Дело № 33-1913/2024
Судья: Обухова И.Е. (дело № 2-70/2024,
УИД: 68RS0004-01-2023-001972-46)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 августа 2024 года город Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,
судей Альчиковой Е.В., Дробышевой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбачевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснослободцевой Наталии Витальевны к администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, администрации города Тамбова Тамбовской области, министерству сельского хозяйства Тамбовской области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение социальной выплаты,
по апелляционной жалобе министерства сельского хозяйства Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 21 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Сорокиной С.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 20.04.2023 № 392 Краснослободцева Н.В. исключена из районного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий, Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий, муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Тамбовского района Тамбовской области на 2020 - 2025 годы», утвержденного постановлением администрации Тамбовского района от 06.02.2020 № 156, о чем Краснослободцева Н.В. была уведомлена письмом администрации Тамбовского района от 20.04.2023 № 3/3444.
Краснослободцева Н.В. обратилась в суд с иском к администрации Тамбовского района Тамбовской области, министерству сельского хозяйства Тамбовской области, администрации города Тамбова Тамбовской области о восстановлении в очереди на получение субсидии в рамках программы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения», указав в обоснование исковых требований, что работает воспитателем в детском саду, с 2017 года является участником указанной программы; в 2020 году приобрела квартиру, расположенную по адресу ***, с использованием кредитных средств. Письмом администрации Тамбовского района Тамбовской области от 20.04.2023 со ссылкой на Закон Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-3 ей было возвращено учетное дело в связи с несоответствием условиям Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий, поскольку п.Строитель вошел в состав городского округа - город Тамбов, с чем она не согласна.
В ходе рассмотрения дела произведена замена ответчика - администрации Тамбовского района Тамбовской области правопреемником - администрацией Тамбовского муниципального округа Тамбовской области; к участию в деле привлечены в качестве соответчика Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Тамбовской области; также к участию в деле привлечен Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области Репин В.В.
С учетом заявления от 21.02.2024 об уточнении исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Краснослободцева Н.В. просила признать за ней право на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (т.2 л.д.173).
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 21 февраля 2024 г. исковые требования Краснослободцевой Наталии Витальевны удовлетворены.
За Краснослободцевой Наталией Витальевной признано право на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней министерство сельского хозяйства Тамбовской области просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Краснослободцевой Н.В.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу, поскольку не нарушало своими действиями чьих-либо прав и законных интересов; действия министерства регламентированы региональным и федеральным законодательством при строгом соблюдении алгоритма действий для предоставления государственной поддержки.
В соответствии с Законом Тамбовской области от 21.06.1996 № 72-З «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области» в редакции от 23.12.2022, в состав города областного значения входят, в том числе п.Строитель, с.Бокино; в связи с чем, данные населенные пункты не являются сельскими территориями в рамках Госпрограммы КРСТ.
Отмечает, что истец была поставлена на учет в вышеуказанной программе, в то же время, субсидия получена ею не была, соответственно право на получение меры государственной поддержки у истца не возникло, следовательно, правовое положение истца не было ухудшено ответчиками.
Полагает, что территории были присоединены к административному центру - городу Тамбову в соответствии с проведенными публичными слушаниями, которые не были надлежащим образом обжалованы.
Указывая в решении, что цели мероприятий - это мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов для удовлетворения потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечения и закрепления в сельской местности молодых специалистов, суд подтверждает, на что направлена данная программа, однако в соответствии с действующей редакцией Закона Тамбовской области от 21.06.1996 № 72-3 «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области», территория п.Строитель присоединены к городскому округу г.Тамбов, что исключает возможность жителей данного населенного пункта участвовать в Госпрограмме КРСТ.
Указывая в решении, что изданием Закона Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-3 фактически внесено изменение в условия предоставления социальных выплат, касающиеся граждан выполнивших ранее установленные требования и исходя из них совершивших юридически значимые действия, суд не принял во внимание тот факт, что участники Госпрограммы КРСТ обязаны ежегодно подтверждать документально свой статус участника, который будет соответствовать условиям программы, чтобы сохранить возможность на получение социальной выплаты.
Считает, что удовлетворив требования истца, суд поставил ответчиков в затруднительное положение, поскольку признание за истцом права на получение в порядке очередности социальной выплаты невозможно с учетом полномочий, как муниципальных органов Тамбовской области, так и исполнительного органа Тамбовской области в лице министерства. При этом постановление администрации Тамбовского района Тамбовской области от 20.04.2023 № 3/3444 остается действующим, в связи с чем, возникает вопрос о возможности исполнения решения суда, так как в настоящее время Краснослободцева Н.В. (в рамках вышеуказанного постановления) была исключена из очередности в связи с несоответствием требованиям Государственной программы КРСТ.
Отмечает, что даже при разработке ответчиками механизма по приему документов истца муниципальные органы имеют полное право повторно исключить Краснослободцеву Н.В. из очереди на получение социальной выплаты при очередной проверке документов, так как она не будет соответствовать основным условиям Госпрограммы КРСТ и Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного постановлением Правительства Тамбовской области от 19.12.2022 № 206.
В заявку на предоставление субсидий на 2023 год Краснослободцева Н.В. была включена, однако в связи с принятием Закона Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-З, п.Строитель потерял свою субъектность по отношению к Тамбовскому району Тамбовской области; п.Строитель является сельским населенным пунктом, входящим в состав городского округа, на территории которого находится административный центр субъекта, и не являлся сельской территорией на момент исключения Краснослободцевой Н.В. из списка.
Лимиты бюджетных ассигнований на 2023 год, выделенные Минсельхозом России региону на реализацию мероприятий в рамках Госпрограммы КРСТ, в пределах которых были утверждены сводные списки участников - получателей субсидий, распределены и направлены получателям социальной выплаты в полном объеме в установленные сроки.
В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Тамбовской области поддержало доводы апелляционной жалобы, указав, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции и вынесения нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Краснослободцевой Н.В.
В возражениях на апелляционную жалобу Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области Репин В.В. считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В возражениях на апелляционную жалобу Минсельхоз России просит решение суда в части отказа в иске к Минсельхозу России оставить без изменения.
Истец Краснослободцева Н.В., представитель ответчика Минсельхоза России, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились; Краснослободцева Н.В. сведений о причинах неявки не представила; в возражениях Минсельхоза России на апелляционную жалобу содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика министерства сельского хозяйства Тамбовской области по доверенности Уланову Н.Н., поддержавшую апелляционную жалобу и дополнения к ней по основаниям, в них изложенным, представителей ответчиков администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области по доверенностям Калашникову Е.А. и Швайбовича Д.И., администрации города Тамбова Тамбовской области по доверенности Бурлину С.Ю., представителя третьего лица Правительства Тамбовской области по доверенности Магнутову М.В., поддержавших апелляционную жалобу, представителя Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области по доверенности Земцова А.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы и полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений и возражений, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на судебную защиту.
В соответствии с данным конституционным положением статья 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой").
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В 2014 - 2017 годах реализация основных направлений развития сельских территорий осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", созданной для реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, и направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р.
В соответствии с Концепцией, целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.
Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем: предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности; софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа; использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала; увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.
В 2018 году федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" была преобразована в подпрограмму "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", а с 2019 года - в ведомственную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий" указанной Государственной программы, которая была досрочно завершена в 2020 году.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 признано утратившим силу с 1 января 2018 г. в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544, однако мероприятия утвержденной им федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243 продолжаются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
С 2020 года началась реализация государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Программа).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», с принятием которого Государственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий» утратила свое действие, постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2019 № 1506 была утверждена Государственная программа Тамбовской области комплексного развития сельских территорий.
Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696, под сельскими территориями понимаются сельские населенные пункты, поселки городского типа и межселенные территории (за исключением сельских населенных пунктов и поселков городского типа, входящих в состав городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации, гг. Москвы и Санкт-Петербурга), сельские населенные пункты и поселки городского типа, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя. Перечень таких населенных пунктов, расположенных на сельских территориях субъекта Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5а Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696, право на получение социальной выплаты имеет гражданин, кроме других условий, постоянно проживающий на сельских территориях.
В силу п.п.5, 5.1 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного постановлением Правительства Тамбовской области от 19.12.2022 № 206 (в редакции от 21.06.2023) в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 и администрации Тамбовской области от 31.12.2019 № 1506, право на получение социальной выплаты имеет гражданин, кроме других условий постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства).
Под сельскими территориями в настоящем положении понимаются: сельские поселения;
сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа - города Тамбова);
рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений;
рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа - города Тамбова) (п.4 Положения).
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 08.08.2017 № 1882 Краснослободцева Н.В., работавшая воспитателем в МАДОУ «***», занятая в социальной сфере, была включена в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденный постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 02.10.2015 № 2271, с составом семьи два человека, по категории «молодая семья, молодой специалист» на основании решения районной комиссии № 14 от 08.08.2017, согласно дате подачи заявления 27.07.2017 (т.1 л.д.92-93, т.2 л.д.22, 155, 156-158, т.3 л.д.130-131).
22.08.2017 сформированные списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, включая учетное дело Краснослободцевой Н.В., были направлены администрацией Тамбовского района в управление сельского хозяйства Тамбовской области для утверждения сводного списка на очередной финансовый год и формирования сводного списка на плановый период в соответствии с п.24 Положения.
Постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 20.04.2018 № 624 утвержден список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», в который включена Краснослободцева Н.В. (пункт 15 списка), с составом семьи два человека, сфера занятости - социальная сфера, способ улучшения жилищных условий - участие в долевом строительстве (т.3 л.д.134-145).
Постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 25.12.2018 № 2193 внесены изменения в приложение к постановлению администрации Тамбовского района Тамбовской области от 20.04.2018 № 624, в том числе указан способ улучшения жилищных условий Краснослободцевой Н.В. - приобретение (т.3 л.д.146-147).
Согласно постановлению Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», постановлению администрации Тамбовской области от 31.12.2019 № 1506 «Об утверждении Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий», постановлению администрации Тамбовского района Тамбовской области от 24.12.2019 № 2185 «Об утверждении муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Тамбовского района Тамбовской области на 2020-2025 годы», на основании протокола заседания районной комиссии № 1 от 06.02.2020, постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 06.02.2020 № 156 утвержден список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий, муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Тамбовского района Тамбовской области на 2020-2025 годы», в пункте 4 раздела «Социальная сфера Приобретение» которого указана Краснослободцева Н.В. (т.3 л.д.149-155).
При этом, как следует из постановления администрации Тамбовского района Тамбовской области от 25.02.2020 № 269, в связи с утверждением постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и утратой действие Госпрограммы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, Краснослободцева Н.В. исключена из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 20.04.2018 № 624 (т.3 л.д.148).
27.05.2020 Краснослободцева Н.В. с использованием кредитных средств приобрела квартиру в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу *** (т.1 л.д.13-15).
Из заявки Тамбовской области на предоставление субсидий на 2023 год в рамках федерального проекта «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышения уровня благоустройства домохозяйств», сводного списка участников мероприятий по улучшению жилищный условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат на 2023 год, Тамбовская область, подписанных 31.05.2022 врио заместителя главы администрации области, начальника управления сельского хозяйства области, направленных в Минсельхоз России, следует, что Краснослободцева Н.В. включена в заявку на предоставление субсидий на 2023 год (т.4 л.д.1-25).
В соответствии со ст.7 Закона Тамбовской области от 21.06.1996 № 72-3 «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области» (в редакции от 23.12.2022), Законом Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-3 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области с городским округом - город Тамбов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области», поселок Строитель вошел в состав города областного значения Тамбов.
Согласно постановлению администрации Тамбовского района Тамбовской области от 27.01.2023 № 41, принятому в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», постановлением администрации области от 31.12.2019 № 1506 «Об утверждении Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий», пунктами 4 и 5 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного постановлением правительства Тамбовской области от 19.12.2022 № 206, Законом Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-З, протоколом заседания районной комиссии № 2 от 26.01.2023, внесены изменения в приложение к постановлению администрации Тамбовского района Тамбовской области от 06.02.2020 № 156, в соответствии с которыми Краснослободцева Н.В. отсутствует в списке граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на очередной финансовый год в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий по Тамбовскому району на 2023 год (т.3 л.д.158-165).
11.04.2023 министерство сельского хозяйства Тамбовской области возвратило в администрацию Тамбовского района документы Краснослободцевой Н.В. (т.4 л.д.160).
Постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 20.04.2023 № 392 на основании протокола заседания районной комиссии № 5 от 19.04.2023 Краснослободцева Н.В. исключена из районного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий, муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Тамбовского района Тамбовской области на 2020-2025 годы», утвержденного постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 06.02.2020 № 156 (т.1 л.д.65-68, т.4 л.д.156-159).
Об исключении из списка Краснослободцева Н.В. была уведомлена письмом администрации Тамбовского района от 20.04.2023 № 3/3444, из содержания которого следует, что на основании Закона Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-З в состав городского округа - город Тамбов, являющийся административным центром Тамбовской области Российской Федерации, вошли п.Строитель, п.Тригуляй, с.Бокино, с.Покрово-Пригородное, д.Лужки, д.Перикса; учитывая, что в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденным постановлением Правительства Тамбовской области от 19.12.2022 № 206, под сельскими территориями понимаются, в том числе сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа - города Тамбова), а право на получение социальной выплаты имеет гражданин, постоянно проживающий на сельских территориях, граждане, работающие, проживающие и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в присоединенных населенных пунктах на основании Закона от 23.12.2022 № 201-З, не соответствуют условиям участия в Госпрограмме (т.1 л.д.16-19, 71-74).
Не согласившись с исключением из вышеуказанного списка, Краснослободцева Н.В. обратилась в суд с данным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений и Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденных указанным постановлением Правительства РФ, постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2019 № 1506 «Об утверждении Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий», Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденным постановлением правительства Тамбовской области от 19.12.2022 № 206, Законом Тамбовской области от 21.06.1996 № 72-З «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области» (в редакции от 23.12.2022), Законом Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-3 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области с городским округом - город Тамбов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области», а также принимая во внимание постановление администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N 1443 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области" (в редакции на дату подачи истцом заявления) и утвержденное им Положение о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, правильно определив и установив обстоятельства, имеющие значение для дела, доказательства, оценённые в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно констатировал, что включение поселка Строитель и других указанных населенных пунктов (ранее Тамбовского района) в состав города Тамбова, являющегося административным центром Тамбовской области, повлекло несоответствие граждан, работающих и проживающих в вышеуказанных населенных пунктах, условиям Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», и указанное обстоятельство явилось основанием для принятия администрацией Тамбовского района постановления от 20.04.2023 № 392 об исключении Краснослободцевой Н.В. из районного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Тамбовского района Тамбовской области на 2020-2025 годы», указав также, что изданием Закона Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-3 фактически внесено изменение в условия предоставления социальных выплат, касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них совершивших юридически значимые действия.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что реализация в порядке очерёдности ранее возникшего права с учётом соответствия семьи истца всем критериям, установленным действующим законодательством и необходимым для участия в государственной программе, за исключением статуса поселка Строитель, включенного в состав города Тамбова, являющегося административным центром Тамбовской области, не может быть поставлена в зависимость от объективных, не зависящих от воли истца обстоятельств, появление которых обусловлено решением законодательного органа субъекта и не может являться основанием для ограничения ранее возникшего права истца на участие в государственной программе по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Изменение статуса административно-территориального образования не может являться основанием для ограничения ранее возникшего права истца на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельской территории».
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не опровергнуты доводами апелляционной жалобы и дополнений к ней.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поселок Строитель не является сельской территорией в рамках Госпрограммы КРСТ, и его присоединение к городскому округу город Тамбов исключает возможность жителей данного населенного пункта участвовать в Госпрограмме КРСТ, и граждане, принимающие участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) на территории поселка Строитель, утратили право на участие в Госпрограмме КРСТ; о не ухудшении ответчиками правового положения истца, о не возникновении у истца права на получение меры государственной поддержки, поскольку он только лишь был поставлен на учет в вышеуказанной программе, а субсидия получена им не была; о не обжаловании публичных слушаний, в результате которых были присоединены территории к административному центру - городу Тамбову, выводов суда не опровергают, аналогичны возражениям на иск, были предметом тщательного исследования судом, получили надлежащую правовую оценку в решении суда и не свидетельствуют о незаконности постановленного решения.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается пояснениями представителя ответчика министерства сельского хозяйства Тамбовской области в суде апелляционной инстанции, что иных оснований, кроме как внесение изменений в законодательство субъекта, приведшее к включению населенных пунктов ранее Тамбовского района в состав городского округа город Тамбов, для исключения Краснослободцевой Н.В. из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий, муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Тамбовского района Тамбовской области на 2020-2025 годы» не имелось и не имеется.
Правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и на недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, положенными в основу решения об удовлетворении исковых требований, уточненных истцом в порядке статьи 39 ГПК РФ.
Несостоятельны доводы апелляционной жалобы о том, что министерство сельского хозяйства Тамбовской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку исполнительным органом Тамбовской области, уполномоченным на реализацию на территории Тамбовской области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, предусмотренных Государственной программой "Комплексное развитие сельских территорий", на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в рамках указанной Госпрограммы, а также главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат, утвержденным постановлением Правительства Тамбовской области от 19.12.2022 № 206, является министерство сельского хозяйства Тамбовской области.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что ни администрация города Тамбова Тамбовской области, ни администрация Тамбовского муниципального округа Тамбовской области в настоящее время не уполномочены реализовывать Государственную программу Тамбовской области комплексного развития сельских территорий в отношении участников мероприятий по улучшению жилищный условий граждан, проживающих на сельских территориях, вошедших в состав города областного значения Тамбов, судебная коллегия приходит к выводу о возложении на министерство сельского хозяйства Тамбовской области обязанности по реализации права Краснослободцевой Наталии Витальевны на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»; в связи с чем, считает необходимым дополнить резолютивную часть решения Тамбовского районного суда Тамбовской области от 21 февраля 2024 г. указанием о возложении на министерство сельского хозяйства Тамбовской области таковой обязанности; решение подлежит изменению.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, действующее постановление администрации Тамбовского района Тамбовской области от 20.04.2023, притом, что за истцом признано право на получение в порядке очередности социальной выплаты, само по себе не свидетельствует о невозможности исполнения решения суда министерством сельского хозяйства Тамбовской области; кроме того, истец не может быть повторно исключена из списка ввиду несоответствия условиям Госпрограммы в связи с внесением изменений в законодательство субъекта и включением п.Строитель в состав городского округа город Тамбов.
Доводы апелляционной жалобы и дополнений не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не могут повлечь отмену судебного постановления. Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 21 февраля 2024 г. изменить.
Дополнить резолютивную часть решения Тамбовского районного суда Тамбовской области от 21 февраля 2024 г.
Возложить на министерство сельского хозяйства Тамбовской области обязанность по реализации права Краснослободцевой Наталии Витальевны на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 13.09.2024.