Дело № 2а-2282/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Севастополь 1 сентября 2020 года
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Сомовой И.В.,
при секретаре Лисничей А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Царевской Натальи Михайловны к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти,
У С Т А Н О В И Л:
Царевская Н.М. обратилась с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, указав, что на основании договора купли-продажи от 27.03.2019 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с кадастровым номером №. 05.03.2020 ею подано уведомление о планируемом строительства объекта ИЖС на данном земельном участке. Уведомлением от 06.03.2020 ответчик указал о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке в связи с несоответствием его пункту 5.1 СанПиН, недопустимостью размещения жилых домов в санитарно-защитной зоне открытых автостоянок и паркингов вместимостью 100-300 машино-мест.
С данным решением истец не согласна, так как земельный участок сформирован до принятия указанного СанПиН, ответчиком неверно определены размеры санитарных разрывов. Кроме того, на соседнем земельном участке с кадастровым номером № расположена не открытая автостоянка или паркинг, а гаражный кооператив, в отношении которого указанные требования не применяются. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просила:
Признать незаконным и отменить уведомление от 06.03.2020 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, по основанию, указанному в пункте 2.
Обязать ответчика согласовать уведомление о начале строительства без замечаний.
В судебное заседание административный истец не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежаще.
Представитель административного истца Муляр В.Я. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Административный ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
В письменных возражениях на иск представитель Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на законность принятого решения.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Помогалова С.Н., Семенова Н.Г. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что истец возводит на земельном участке многоквартирный жилой дом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит, что административный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Царевская Н.М. является собственником земельного участка площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается договором купли-продажи от 27.03.2019 и выпиской из ЕГРН.
05.03.2020 истцом подано в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.
Уведомлением от 06.03.2020 Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя уведомил истца о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по тем основаниям, что земельный участок по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с кадастровым номером №, находится вблизи земельного участка с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования – для строительства и обслуживания гаражей. Согласно таблицы 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 разрыв от открытых автостоянок и паркингов вместимостью 100-300 машино-мест до фасадов жилых домов и торцов 50 метров. В соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 в санитарной зоне не допускается размещать жилую застройку.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа …., если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве),
Согласно части 7 статьи 51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Частью 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Административным ответчиком в качестве основания для отказа в принятии уведомления указано на то, что земельный участок Царевской Н.М. находится вблизи земельного участка с кадастровым номером №, который имеет вид разрешенного использования – для строительства и обслуживания гаражей, в связи с чем расположение жилого дома в санитарно-защитной зоне, равной 50 метрам, не допускается на основании СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (ред. от 25.04.2014) утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», требования которых распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 1.2).
Согласно пункту 1.4 СанПиН санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения следует применять по таблице 7.1.1.
Таблица 7.1.1 содержит расстояния от объектов застройки, до которых исчисляется разрыв, до открытых автостоянок и паркингов различной вместимостью:
Объекты, до которых исчисляется разрыв | Расстояние, м | ||||
Открытые автостоянки и паркинги вместимостью, машино-мест | |||||
10 и менее | 11 - 50 | 51 - 100 | 101 - 300 | свыше 300 | |
Фасады жилых домов и торцы с окнами | 10 | 15 | 25 | 35 | 50 |
Торцы жилых домов без окон | 10 | 10 | 15 | 25 | 35 |
В соответствии с пунктами 1-4 Таблицы разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия.
При размещении наземных гаражей-стоянок, паркингов, автостоянок должны быть соблюдены нормативные требования обеспеченности придомовой территории с необходимыми элементами благоустройства по площади и наименованиям.
Наземные гаражи-стоянки, паркинги, автостоянки вместимостью свыше 500 м/м следует размещать на территории промышленных и коммунально-складских зон.
Для подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок регламентируется лишь расстояние от въезда-выезда и от вентиляционных шахт до территории школ, детских дошкольных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, жилых домов, площадок отдыха и др., которое должно составлять не менее 15 метров.
Как усматривается из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером № не находится открытая автостоянка или паркинг.
Вид разрешенного использования земельного участка – для строительства и обслуживания гаражей. Из пояснений сторон и материалов дела следует, что на участке возведены наземные закрытые гаражи (гаражные боксы), которые не относятся к открытым автостоянкам, паркингам.
При таких обстоятельствах выводы административного ответчика о наличии 50-метровой санитарной зоны, в которой недопустимо размещение жилого дома, планируемого к возведению на земельном участке, принадлежащем административному истцу, необоснованны.
Иных оснований в уведомлении от 06.03.2020 административным ответчиком не указано.
Доводы заинтересованных лиц Помогаловой С.Н., Семеновой Н.Г. о несоответствии возводимого на земельном участке по адресу: г. Севастополь, <адрес>, объекта иным нормам и правилам, не являются предметом рассмотрения настоящего административного спора, в рамках которого могут быть проверены только основания, указанные административным ответчиком в оспариваемом уведомлении от 06.03.2020 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Заинтересованные лица не лишены возможности предъявления самостоятельного иска об устранении нарушений своих прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 111 КАС РФ с административного ответчика подлежат взысканию в пользу административного истца судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Царевской Натальи Михайловны к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление от 06.03.2020 Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с кадастровым номером № по основанию, указанному в пункте 2 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя повторно рассмотреть уведомление от 05.03.2020 о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, поданное Царевской Натальей Михайловной.
Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в пользу Царевской Натальи Михайловны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Сомова
Решение в окончательной форме составлено 11.09.2020.