Решение по делу № 2-322/2024 от 25.03.2024

Гр.д. №2-322/2024

УИД: 24RS0059-01-2024-000326-81

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Шушенское 29 октября 2024 года.

Шушенский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Филимоновой А.Л.,

при секретаре Голубевой Д.Ю.,

с участием истца Кирьянова В.С., его представителя Остаповой Е.Г., представителя ответчик ОСФР по Красноярскому краю Рожковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кирьянова Владимира Сергеевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы и назначить страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Кирьянов В.С. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю, в котором просит признать незаконным решение территориального органа ОСФР по Красноярскому краю Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г.Минусинске Красноярского края (межрайонное) от 12.12.2023г. №550679/23 об отказе истцу в назначении страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с 11.12.2023 года, обязать ответчика включить в страховой стаж истца следующие периоды работы: с 01.09.1976 по 12.12.1979 – период работы на Ленинабадском горно-химическом комбинате, с 03.11.1980 по 24.11.1982 – период службы в Советской Армии, с 04.01.1983 по 10.04.1985 – период работы на Кансайском заводе нерудных и облицовочных материалов МПСМ Таджикской ССР, с 22.04.1985 по 31.08.1990 – период работы на Ленинабадском предприятии электрических сетей; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере 600 рублей.

Требования мотивированы тем, что 11.12.2023 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в качестве доказательств наличия оснований для назначения пенсии к заявлению были приложены трудовая книжка истца, военный билет, диплом и справки с места работы, решением ответчика от 12.12.2023 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, из стажа исключены периоды работы истца в Таджикской ССР и период службы в Советской Армии, в общей сложности из стажа истца исключили 9 лет 11 месяцев 17 дней, на момент рассмотрения заявления стаж истца ответчиком определен 32 года 2 месяца 27 дней при необходимом 42 года. Истец считает действия ответчика необоснованными, нарушающими его права и законные интересы. По мнению истца, он имеет право на назначение страховой пенсии по старости на основании ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, т.к. достиг установленного возраста, имеет необходимый страховой стаж и необходимую величину индивидуального пенсионного коэффициента, период службы в рядах Советской Армии с 03.11.1980 по 24.11.1982 относится к периодам деятельности до 01.01.1992 и должен засчитываться в стаж на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения №1397, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г., а также в соответствии с п.1 ч.1 ст.12 действующего в настоящее время Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств – республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13.03.1992г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. В этой связи периоды работы истца в Таджикской ССР: с 01.09.1976 по 12.12.1979 – период работы на Ленинабадском горно-химическом комбинате, с 04.01.1983 по 10.04.1985 – период работы на Кансайском заводе нерудных и облицовочных материалов МПСМ Таджикской ССР, с 22.04.1985 по 31.08.1990 – период работы на Ленинабадском предприятии электрических сетей, должны быть включены в страховой стаж истца, учитываемый при назначении пенсии.

Истец Кирьянов В.С. и представитель истца Остапова Е.Г. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали, мотивируя изложенным в иске.

Представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю Рожкова К.А., действующая по доверенности, в судебном заседании удовлетворению заявленных требований возражала, пояснила, что пенсионное обеспечение лиц, ранее проживавших на территории Республики Таджикистан или Таджикской ССР, при соблюдении необходимых условий, осуществляется в соответствии с Договором между РФ и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15.09.2021, вступившим в законную силу 21.10.2022 и национальным законодательством РФ, в соответствии со ст.9 указанного договора каждая сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором. Кирьянову было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа, стаж истца составил 32 года 2 месяца 27 дней при требуемых 42 годах. Впоследствии на лицевой счет истца также был внесен период службы в армии по призыву с 07.11.1980 по 21.04.1981 (5 месяцев 15 дней) и период работы в ПАО «ФСК ЕЭС» (17 дней), таким образом, общий страховой стаж истца составил 32 года 8 месяцев 20 дней. Не вошли в стаж истца периоды службы в армии на территории Таджикской ССР с 22.04.1981 по 24.11.1982, а также периоды учебы и работы на территории Таджикской ССР с 01.09.1976 по 02.07.1980, с 18.07.1979 по 12.12.1979, с 04.01.1983 по 10.04.1985, с 22.04.1985 по 31.08.1990. При определении права на пенсию по законодательству РФ учитывается страховой стаж, приобретенный в соответствии с ее законодательством, а также на территории бывшей РСФСР, если страхового стажа, приобретенного по законодательству РФ, требуемого для приобретения права на пенсию недостаточно, тогда во внимание принимается страховой стаж, приобретенный по законодательству Республики Таджикистан или Таджикской ССР. При определении права на назначение досрочной пенсии по старости за длительный стаж, стаж, приобретенный на территории иностранного государства, не учитывается. Такой стаж может быть учтен только при определении права на страховую пенсию по старости на общих основаниях. Право на страховую пенсию на общих основаниях у истца наступило по достижении им возраста 63 лет, т.е. 09 августа 2024 года, а на момент подачи заявления Кирьяновым В.С. право на досрочную пенсию по старости у него не возникло в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа.

Представитель третьего лица Военного комиссариата Шушенского и Ермаковского районов в судебное заседание не прибыл при надлежащем извещении.

Выслушав истца Кирьянова В.С. и его представителя Остапову Е.Г., представителя ответчика ОСФР по Красноярскому краю Рожкову К.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на судебную защиту.

В соответствии с данным конституционным положением статья 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015 года (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Часть 1.2 ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривает, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1. данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно частям 2 и 3 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

15.09.2021 года между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 14.07.2022 года №242-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения" (вступил в силу 21 октября 2022 года).

Договор распространяется на отношения, в том числе относящиеся к: в Российской Федерации - страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также к фиксированной выплате к страховой пенсии, повышению и (или) увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплате к страховой пенсии, если иное не предусмотрено данным Договором, накопительной пенсии и иным выплатам за счет средств пенсионных накоплений, социальным пенсиям, социальному пособию на погребение, социальной (федеральной или региональной) доплате к пенсии.

Договор распространяется на застрахованных лиц, отвечающих одновременно следующим условиям: 1) являются гражданами одной из Договаривающихся Сторон; 2) подпадали или подпадают под действие законодательства Договаривающихся Сторон (ст.3 Договора).

Пунктом 1 ст.9 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено Договором.

При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается: в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики (п.2 ст.9 Договора).

В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию (п.3 ст.9 Договора).

В соответствии с п.4 ст.9 Договора, если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж.

Таким образом, названный международный Договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: разделение ответственности за периоды страхового стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и Таджикской ССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 11.12.2023 года Кирьянов В.С. обратился в ОСФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением ОСФР по Красноярскому краю №550679/23 от 12.12.2023 года Кирьянову В.С. отказано в установлении пенсии в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого возраста для назначения страховой пенсии по старости, указано, что право на пенсию будет предоставлено с 09.08.2024 года.

В соответствии с приложением к решению от 12.12.2023г. в страховой стаж Кирьянова В.С. зачтены периоды работы: с 17.09.1990 по 03.06.1994 (3г 8м 17дн), с 23.06.1994 по 31.12.2001 (7г 6 м 9дн), с 07.01.2002 по 31.12.2022 (21г 0м 1дн), страховой стаж истца составил 32 года 2 месяца 27 дней.

Не были зачтены в страховой стаж периоды с 01.09.1976 по 02.07.1980 (учеба в Среднеазиатском политехническом техникуме), с 18.07.1979 по 12.12.1979 (работа на Ленинабадском горно-химическом комбинате), с 05.11.1980 по 24.11.1982 (служба в Советской Армии), с 04.01.1983 по 10.04.1985 (работа на Кансайском заводе нерудных и облицовочных материалов МПСМ Таджикской ССР), с 22.04.1985 по 31.08.1990 (работа на Ленинабадском предприятии электрических сетей), на основании договора между РФ и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15.09.2021, который предусматривает пропорциональный принцип назначения и выплаты пенсий каждой договаривающейся стороной за страховой стаж, приобретенный на ее территории.

Поскольку страховой стаж Кирьянова В.С. на дату обращение с заявлением о назначении страховой пенсии определен продолжительностью 32 года 2 месяца 27 дней, то по решению пенсионного органа право на досрочное назначение пенсии у истца отсутствует, так как в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее общеустановленного возраста мужчинам, имеющим страховой стаж 42 года.

Согласно пояснениям истца и сведениям из его трудовой книжки спорные периоды учебы и работы с 01.09.1976 по 12.12.1979, с 04.01.1983 по 10.04.1985, с 22.04.1985 по 31.08.1990 протекали на территории Таджикской ССР.

По информации Управления Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в г.Худжанде Кирьянов В.С. на учете в УАССП при Правительстве Республики Таджикистан не состоит и каких-либо пенсий и пособий не получает.

По данным Генерального консульства Республики Таджикистан в г.Новосибирске Кирьянов В.С. гражданином Республики Таджикистан не значится.

По сведениям ГУ МВД России по Красноярскому краю с 14.09.1990 года Кирьянов В.С. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, Кирьянов В.С. является гражданином РФ

За назначением пенсии Кирьянов В.С. обратился на территории РФ.

Таким образом, Кирьянов В.С. как гражданин РФ имеет право на страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ и такое право возникает у истца в возрасте 63 лет, т.е. 09.08.2024 года. Обращаясь с заявлением о назначении пенсии 11.12.2023 года, Кирьянов В.С. фактически заявил о признании за ним права на досрочную страховую пенсию по старости, предусмотренную ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Частью 1.2 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Из положений ч.9 ст.13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 данного Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.

Таким образом, из приведенных норм следует, что законодатель в ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа. В целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях", которые осуществлялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом не страховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периодов прохождения военной службы по призыву, периодов участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что правовых оснований для включения в страховой стаж истца периодов учебы и работы с 01.09.1976 по 12.12.1979, с 04.01.1983 по 10.04.1985, с 22.04.1985 по 31.08.1990, то есть периода трудовой деятельности на территории Таджикской ССР, не имеется.

Устанавливая право на назначение страховой пенсии по требуемым истцом основаниям, законодатель определил порядок исчисления общей продолжительности страхового стажа, в который подлежат включению лишь периоды, предусмотренные ч.1 ст.11 и ч.1 ст.12 Федерального закона "О страховых пенсиях", к которым периоды трудовой деятельности на территории Республики Таджикистан не относятся.

Доводы истца о том, что трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения СНГ, приравнивается к страховому стажу и должен быть включен в состав последнего, является несостоятельным, не основан на нормах действующего пенсионного законодательства.

Если международным договором Российской Федерации предусмотрено суммирование стажа, приобретенного на ее территории, со стажем, имевшим место в Республике Таджикистан, данное правило действительно применяется при назначении российской пенсии, но не учитывается при применении специального порядка исчисления страхового стажа для досрочного назначения пенсии за длительную работу. Положения п.4 ст.9 Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения в данном случае применению не подлежат.

Таким образом, учитывая, что страховой стаж Кирьянова В.С. должен составлять не менее 42 лет, который у истца, на момент обращения в пенсионный фонд 11.12.2023 года отсутствовал, у пенсионного органа не имелось оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В возражениях на исковое заявление и в судебном заседании представитель ОСФР по Красноярскому краю Рожкова К.А. пояснила, что на сегодняшний день период военной службы по призыву с 07.11.1980 по 22.04.1981 (5 месяцев 16 дней), т.е. период протекавший на территории РФ, включен в страховой стаж Кирьянова В.С. С учетом периода военной службы стаж истца составил 32 года 8 месяцев 13 дней. Часть периода службы ответчиком в стаж истца не включен, со ссылкой на то, что служба проходила в Таджикистане. Однако, ответчик не подтвердил доказательствами, что служба истцом проходила именно в Таджикистане.

По информации Военного комиссариата Шушенского и Ермаковского районов Красноярского края Кирьянов В.С. проходил военную службу по призыву в период с 03.11.1980 по 24.11.1982 (при в/ч 03427 в период с ноября 1980 по апрель 1981, при в/ч 97617 в период с апреля 1981 по 24 ноября 1982).

По сведениям военного билета и справки военкомата Кирьянов В.С. призван на службу в армию 03..11.1980 в г. Ленинобад Таджикистан, и согласно архивной справке Филиала центрального архива Министерства обороны РФ Кирьянов В.С. был зачислен в списки личного состава в/ч 03427 с 07 ноября 1980 года, исключен из списков личного состава указанной войсковой части 22 апреля 1981 года. Место дислокации войсковой части 03427 – г.Иркутск. Значит, с 03.11.1980 по 06.11.1980 период службы относится к проходящей на территории Таджикистана и включению в стаж истцу в РФ не подлежит.

Период службы истца с 07.11.1980 по 22.04.1981 ответчиком в стаж истцу зачтен добровольно (отзыв по иску от 29.07.2024 МЛ-02-03/70416).

Период службы в армии истца с 23 апреля 1981 года по 24 ноября 1982 года проходил в войсковой части №97617, документы данной войсковой части на хранение в филиал ЦА МО РФ не поступали. Однако, отвечая на запросы, Центральный архив Министерства обороны РФ рекомендует обращаться в Центральный архив МО Республики Казахстан.

В судебном заседании истец дал пояснения о нахождении указанной воинской части в Казахстане, сведения из интернета, предоставленные истцом, также указывают на нахождение в/ч 97617 на территории Республики Казахстан, Центральный архив МО РФ ориентирует на обращение по поводу этой части именно в Казахстан.

У суда нет сомнений, что указанная в/ч находится на территории Казахстана, и там частично проходила служба в армии ВС СССР истца Кирьянова С.С..

Разрешая требование о включении в страховой стаж истца периода военной службы по призыву суд приходит к выводу об удовлетворении данного требования по следующим основаниям.

С января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, участниками которого, в частности, являются Российская Федерация и Республика Казахстан (далее - Соглашение от 20 декабря 2019 года).

Как предусмотрено в части 1 статьи 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения.

В соответствии со статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством - членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;

за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).

В соответствии со статьей 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Поскольку, согласно архивной справке от 16.01.2024, Кирьянов В.С. убыл из войсковой части 03427 (г.Иркутск) в войсковую часть 97617 со снятием с довольствия с 22.04.1981г., согласно военному билету демобилизовался из рядов ВС 24.04.1982 из той же части, принимая во внимание, что суд считает доказанным нахождение воинской части №97617 на территории Казахстана, применяя положения международного договора в том числе между РФ и Казахстаном, то суд считает подлежащим удовлетворению требования истца о включении в его общий пенсионный стаж период военной службы по призыву с 23.04.1981 по 24.11.1982.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Кирьяновым при подаче искового заявления уплачена госпошлина в размере 600 рублей, что подтверждается чеком ПАО Сбербанк от 11.03.2024г., заявлено два требования : о признании решения незаконным, о включении периодов в стаж.

Поскольку суд удовлетворяет лишь одно неимущественное требование частично, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кирьянова Владимира Сергеевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю удовлетворить частично.

Обязать ОСФР по Красноярскому краю включить в страховой стаж Кирьянова Владимира Сергеевича, имеющего <данные изъяты> период с 23.04.1981 по 24.11.1982 г.- период военной службы по призыву.

Взыскать с ОСФР по Красноярскому краю (ОГРН 1022402648718, ИНН 2466001885) в пользу Кирьянова Владимира Сергеевича, имеющего <данные изъяты>, возврат госпошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении иска в оставшейся части истцу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд Красноярского края.

Председательствующий А.Л.Филимонова

Мотивированное решение составлено 01 ноября 2024 года.

Гр.д. №2-322/2024

УИД: 24RS0059-01-2024-000326-81

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Шушенское 29 октября 2024 года.

Шушенский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Филимоновой А.Л.,

при секретаре Голубевой Д.Ю.,

с участием истца Кирьянова В.С., его представителя Остаповой Е.Г., представителя ответчик ОСФР по Красноярскому краю Рожковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кирьянова Владимира Сергеевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы и назначить страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Кирьянов В.С. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю, в котором просит признать незаконным решение территориального органа ОСФР по Красноярскому краю Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г.Минусинске Красноярского края (межрайонное) от 12.12.2023г. №550679/23 об отказе истцу в назначении страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с 11.12.2023 года, обязать ответчика включить в страховой стаж истца следующие периоды работы: с 01.09.1976 по 12.12.1979 – период работы на Ленинабадском горно-химическом комбинате, с 03.11.1980 по 24.11.1982 – период службы в Советской Армии, с 04.01.1983 по 10.04.1985 – период работы на Кансайском заводе нерудных и облицовочных материалов МПСМ Таджикской ССР, с 22.04.1985 по 31.08.1990 – период работы на Ленинабадском предприятии электрических сетей; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере 600 рублей.

Требования мотивированы тем, что 11.12.2023 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в качестве доказательств наличия оснований для назначения пенсии к заявлению были приложены трудовая книжка истца, военный билет, диплом и справки с места работы, решением ответчика от 12.12.2023 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, из стажа исключены периоды работы истца в Таджикской ССР и период службы в Советской Армии, в общей сложности из стажа истца исключили 9 лет 11 месяцев 17 дней, на момент рассмотрения заявления стаж истца ответчиком определен 32 года 2 месяца 27 дней при необходимом 42 года. Истец считает действия ответчика необоснованными, нарушающими его права и законные интересы. По мнению истца, он имеет право на назначение страховой пенсии по старости на основании ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, т.к. достиг установленного возраста, имеет необходимый страховой стаж и необходимую величину индивидуального пенсионного коэффициента, период службы в рядах Советской Армии с 03.11.1980 по 24.11.1982 относится к периодам деятельности до 01.01.1992 и должен засчитываться в стаж на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения №1397, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г., а также в соответствии с п.1 ч.1 ст.12 действующего в настоящее время Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств – республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13.03.1992г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. В этой связи периоды работы истца в Таджикской ССР: с 01.09.1976 по 12.12.1979 – период работы на Ленинабадском горно-химическом комбинате, с 04.01.1983 по 10.04.1985 – период работы на Кансайском заводе нерудных и облицовочных материалов МПСМ Таджикской ССР, с 22.04.1985 по 31.08.1990 – период работы на Ленинабадском предприятии электрических сетей, должны быть включены в страховой стаж истца, учитываемый при назначении пенсии.

Истец Кирьянов В.С. и представитель истца Остапова Е.Г. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали, мотивируя изложенным в иске.

Представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю Рожкова К.А., действующая по доверенности, в судебном заседании удовлетворению заявленных требований возражала, пояснила, что пенсионное обеспечение лиц, ранее проживавших на территории Республики Таджикистан или Таджикской ССР, при соблюдении необходимых условий, осуществляется в соответствии с Договором между РФ и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15.09.2021, вступившим в законную силу 21.10.2022 и национальным законодательством РФ, в соответствии со ст.9 указанного договора каждая сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором. Кирьянову было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа, стаж истца составил 32 года 2 месяца 27 дней при требуемых 42 годах. Впоследствии на лицевой счет истца также был внесен период службы в армии по призыву с 07.11.1980 по 21.04.1981 (5 месяцев 15 дней) и период работы в ПАО «ФСК ЕЭС» (17 дней), таким образом, общий страховой стаж истца составил 32 года 8 месяцев 20 дней. Не вошли в стаж истца периоды службы в армии на территории Таджикской ССР с 22.04.1981 по 24.11.1982, а также периоды учебы и работы на территории Таджикской ССР с 01.09.1976 по 02.07.1980, с 18.07.1979 по 12.12.1979, с 04.01.1983 по 10.04.1985, с 22.04.1985 по 31.08.1990. При определении права на пенсию по законодательству РФ учитывается страховой стаж, приобретенный в соответствии с ее законодательством, а также на территории бывшей РСФСР, если страхового стажа, приобретенного по законодательству РФ, требуемого для приобретения права на пенсию недостаточно, тогда во внимание принимается страховой стаж, приобретенный по законодательству Республики Таджикистан или Таджикской ССР. При определении права на назначение досрочной пенсии по старости за длительный стаж, стаж, приобретенный на территории иностранного государства, не учитывается. Такой стаж может быть учтен только при определении права на страховую пенсию по старости на общих основаниях. Право на страховую пенсию на общих основаниях у истца наступило по достижении им возраста 63 лет, т.е. 09 августа 2024 года, а на момент подачи заявления Кирьяновым В.С. право на досрочную пенсию по старости у него не возникло в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа.

Представитель третьего лица Военного комиссариата Шушенского и Ермаковского районов в судебное заседание не прибыл при надлежащем извещении.

Выслушав истца Кирьянова В.С. и его представителя Остапову Е.Г., представителя ответчика ОСФР по Красноярскому краю Рожкову К.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на судебную защиту.

В соответствии с данным конституционным положением статья 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015 года (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Часть 1.2 ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривает, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1. данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно частям 2 и 3 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

15.09.2021 года между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 14.07.2022 года №242-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения" (вступил в силу 21 октября 2022 года).

Договор распространяется на отношения, в том числе относящиеся к: в Российской Федерации - страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также к фиксированной выплате к страховой пенсии, повышению и (или) увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплате к страховой пенсии, если иное не предусмотрено данным Договором, накопительной пенсии и иным выплатам за счет средств пенсионных накоплений, социальным пенсиям, социальному пособию на погребение, социальной (федеральной или региональной) доплате к пенсии.

Договор распространяется на застрахованных лиц, отвечающих одновременно следующим условиям: 1) являются гражданами одной из Договаривающихся Сторон; 2) подпадали или подпадают под действие законодательства Договаривающихся Сторон (ст.3 Договора).

Пунктом 1 ст.9 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено Договором.

При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается: в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики (п.2 ст.9 Договора).

В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию (п.3 ст.9 Договора).

В соответствии с п.4 ст.9 Договора, если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж.

Таким образом, названный международный Договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: разделение ответственности за периоды страхового стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и Таджикской ССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 11.12.2023 года Кирьянов В.С. обратился в ОСФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением ОСФР по Красноярскому краю №550679/23 от 12.12.2023 года Кирьянову В.С. отказано в установлении пенсии в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого возраста для назначения страховой пенсии по старости, указано, что право на пенсию будет предоставлено с 09.08.2024 года.

В соответствии с приложением к решению от 12.12.2023г. в страховой стаж Кирьянова В.С. зачтены периоды работы: с 17.09.1990 по 03.06.1994 (3г 8м 17дн), с 23.06.1994 по 31.12.2001 (7г 6 м 9дн), с 07.01.2002 по 31.12.2022 (21г 0м 1дн), страховой стаж истца составил 32 года 2 месяца 27 дней.

Не были зачтены в страховой стаж периоды с 01.09.1976 по 02.07.1980 (учеба в Среднеазиатском политехническом техникуме), с 18.07.1979 по 12.12.1979 (работа на Ленинабадском горно-химическом комбинате), с 05.11.1980 по 24.11.1982 (служба в Советской Армии), с 04.01.1983 по 10.04.1985 (работа на Кансайском заводе нерудных и облицовочных материалов МПСМ Таджикской ССР), с 22.04.1985 по 31.08.1990 (работа на Ленинабадском предприятии электрических сетей), на основании договора между РФ и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15.09.2021, который предусматривает пропорциональный принцип назначения и выплаты пенсий каждой договаривающейся стороной за страховой стаж, приобретенный на ее территории.

Поскольку страховой стаж Кирьянова В.С. на дату обращение с заявлением о назначении страховой пенсии определен продолжительностью 32 года 2 месяца 27 дней, то по решению пенсионного органа право на досрочное назначение пенсии у истца отсутствует, так как в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее общеустановленного возраста мужчинам, имеющим страховой стаж 42 года.

Согласно пояснениям истца и сведениям из его трудовой книжки спорные периоды учебы и работы с 01.09.1976 по 12.12.1979, с 04.01.1983 по 10.04.1985, с 22.04.1985 по 31.08.1990 протекали на территории Таджикской ССР.

По информации Управления Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в г.Худжанде Кирьянов В.С. на учете в УАССП при Правительстве Республики Таджикистан не состоит и каких-либо пенсий и пособий не получает.

По данным Генерального консульства Республики Таджикистан в г.Новосибирске Кирьянов В.С. гражданином Республики Таджикистан не значится.

По сведениям ГУ МВД России по Красноярскому краю с 14.09.1990 года Кирьянов В.С. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, Кирьянов В.С. является гражданином РФ

За назначением пенсии Кирьянов В.С. обратился на территории РФ.

Таким образом, Кирьянов В.С. как гражданин РФ имеет право на страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ и такое право возникает у истца в возрасте 63 лет, т.е. 09.08.2024 года. Обращаясь с заявлением о назначении пенсии 11.12.2023 года, Кирьянов В.С. фактически заявил о признании за ним права на досрочную страховую пенсию по старости, предусмотренную ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Частью 1.2 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Из положений ч.9 ст.13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 данного Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.

Таким образом, из приведенных норм следует, что законодатель в ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа. В целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях", которые осуществлялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом не страховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периодов прохождения военной службы по призыву, периодов участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что правовых оснований для включения в страховой стаж истца периодов учебы и работы с 01.09.1976 по 12.12.1979, с 04.01.1983 по 10.04.1985, с 22.04.1985 по 31.08.1990, то есть периода трудовой деятельности на территории Таджикской ССР, не имеется.

Устанавливая право на назначение страховой пенсии по требуемым истцом основаниям, законодатель определил порядок исчисления общей продолжительности страхового стажа, в который подлежат включению лишь периоды, предусмотренные ч.1 ст.11 и ч.1 ст.12 Федерального закона "О страховых пенсиях", к которым периоды трудовой деятельности на территории Республики Таджикистан не относятся.

Доводы истца о том, что трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения СНГ, приравнивается к страховому стажу и должен быть включен в состав последнего, является несостоятельным, не основан на нормах действующего пенсионного законодательства.

Если международным договором Российской Федерации предусмотрено суммирование стажа, приобретенного на ее территории, со стажем, имевшим место в Республике Таджикистан, данное правило действительно применяется при назначении российской пенсии, но не учитывается при применении специального порядка исчисления страхового стажа для досрочного назначения пенсии за длительную работу. Положения п.4 ст.9 Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения в данном случае применению не подлежат.

Таким образом, учитывая, что страховой стаж Кирьянова В.С. должен составлять не менее 42 лет, который у истца, на момент обращения в пенсионный фонд 11.12.2023 года отсутствовал, у пенсионного органа не имелось оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В возражениях на исковое заявление и в судебном заседании представитель ОСФР по Красноярскому краю Рожкова К.А. пояснила, что на сегодняшний день период военной службы по призыву с 07.11.1980 по 22.04.1981 (5 месяцев 16 дней), т.е. период протекавший на территории РФ, включен в страховой стаж Кирьянова В.С. С учетом периода военной службы стаж истца составил 32 года 8 месяцев 13 дней. Часть периода службы ответчиком в стаж истца не включен, со ссылкой на то, что служба проходила в Таджикистане. Однако, ответчик не подтвердил доказательствами, что служба истцом проходила именно в Таджикистане.

По информации Военного комиссариата Шушенского и Ермаковского районов Красноярского края Кирьянов В.С. проходил военную службу по призыву в период с 03.11.1980 по 24.11.1982 (при в/ч 03427 в период с ноября 1980 по апрель 1981, при в/ч 97617 в период с апреля 1981 по 24 ноября 1982).

По сведениям военного билета и справки военкомата Кирьянов В.С. призван на службу в армию 03..11.1980 в г. Ленинобад Таджикистан, и согласно архивной справке Филиала центрального архива Министерства обороны РФ Кирьянов В.С. был зачислен в списки личного состава в/ч 03427 с 07 ноября 1980 года, исключен из списков личного состава указанной войсковой части 22 апреля 1981 года. Место дислокации войсковой части 03427 – г.Иркутск. Значит, с 03.11.1980 по 06.11.1980 период службы относится к проходящей на территории Таджикистана и включению в стаж истцу в РФ не подлежит.

Период службы истца с 07.11.1980 по 22.04.1981 ответчиком в стаж истцу зачтен добровольно (отзыв по иску от 29.07.2024 МЛ-02-03/70416).

Период службы в армии истца с 23 апреля 1981 года по 24 ноября 1982 года проходил в войсковой части №97617, документы данной войсковой части на хранение в филиал ЦА МО РФ не поступали. Однако, отвечая на запросы, Центральный архив Министерства обороны РФ рекомендует обращаться в Центральный архив МО Республики Казахстан.

В судебном заседании истец дал пояснения о нахождении указанной воинской части в Казахстане, сведения из интернета, предоставленные истцом, также указывают на нахождение в/ч 97617 на территории Республики Казахстан, Центральный архив МО РФ ориентирует на обращение по поводу этой части именно в Казахстан.

У суда нет сомнений, что указанная в/ч находится на территории Казахстана, и там частично проходила служба в армии ВС СССР истца Кирьянова С.С..

Разрешая требование о включении в страховой стаж истца периода военной службы по призыву суд приходит к выводу об удовлетворении данного требования по следующим основаниям.

С января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, участниками которого, в частности, являются Российская Федерация и Республика Казахстан (далее - Соглашение от 20 декабря 2019 года).

Как предусмотрено в части 1 статьи 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения.

В соответствии со статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством - членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;

за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).

В соответствии со статьей 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Поскольку, согласно архивной справке от 16.01.2024, Кирьянов В.С. убыл из войсковой части 03427 (г.Иркутск) в войсковую часть 97617 со снятием с довольствия с 22.04.1981г., согласно военному билету демобилизовался из рядов ВС 24.04.1982 из той же части, принимая во внимание, что суд считает доказанным нахождение воинской части №97617 на территории Казахстана, применяя положения международного договора в том числе между РФ и Казахстаном, то суд считает подлежащим удовлетворению требования истца о включении в его общий пенсионный стаж период военной службы по призыву с 23.04.1981 по 24.11.1982.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Кирьяновым при подаче искового заявления уплачена госпошлина в размере 600 рублей, что подтверждается чеком ПАО Сбербанк от 11.03.2024г., заявлено два требования : о признании решения незаконным, о включении периодов в стаж.

Поскольку суд удовлетворяет лишь одно неимущественное требование частично, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кирьянова Владимира Сергеевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю удовлетворить частично.

Обязать ОСФР по Красноярскому краю включить в страховой стаж Кирьянова Владимира Сергеевича, имеющего <данные изъяты> период с 23.04.1981 по 24.11.1982 г.- период военной службы по призыву.

Взыскать с ОСФР по Красноярскому краю (ОГРН 1022402648718, ИНН 2466001885) в пользу Кирьянова Владимира Сергеевича, имеющего <данные изъяты>, возврат госпошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении иска в оставшейся части истцу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд Красноярского края.

Председательствующий А.Л.Филимонова

Мотивированное решение составлено 01 ноября 2024 года.

2-322/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кирьянов Владимир Сергеевич
Ответчики
УПФР в г. Минусинске Красноярского края
Другие
Остапова Евгения Геннадьевна
Военный комиссариат Шушенского и Ермаковского района Красноярского края
Суд
Шушенский районный суд Красноярского края
Судья
Филимонова Анжелика Леонидовна
Дело на странице суда
shush.krk.sudrf.ru
25.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2024Передача материалов судье
01.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.06.2024Предварительное судебное заседание
15.07.2024Судебное заседание
15.08.2024Судебное заседание
01.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Судебное заседание
01.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее