Дело № 2-4540/2020
21RS0025-01-2020-005209-49
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Гусева Е.В., при секретаре судебного заседания Смирновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Чебоксары к Управлению ФССП России по Чувашии об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация города Чебоксары Чувашской Республики обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что постановлениями судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках ряда исполнительных производств №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; № ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении гражданам благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с администрации города Чебоксары взыскан исполнительский сбор в размере по 50 000 руб. по каждому исполнительному производству в связи с неисполнением администрацией города Чебоксары исполнительных документов.
Администрация г. Чебоксары считает, что неисполнение решений судов связано с наличием объективных, уважительных обстоятельств, препятствующих его исполнению, и не зависящих от воли органа местного самоуправления. Приобретение жилых помещений органами местного самоуправления осуществляется исключительно путём размещения заказов, в порядке Федеральным законом № 44-ФЗ. Срок для добровольного исполнения пропущен ввиду необходимости соблюдения сроков осуществления закупки и заключения муниципального контракта по результатам аукциона, а также государственной регистрации права. Со ссылкой на ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» администрация просит освободить от уплаты исполнительского сбора.
В судебном заседании администрация г. Чебоксары явку представителя не обеспечила, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП по ЧР Степанов Е.Ю. в судебное заседание не явился, ранее представил отзыв на исковое заявление, просил отказать в иске по изложенным в нем основаниям, указывая на то, что постановления о взыскании исполнительского сбора являются законными и обоснованными. Размер исполнительского сбора определен в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве».
Ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд явку представителя не обеспечил.
Третьи лица Перевалкин А.И. и Данилов В.Г., извещенные в установленном порядке о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителя не обеспечили.
Проверив материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.
Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденных исполнительных производств о предоставленнии благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Перевалкину А.И. и Данилову В.Г. вынесены постановления о взыскании с администрации г.Чебоксары исполнительского сбора в размере по <данные изъяты>. по каждому исполнительному производству в связи с неисполнением требований исполнительных документов в добровольном порядке в течение 5 дней.
Истцом не оспаривается правомерность возбуждения исполнительных производств и своевременное получение постановлений о возбуждении исполнительных производств и взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушения обязательства предусмотрены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, под уважительными причинами для не исполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Приобретение жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентирующим порядок и сроки совершения мероприятий в указанной сфере.
Так, план соответствующих закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 17).
Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 9 ст. 17).
Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (ч. 1 ст. 49).
Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 54).
Судом установлено, что в целях освоения вышеуказанных денежных средств в размере <данные изъяты>. муниципальным бюджетных учреждением «Управление капитального строительства и реконструкции» г.Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ заключены муниципальные контракты № 50, 51, 52 на приобретение 5 квартир. Данные квартиры предоставлены согласно очередности ДД.ММ.ГГГГ. Денежные средства планового периода 2018 года администрация г.Чебоксары освоила в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ на сайте государственных закупок объявлен аукцион по закупке жилых помещений для граждан по решению судов. По окончании аукциона ДД.ММ.ГГГГ не подано ни одной заявки.
Повторный аукцион по закупки квартир для данной категории граждан объявлен ДД.ММ.ГГГГ По окончании срока ДД.ММ.ГГГГ заявок не подано.
ДД.ММ.ГГГГ объявлен последующий аукцион по закупке квартир сроком до ДД.ММ.ГГГГ На данный аукцион заявок так же не подано.
ДД.ММ.ГГГГ в электронном доступе на сайте государственных закупок объявлен аукцион по закупке 6 квартир, на ДД.ММ.ГГГГ заявок на участие в аукционе так же не подано. ДД.ММ.ГГГГ объявлен аукцион по закупке жилых помещений для граждан по решению судов на сумму <данные изъяты> В срок до ДД.ММ.ГГГГ заявок не поступило, аукцион признан не состоявшимся.
ДД.ММ.ГГГГ повторно объявлен аукцион по закупке квартир для граждан по решению судов, срок проведения аукциона установлен до ДД.ММ.ГГГГ В последующем аукцион так же признан не состоявшимся.
Администрацией города Чебоксары на постоянной основе подаются заявления об отсрочке исполнения решения суда.
Следовательно, для исполнения требований исполнительного документа истцу требуется значительное время, которое многократно превышает установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Таким образом, исполнение администрацией г. Чебоксары предусмотренных законом процедур объективно исключает возможность предоставления взыскателям жилых помещения в пятидневный срок со дня получения им копии соответствующих постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике Степанова Е.Ю.
При этом суд исходит из того, что согласно п. 12 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи (в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Таким образом, у администрации г. Чебоксары Чувашской Республики отсутствовала объективная возможность исполнить решения судов
В рассматриваемой ситуации меры принудительного исполнения без учета перечисленных обстоятельств являются неэффективными и создают дополнительную финансовую нагрузку на местный бюджет.
При этом согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
В то же время новый срок для добровольного исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель администрации г. Чебоксары не предоставил.
Тем самым неисполнение требований исполнительного документа в предоставленный одновременно с возбуждением исполнительного производства срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, было вызвано причинами, объективно не зависящими от воли должника, и свидетельствует об отсутствии вины администрации г. Чебоксары Чувашской Республики и, следовательно, о наличии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора по каждому исполнительному производству.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Администрацию г. Чебоксары освободить от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты>., по каждому исполнительному производству, взысканных постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике-Чувашии Степанова Е.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительных производств:
№-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
№-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий: судья Е.В. Гусев