Дело № 2а - 1201/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2018 год г.Комсомольск-на-Амуре
Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Шкатова Е.А.,
при секретаре судебного заседания Валовой Е.М.. с участием
помощника прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края – Волченкова Н.А.;
административного истца – Маля К.В.,
представителя административного ответчика – Солиной И.В.;
представителя заинтересованного лица – Мозоляк И.И.;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску Маля Константина Васильевича к участковой избирательной комиссии избирательного участка № г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, заинтересованное лицо территориальная избирательная комиссия г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссии избирательного участка № г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края об отклонении заявления Маля К.В. о включении в список избирателей;
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Маля К.В. обратился в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии избирательного участка № г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, заинтересованное лицо территориальная избирательная комиссия г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссии избирательного участка № г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края об отклонении заявления Маля К.В. о включении в список избирателей. В обосновании заявленного требования административный истец указала, что он проживает в г.Комсомольске-на-Амуре с рождения, в течении 61 года, на пенсии с 2000 года. До июня 2014 года он имел собственное жилье, но ввиду материальных проблем и разводом вынужден был продать квартиру, в настоящее время собственного жиля в РФ не имеет с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в г.Комсомольске-на-Амуре по месту пребывания, вначале по адресу <адрес>, затем с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> у своего товарища, который е предоставил истцу жильё в принадлежащим его дочери доме по <адрес>, 118. На указанном адресе, в доме он проживает оседло с личным имуществом и транспортом, постоянно без выезда за пределы г.Комсомольска-на-Амуре Для реализации своих гражданских и конституционных избирательных прав ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением на избирательный участок № по <адрес>, близлежащий от его места жительства, для голосования по месту нахождения(жительства фактического)на выборах губернатора Хабаровского края в единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ. Ему был выдан отрывной корешок заявления ТИК № и УИК №. о принятии заявления для включения в список избирателей по месту нахождения(жительства фактического). ДД.ММ.ГГГГ он вместе с детьми пришел на указанный избирательный участок для голосования. По прибытии, секретарем комиссии ему было объявлено, что он не имею права голоса, т.к. не является "активным избирателем". Он является гражданином Российской Федерации, не лишен гражданства, зарегистрирован на территории города Комсомольска-на-Амуре, является законопослушным гражданином РФ Административный истец считает, что указанным решением ущемлен в своих гражданских, гарантированных Конституцией РФ, правах, поражен в избирательных правах, т.к. лишен возможности участвовать в выборе органов власти, не может участвовать в жизни страны и выборе будущего для своих детей! Административный истец просит суд признать незаконным решение избирательной комиссии избирательного участка №, отменить противозаконное решение участковой избирательной комиссии №, восстановить его в конституционных правах, предоставив право голоса избирателя на выборах по месту жительства без определения временный или постоянный.
Административный истец Маля К.В. в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, суду пояснил, что он не имеет своего собственного места проживания, зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, фактически проживает по адресу <адрес>. Он не имеет регистрации по месту проживания на территории РФ. Просит суд удовлетворить исковые требования.
Представитель административного ответчика председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка № г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края – Солина И.В. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, заявленных административным истцом, пояснила, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с законом, т.к. административный истец не включен и списки избирателей, не имеет активного избирательного права, т.к. не имеет регистрации по месту жительства на территории Хабаровского края. Все документы по данному факту были приобщены к протоколу по итогам выборов. Заявителю было разъяснено в связи, с чем решением участковой избирательной комиссии отказано в удовлетворении его заявления о включении в список избирателей.
Представитель заинтересованного лица председатель территориальной избирательной комиссия г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края – Мозоляк И.И. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, заявленных административным истцом, пояснил, что заявитель, являясь гражданином Российской Федерации, на дату проведения выборов на должность Губернатора Хабаровского края, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, предъявил в участковой избирательной комиссии избирательного участка № свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации его по месту пребывания по адресу: <адрес>. То есть на момент обращения заявитель не представил документы, свидетельствующие о наличии у него регистрации по месту жительства. Для участия в голосовании по выборам Губернатора Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ избирателю необходимо было предъявить члену участковой избирательной комиссии соответствующего избирательного участка паспорт (документ, заменяющий паспорт гражданина) с отметкой о регистрации избирателя по месту жительства на территории города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. В этой связи решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № об отклонении заявления Маля К.В. о включении его в список избирателей избирательного участка № является законным и обоснованным. Участковая избирательная комиссия избирательного участка № действительно оформила заявление о голосовании по месту нахождения Маля К.В., при оформлении данного вида заявления заявителю были разъяснены положения действующего избирательного законодательства, несмотря на это, Маля К.В. потребовал оформить данное заявление. При обработке поступивших заявлений избирателей о голосовании по месту нахождения в территориальной избирательной комиссии г. Комсомольска-на-Амуре, заявление Маля К.В. не было принято в обработку в связи с отсутствием у него активного избирательного права на момент подачи заявления.
Суд, выслушав пояснения сторон (представителей), заключения прокурора, который просил суд отказать в удовлетворении административного искового заявления, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
В соответствии с ч. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с гл. 24 КАС РФ при рассмотрении административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Маля К.В., являясь гражданином Российской Федерации, на дату проведения выборов на должность Губернатора Хабаровского края, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, предъявил в участковой избирательной комиссии избирательного участка № свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации его по месту пребывания по адресу: <адрес>. То есть на момент обращения заявитель не представил документы, свидетельствующие о наличии у него регистрации по месту жительства Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ отклонено заявления Маля К.В. о включении его в список избирателей избирательного участка №. Ранее ДД.ММ.ГГГГ участковая избирательная комиссия избирательного участка № оформила заявление Маля К.В. о голосовании по месту нахождения, при обработке поступивших заявлений избирателей о голосовании по месту нахождения в территориальной избирательной комиссии г. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского края заявление Маля К.В. не было принято в обработку в связи с отсутствием у него активного избирательного права на момент подачи заявления. Согласно паспорту гр-на РФ Маля К.В. не имеет регистрации по месту жительства на территории РФ. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ Маля К.В. зарегистрирован по месту проживания <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Со слов административного истца он фактически проживает по адресу <адрес>.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (п. 4 ст. 4 Закона).
В силу положений пункта 4 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Под иным законом в данном случае в силу положений пункта 17 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей, участников референдума производится участковой комиссией немедленно.
Законом субъекта Российской Федерации, регулирующим порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, является Избирательный кодекс Хабаровского края положения ч.1 ст.16, ч.5 ст.5 содержат нормы, корреспондирующие с вышеуказанными положениями Федерального закона N 67-ФЗ.
Таким образом, основанием для включения в список избирателей гражданина на избирательном участке по общему правилу является установленный органами регистрационного учета факт нахождения его места жительства на территории этого участка.
Понятия места жительства и места пребывания в смысле, используемом для целей защиты избирательных прав, содержатся в пункте 1.6 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 06 ноября 1997 года N 134/973-II (в редакции от 19 апреля 2017 года), в котором под местом жительства понимается жилое помещение, в которых гражданин Российской Федерации постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Понятие место пребывания определено, как гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно. Аналогичные положения содержатся в статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывании и жительства в пределах Российской Федерации".
Исключением из общего правила, установленного пунктом 4 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ, является возможность включения в список избирателей гражданина, находящегося в месте временного пребывания, в двух случаях: при наличии у него открепительного удостоверения либо прямое установление в Федеральном законе N 67-ФЗ (пункт 7 статьи 17) или ином законе.
В данном случае указанные обстоятельства отсутствуют, т.к. административный истец Маля К.В. не имеет регистрации по месту жительства на территории РФ. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ Маля К.В. зарегистрирован по месту проживания <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Со слов административного истца он фактически проживает по адресу <адрес>.
Суд при принятии решения по административному иску исходит из вышеуказанных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательного кодекса Хабаровского края, приходит к выводу об отсутствии оснований для включения Маля К.В. в список избирателей для участия в выборах, не усматривает нарушения избирательных прав административного истца.
Не может рассматриваться как нарушающее конституционные права административного истца законодательное закрепление порядка составления списков избирателей, место жительства которых находится на территории конкретного избирательного участка, которое обусловлено необходимостью обеспечения устойчивой взаимосвязи избираемых органов местного самоуправления с населением соответствующего муниципального образования, обеспечивать выражение и наиболее полный учет воли населения муниципального образования. Данная взаимосвязь заключается в том, что органы местного самоуправления избираются непосредственно гражданами, проживающими на данной территории, и наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, которые касаются непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения данного муниципального образования в силу положений статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 14, 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", наличие у гражданина активного избирательного права обусловлено в числе прочих обстоятельств и нахождением места жительства гражданина в пределах избирательного округа. Длительное проживание гражданина в пределах избирательного округа не влечет возникновение у этого гражданина активного избирательного права на участие в выборах по данному округу, за исключением случая, когда активное избирательное право предоставлено таким гражданам законом, в том числе законом субъекта Российской Федерации. При рассмотрении дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства, которых, а в предусмотренных законом случаях место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение (пункты 2 и 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). Случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в пункте 17 статьи 17 названного Федерального закона. К местам временного пребывания согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Поскольку административный истец Маля К.В. не имеет регистрации по месту жительства в г.Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, он обоснованно не был включен в список избирателей на территории данного муниципального образования. Доводы административного истца о его длительном проживании в г, Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, осуществлении трудовой и предпринимательской деятельности не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу вышеизложенных положений Федерального закона N 67-ФЗ не могут служить основанием для включения административного истца в список избирателей, поскольку под местом жительства понимается только жилое помещение, по адресу которого гражданин зарегистрирован по месту жительства органами регистрационного учета, о чем имеется отметка в паспорте гражданина Российской Федерации.
Из вышеуказанных положений избирательного законодательства следует, что единственным основанием для включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на территории соответствующего муниципального образования являются сведения, предоставляемые органами, осуществляющими государственную регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных оснований действующее законодательство не предусматривает. Следовательно, никакие иные документы, помимо сведений, предоставляемых вышеуказанными органами, не могут служить основанием для включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на территории соответствующего муниципального образования.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2011 года N 1794-О-О. изначально законодателю следует внести изменения в порядок регистрации (учета) избирателей и составления списка избирателей, а также установить необходимые гарантии, исключающие возможность неоднократного голосования граждан, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, на одних и тех же региональных и муниципальных выборах или иного злоупотребления с их стороны активным избирательным правом вопреки требованиям части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно положениям ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Учитывая отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении избирательных прав административного истца Маля К.В. вынесением решения № от ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссии избирательного участка № г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края об отклонении заявления Маля К.В, о включении в список избирателей, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований административного истца, изложенных в административном иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Маля Константина Васильевича к участковой избирательной комиссии избирательного участка № г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, заинтересованное лицо территориальная избирательная комиссия г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссии избирательного участка № г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края об отклонении заявления Маля К.В. о включении в список избирателей – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение пяти дней со дня принятия решения судом.
Судья Е.А. Шкатов