Решение по делу № 33-3449/2024 от 18.01.2024

                            Судья Сафин А.Р.                                                         УИД 16RS0032-01-2023-000201-34

№ 33-3449/2024

учёт № 211 г

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 февраля 2024 года                                                          г. Казань

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

    председательствующего Муллагулова Р.С.,

    судей Рашитова И.З., Сафиуллиной Г.Ф.,

    при ведении протокола помощником судьи Земдихановым Н.Д.

    рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муллагулова Р.С. апелляционную жалобу представителя Министерства внутренних дел по Республике Татарстан - Шагиева Р.Ф. на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 12 сентября 2023 года, которым постановлено:

    Исковые требования прокурора Тюлячинского района Республики Татарстан, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан удовлетворить.

    Возложить на Министерство внутренних дел по Республике Татарстан обязанность по устранению нарушений законодательства о гражданской обороне при содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>.

    Возложить на Министерство внутренних дел по Республике Татарстан обязанность в соответствии с требованиями п.п. 3.2.13, 3.2.14,3.2.19., а также главы 3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 обеспечить защитное сооружение гражданской обороны расположенное по адресу: <адрес> системой воздухоснабжения (вентиляция).

    Возложить на Министерство внутренних дел по <адрес> обязанность в соответствии с требованиями п. 3.2.8. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 произвести внутреннюю отделку защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес> из несгораемых материалов, а стены и потолки окрасить в светлые тона;

Возложить на Министерство внутренних дел по Республике Татарстан обязанность в соответствии с требованиями п.п. 3.2.20. - 3.2.22. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 обеспечить защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес> системой водоснабжения, в том числе емкостями аварийного запаса питьевой воды;

Возложить на Министерство внутренних дел по Республике Татарстан обязанность в соответствии с требованиями п.п. 3.2.23. - 3.2.24. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 обеспечить защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес> аварийными резервуарами для сбора фекалий и санузлами, а также системой канализации;

Возложить на Министерство внутренних дел по Республике Татарстан обязанность в соответствии с требованиями п 6.1.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 оборудовать защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес> средствами связи;

Возложить на Министерство внутренних дел по Республике Татарстан обязанность в соответствии с требованиями п. 10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 привести в соответствие с установленными требованиями защитные герметические устройства в виде двери в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: <адрес>.

Возложить на Министерство внутренних дел по <адрес> обязанность в соответствии с требованиями п. 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «О противопожарном режиме» составить в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: <адрес> план эвакуации людей на случай возникновения пожара.

Возложить на Министерство внутренних дел по <адрес> обязанность в соответствии с требованиями пп. «в» п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «О противопожарном режиме» установить защитные колпаки на осветительных приборах в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: <адрес>.

    Исковые требования к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области – оставить без удовлетворения.

    Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя МВД по РТ - Шагиева Р.Ф., представителя прокурора Тюлячинского района Республики Татарстан - Медведева В.И., представителя ответчика МТУ Росимущества в РТ и УО - Антонову Н.И., судебная коллегия

установила:

Прокурор Тюлячинского района Республики Татарстан обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан об обязании устранить нарушения законодательства с иском о гражданской обороне при содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны.

В обоснование указал, что Прокуратурой Тюлячинского района Республики Татарстан проведена проверка соблюдения федерального законодательства о гражданской обороне при содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны (далее – ЗС ГО), расположенного в подвальном помещении отделения МВД России по Тюлячинскому району (далее — ОМВД по Тюлячинскому району) по адресу: 422080, <адрес>.

Помещение ЗС ГО принято ОМВД по Тюлячинскому району эксплуатацию в 2004 году и в настоящее время используется в качестве стрелкового тира для сотрудников полиции.

На основании изложенного, истец просил суд обязать Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области и Министерство внутренних дел по Республике Татарстан устранить нарушения о законодательстве о гражданской обороне при содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>., а именно:

в соответствии с требованиями п.п. 3.2.13, 3.2.14,3.2.19., а также главы 3.3 Правил ЗС ГО обеспечить системой воздухоснабжения (вентиляция);

с п. 3.2.8. Правил внутреннюю отделку ЗС ГО произвести из сгораемых материалов, а стены и потолки окрасить в светлые тона;

с п.п. 3.2.20. - 3.2.22. Правил в ЗС ГО обеспечить системой водоснабжения, в том числе емкости аварийного запаса питьевой воды;

с требованиями п.п. 3.2.23. - 3.2.24. Правил ЗС ГО обеспечить аварийные резервуары для сбора фекалий и санузлы, а также система канализации;

с требованиями пункта 6.1.1. Правил защитное сооружение оборудовать средствами связи;

с п. 10 Правил защитные герметические устройства в виде двери привести в соответствие с установленными требованиями;

С требованиями п. 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «О противопожарном режиме» составить план эвакуации людей на случай возникновения пожара.

С требованиями подп. «в» п. 35 Правил противопожарного режима в Российской    Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «О противопожарном режиме» установить защитные колпаки на осветительных приборах.

В судебном заседании помощник прокурора Вахитовского района города Казани, Е.С. Тютчева исковые требования поддержала по изложенным основаниям.

Представитель ответчика Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, Э.А. Кунакбаев в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.

Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в судебное заседание не явился, в суд представлены возражения на исковые требования.

Представители третьего лица Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного Управления МЧС России по Республике Татарстан, Отделения МВД России по Тюлячинскому району Республики Татарстан, Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.

Суд первой инстанции иск принял решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Татарстан - Шагиева Р.Ф. ставится вопрос об отмене решения как незаконного, необоснованного и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывается, что отделение МВД России по Тюлячинскому району является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения; имеет печать с изображением государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, самостоятельный баланс, лицевые счета, выступает истцом и ответчиком в суде. Таким образом, возложение обязанности по устранению нарушений законодательства о гражданской обороне и использовании защитного сооружения гражданской обороны на Министерство внутренних дел Республики Татарстан, не допустимо.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем, поданная представителем МВД по РТ апелляционная жалоба направлена районным судом на рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан.

В судебном заседании судебной коллегией поставлен на обсуждение вопрос о наличии оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства в соответствии с положениями части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закреплённого частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьёй 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела):

К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет своё нарушенное или оспариваемое право (часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объёме требовать от суда защиты (часть 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определённых в законе.

Между тем настоящее дело, исходя из предмета и оснований заявленных требований, относится к административным делам, возникающим из административных и публичных правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых истец – прокурор Тюлячинского района Республики Татарстан реализует административные, публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов.

Поэтому в силу статей 1 (часть 1, пункты 2, 3 части 2), 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом разъяснений, изложенных в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (пункт 1), от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (пункты 1, 2, 3, 9), дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, а не в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, согласно части 3 статьи 331 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимания разъяснения, изложенные в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», необходимо перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.

Руководствуясь частью 3 статьи 33.1, статьями 199, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.

Передать данное дело с апелляционной жалобой представителя Министерства внутренних дел по Республике Татарстан - Шагиева Р.Ф. на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 12 сентября 2023 года на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан.

Мотивированное определение составлено 22 февраля 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-3449/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Тюлячинского района
Ответчики
МТУ Росимущества в РТ и УО
МВД по РТ
Другие
ОМВД России по Тюлячинскому району РТ
МВД РФ
Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района РТ
ГУ МЧС РОссии по РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
18.01.2024Передача дела судье
15.02.2024Судебное заседание
07.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее