилась к Симоновой (Автономовой) А.Н. о взыскании неосновательного обогащения.

Требования мотивированы тем, что Симонова (Автономова) ФИО3 (далее - Симонова (Автономова) А.Н., Налогоплательщик) состояла на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России №8 по Саратовской области (далее - Инспекция) в качестве индивидуального предпринимателя с 02.10.2018 по 02.07.2021. Симоновой (Автономовой) А.Н. в Инспекцию 16.07.2020 подано заявление о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства № 976 субсидии. На момент проведения проверки соответствия критериям, установленным пунктом 3 Правил, налоговый орган располагал следующими сведениями о налогоплательщике: Индивидуальный предприниматель включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10.11.2018 по 10.08.2021 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Основной вид экономической деятельности в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей значится 96.02 предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты и относится согласно Постановлению №976 к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции. На основании изложенного, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произволен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии. С учетом изложенного, субсидия в размере 34500 руб. поступила на счет Индивидуального предпринимателя, указанный в заявлении. Впоследствии в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления № 976 установлено следующее. У Симоновой (Автономовой) А.Н. по состоянию на 01.06.2020 выявлена недоимка в сумме 22187,2 руб., в том числе: НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1, 228 НК РФ в сумму 13381 руб., ЕНВД для отдельных видов деятельности в сумме 1840 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии налог в сумме 5368 руб., страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 353,80 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период, начиная с 01 января 2017 года в сумме 1244,40 руб. Таким образом, субсидия на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции получена Предпринимателем без соответствующих на то оснований. Налогоплательщику 23.07.2021 направлено уведомление от 22.07.2021 №16-15/016346 о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 №976 с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий. Симоновой (Автономовой) А.Н. неправомерно (ошибочно) полученная сумма субсидии в размере 34500 руб. добровольно не возвращена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд взыскать с взыскать с Симоновой (Автономовой) А.Н. в доход федерального бюджета сумму неосновательного обогащения в размере 34500 рублей.

Представители истца, представитель третьего лица в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.

Ответчик в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом заблаговременно, о причинах неявки суд не известила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, с учетом мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, субсидии индивидуальным предпринимателям выдаются в соответствие с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при строгом соблюдении установленных в нормативном правовом акте порядка, срока и условий предоставления субсидии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. № 976 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции» (далее - Постановление № 976)

Правилами установлено, что субсидии предоставляются на основании реестра получателей субсидий для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой (далее - реестр получателей субсидий), в пределах, доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 Правил.

Согласно пункту 3 Правил условиями для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии являются:

а)    направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления о предоставлении субсидии в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика) или в виде почтового отправления;

б)    включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

в)    отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10 июня 2020 г., к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

г)    получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении ее не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, получатель субсидии (индивидуальный предприниматель) на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с учета в налоговых органах;

д)    у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).

В соответствии с пунктом 5 Постановления № 976 размер субсидии определяется как сумма средств на расходы, осуществляемые в целях проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включающая первоначальные расходы в фиксированном размере 15000 рублей и текущие расходы, рассчитываемые как произведение 6500 рублей на количество работников в мае 2020 г.

Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 г. (включительно).

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Симонова (Автономова) А.Н. с 02 октября 2018 года по 02 июля 2021 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Основной вид экономической деятельности согласно Единому государственному реестру индивидуальных предпринимателей «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты».

16 июля 2020 года Симоновой (Автономовой) А.Н. в Инспекцию подано заявление о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства № 976 субсидии.

На момент проведения проверки соответствия критериям, установленным пунктом 3 Правил, налоговый орган располагал следующими сведениями о налогоплательщике.

Симонова (Автономова) А.Н. включена в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10.11.2018 по 10.08.2021 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

На момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произволен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.

Субсидия в размере 34500 рублей поступила на счет Симоновой (Автономовой) А.Н., указанный в заявлении.

23 июля 2020 года на счет Симоновой (Автономовой) А.Н. переведена субсидия в размере 34500 рублей.

В ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления № 976 установлено, что у Симоновой (Автономовой) А.Н. по состоянию на 01.06.2020 выявлена недоимка в сумме 22187,2 руб., в том числе: НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1, 228 НК РФ в сумму 13381 руб., ЕНВД для отдельных видов деятельности в сумме 1840 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии налог в сумме 5368 руб., страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 353,80 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период, начиная с 01 января 2017 года в сумме 1244,40 руб.

Таким образом, субсидия на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции получена Предпринимателем без соответствующих на то оснований.

23.07.2021 Симоновой (Автономовой) А.Н. направлено уведомление от 22.07.2021 №16- 15/016346 о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 №976 с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий.

Требование налогового органа о возврате неправомерно полученных денежных средств ответчик в добровольном порядке не исполнил, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие неосновательного обогащения.

Исходя из названной нормы следует, что гражданские права и обязанности могут возникнуть вследствие неосновательного обогащения.

Обязательства из неосновательного обогащения относятся к числу охранительных, внедоговорных правоотношений. Задачей этих обязательств является защита имущественных прав и интересов стороны в виде обеспечения потерпевшему восстановления его имущественной сферы путем возврата имущества неосновательно обогатившимся лицом.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Из содержания приведенных выше норм следует, что получателем субсидии являются в том числе, индивидуальные предприниматели, которые на дату получения субсидии не прекратили свою деятельность, не сняты с учета в налоговых органах, а поскольку на момент получения субсидии ответчик не являлся таком, в связи с чем, с него подлежит взысканию неосновательное обогащение в размере полученной субсидии.

В силу статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска, следовательно, с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в размере 1235 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

    

исковые требования Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области к Симоновой (Автономовой) ФИО3 о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с Симоновой (Автономовой) ФИО3 в доход федерального бюджета сумму неосновательного обогащения в размере 34500 рублей.

Взыскать с Симоновой (Автономовой) ФИО3 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1235 рублей.

Ответчик вправе подать в Волжский районный суд г. Саратова заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное заочное решение изготовлено 01 декабря 2021 года.

Судья А.Н. Титова

2-4142/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России №8 по Саратовской области
Ответчики
Симонова Анастасия Николаевна
Другие
Управление ФНС РФ по Саратовской области
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Судья
Титова Анна Николаевна
Дело на странице суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
07.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2021Передача материалов судье
14.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2021Подготовка дела (собеседование)
04.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2021Судебное заседание
24.11.2021Судебное заседание
01.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее