№ 2-9/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Лоухи 22 января 2020 года
Лоухский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Васильева Д.В.,
при секретаре Геннадьевой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Кестеньгского сельского поселения к Администрации Лоухского муниципального района РК о возложении обязанности по осуществлению государственной регистрации перехода права собственности, сносе здания,
установил:
иск мотивирован следующими обстоятельствами: на территории Кестеньгского сельского поселения, по адресу: ..., расположено нежилое здание ..., которое более 10 лет находится в заброшенном состоянии, расположено в центре населённого пункта, в 100 метрах от здания ..., в 200 метрах от нового спортивного комплекса. В адрес администрации Кестеньгского сельского поселения по вопросу сноса нежилого здания неоднократно поступали устные и письменные обращения от жителей .... На данное здание отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на недвижимость. Полученные из Национального Архива РК, Архива Лоухского муниципального района сведения указывают на то, что здание является собственностью Лоухского муниципального района. ХХ.ХХ.ХХ администрация Кестеньгского сельского поселения уже обследовала нежилое здание ..., в ходе которого установлено, что здание может разрушиться в любой момент, представляет угрозу жизни и здоровья для населения. В настоящее время собственник здания не определён. В связи с изложенным истец просит суд возложить на администрацию Лоухского муниципального района РК обязанность произвести регистрацию перехода права собственности и дальнейший снос жилого корпуса, расположенный по адресу: ..., расположенного по адресу: ....
В судебном заседании представитель истца администрации Кестеньгского сельского поселения РК Кривошеина И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала. Указала, что в администрации поселения имеются сведения о том, что администрация Лоухского муниципального района РК является собственником одноэтажного здания, расположенного по адресу: ..., которое примыкает к зданию жилого корпуса ... (...), то есть оба строения фактически является одним целым зданием. Представленные архивами документы свидетельствуют о том, что указанный корпус ранее находился в управлении местного самоуправления Лоухского района, в данном здании находились образовательные учреждения, учредителем которого являлся Лоухский муниципальный район. В собственность поселения данное имущество не передавалось. В связи с этим полагают, что Лоухский муниципальный район является собственником указанного здания.
Представитель истца администрации Кестеньгского сельского поселения РК – ... Кестеньгского сельского поселения РК Задворьева Ю.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика администрации Лоухского муниципального района РК Рыбальченко Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что в соответствии со сведениями ЕГРН, в собственности Лоухского муниципального района РК имеется одноэтажное здание ..., расположенное по адресу: .... Данное здание действительно примыкает к зданию, в котором ранее находился жилой корпус ..., довоенной постройки, однако оба строения являются обособленными объектами. В реестре муниципального имущества жилой корпус ... не значится, сведений о том, что данное строение когда – либо передавалось в собственность Лоухского муниципального района, отсутствуют. Полагает, что в данном случае указанное здание обладает признаками бесхозяйного имущества. В связи с этим просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд установил:
в соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
На основании ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
В соответствии со ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 51 ФЗ РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Лоухском районе» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Установлено, что в границах территории Кестеньгского сельского поселения находится объект недвижимости – здание, ранее использовавшееся как жилой корпус ..., расположенное по адресу: ....
В ЕГРН отсутствуют сведения о данном объекте недвижимости. Из ГУП РК РГЦ «Недвижимость» поступили сведения о том, что в отношении данного объекта технический паспорт не изготовлялся.
Согласно сведениям, представленным администрацией Кестеньгского сельского поселения и администрацией Лоухского муниципального района РК, в реестрах муниципального имущества данный объект недвижимости не числится.
Доказательств тому, что строение по адресу: ..., передавалось в собственность Муниципального образования Лоухский муниципальный район, в ходе судебного заседания не представлено.
Представленные в этой части истцом постановление Главы местного самоуправления Лоухского района Номер от ХХ.ХХ.ХХ «О передаче имущества в оперативное управление муниципальных учреждений образования», Решение Исполнительного комитета Лоухского районного Совета народных депутатов Номер от ХХ.ХХ.ХХ «О проведении капитального ремонта здания ... с перепланировкой под жилое здание ...», не свидетельствуют о том, что указанное строение отнесено к муниципальному имуществу Лоухского муниципального района РК.
Доводы представителей истца о том, что Лоухский муниципальный район РК является собственником здания, расположенного по адресу: ..., являющегося одним целым со зданием, расположенным по адресу: ..., суд не принимает.
В данном случае суд руководствуется тем, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, здание по адресу: ..., принадлежащее на праве собственности Муниципальному образованию Лоухский муниципальный район, является одноэтажным, нежилым, площадью ххх,х кв.м., назначение – ....
Таким образом суд приходит к мнению, что данное здание является отдельным объектом недвижимости, обособленным от здания, расположенного по адресу: ....
Поскольку истцом не представлено надлежащих доказательств тому, что спорное здание передано во владение ответчику, приобретено им по договору продажи, суд полагает, что правовые основания для обязания администрации Лоухского муниципального района осуществить государственную регистрацию права собственности на здание и принять меры по его сносу в данном случае отсутствуют.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования администрации Кестеньгского сельского поселения к Администрации Лоухского муниципального района РК о возложении обязанности по осуществлению государственной регистрации перехода права собственности, сносе здания оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.В. Васильев
Решение в окончательной форме принято 27 января 2020 года.