Решение по делу № 2а-33/2019 от 11.12.2018

Дело а-33/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новоаннинский                                                                  «10» января 2019 года

Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Захарова Р.П.,

при секретаре судебного заседания Пряхиной И.А.,

с участием представителя административного истца Цибизова П.Ф. – Ляховой Н.Г., действующей на основании доверенности от 15.10.2018 года,

административного ответчика – представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Волгоградской области Черничкина А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Цибизова П.Ф. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, начальнику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Волгоградской области Устиновой Н.С., Управлению Федеральной налоговой службы России по Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Цибизов П.Ф. обратился в Новоаннинский районный суд Волгоградской области с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, начальнику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Волгоградской области Устиновой Н.С., Управлению Федеральной налоговой службы России по Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В обоснование административного искового заявления указывает, что 27.10.2015 года между О.А. (даритель) и Цибизовым П.Ф. (одаряемый) заключен договор дарения, согласно которому даритель передала в дар административному истцу земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый . 14.10.2015 года между О.А. (даритель) и Цибизовым П.Ф. (одаряемый) заключен договор, согласно которому даритель передала в дар П.Ф. земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, поле , кадастровый . Договора дарения зарегистрированы в установленном законом порядке. По данным МИФНС по Волгоградской области, в установленный Налоговым кодексом РФ срок налогоплательщик Цибизов П.Ф. не произвел исчисление и не уплатил НДФЛ с полученного дара исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и . По результатам проведения в отношении Цибизова П.Ф. камеральной налоговой проверки за период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года административным ответчиком Устиновой Н.С. вынесено решение от 05.09.2018 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Цибизову П.Ф. доначислены: недоимка 64 559 рублей по п. 1 ст. 210 НК РФ; пени по НДФЛ в размере 14 817 рублей 90 копеек по ст. 75 НК РФ; штраф согласно п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 6 455 рублей 90 копеек. Расчет налоговой базы по НДФЛ, расчет пени и штрафных санкций произведен налоговым органом на основании полученных сведений о кадастровой стоимости земельных участков, являющихся предметами договоров дарения от 14.10.2015 года и 27.10.2015 года. Цибизов П.Ф. оспорил указанное решение в апелляционном порядке в УФНС РФ по Волгоградской области. Апелляционная жалоба Цибизова П.Ф. решением УФНС РФ по Волгоградской области от 23.11.2018 года оставлена без удовлетворения. Считает, что доходы в виде имущества, полученного в порядке дарения, являются доходами в натуральной форме, в целях исчисления налога на доходы физических налоговая база по данному виду доходов должна исчисляться в соответствии с п. 1 ст. 211 НК РФ, то есть из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ. В силу ст. 105.3 НК РФ, для целей определения размера налогообложения должны использоваться рыночные цены на соответствующее имущество. Таким образом, расчет налоговой базы на основании данных о кадастровой стоимости предметов договоров дарения противоречит положениям. 1 ст. 211, ст. 40, ст. 105.3 НК РФ. Вместе с тем, в расчет рыночная стоимость земельных участков, полученных Цибизовым П.Ф. в дар, административном ответчиком не принималась. В соответствии с отчетом -он, подготовленным оценщиком Н.П., рыночная стоимость данных объектов существенно ниже кадастровой стоимости. Просит суд: признать незаконными и отменить решение Межрайонной ИФНС России по Волгоградской области от 05.09.2018 года о привлечении Цибизова П.Ф. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решение УФНС по Волгоградской области от 23.11.2018 года по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Цибизова П.Ф..

Административный истец Цибизов П.Ф., о дате и времени рассмотрения дела извещался надлежаще /л.д. 57/, в суд не явился, доверил представление своих интересов Ляховой Н.Г..

Представитель административного истца Цибизова П.Ф. – Ляхова Н.Г., действующая на основании доверенности от 15.10.2018 года, в судебном заседании заявленные требования поддержала, просит их удовлетворить, дополнительно пояснив, что сторона административного истца, не оспаривая кадастровую стоимость подаренных Цибизову П.Ф. земельных участков, считает, что исчисление налога на доходы физических лиц должно производится исходя из рыночной стоимости объектов договоров дарения.

Административный ответчик – представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Волгоградской области Черничкин А.В., действующий на основании доверенности от 09.01.2019 года , в судебном заседании считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, пояснив, что доводы административного истца, изложенные в административном иске, и его представителя в судебном заседании, основаны на неверном толковании норм закона, поскольку налог на доходы физического лица, в данном случае, должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. В связи с этим, решение налоговых органов о привлечении административного истца к налоговой ответственности и решение об оставлении его апелляционной жалобы без удовлетворения являются законными и обоснованными.

Административный ответчик – начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Волгоградской области Устинова Н.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще /л.д. 55/, причины неявки суду не известны, в письменном отзыве /л.д. 144-147/ просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Административный ответчик – представитель Управления Федеральной налоговой службы России по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще /л.д. 56/, причины неявки суду не известны.

Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика – Межрайонной ИФНС России по Волгоградской области, оценив изложенные в административном исковом заявлении и возражениях на него доводы, исследовав представленные доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца по следующим основаниям.

На основании ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданину предоставляется право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

По общему правилу, закрепленному в п. 18.1 ст. 217 НК РФ, доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, не облагаются налогом, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев между лицами, которые не являются членами семьи и (или) близкими родственниками.

При получении от физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, доходов в денежной и натуральной формах в порядке дарения в тех случаях, когда такие доходы не освобождены от налогообложения, гражданин обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог в бюджет (пп. 7 п. 1, п. 2 ст. 228 НК РФ).

В судебном заседании установлено, что на основании договоров дарения от 14.10.2015 года и от 27.10.2015 года Цибизовым П.Ф. в собственность были приобретены земельные участки с кадастровыми номерами соответственно /л.д. 134-137/.

Согласно отчету -он, изготовленному индивидуальным предпринимателем – оценщиком Н.П., рыночная стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , в период 14.10.2015-30.10.2015 года составляла 64 350 рублей. Согласно того же отчета -он, рыночная стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , в период 14.10.2015-30.10.2015 года составляла 18 850 рублей /л.д. 7-40/.

Исходя из этого, общая стоимость указанных объектов (налогооблагаемая база) истцом была исчислена в размере 83 200 рублей.

Как следует из акта камеральной налоговой проверки ДСП от 12.07.2018 года /л.д. 101-107/, Цибизов П.Ф. представил в Межрайонную ИФНС России по Волгоградской области налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2015 год от дохода, полученного в виде экономической выгоды от полученных в дар указанных земельных участков (земли сельхозназначения).

Согласно сведениям, полученным налоговым органом из Росреестра, информации о кадастровой стоимости земельных участков, полученной с сайта Росреестра, а также копий кадастрового паспорта, представленных налогоплательщиком, кадастровая стоимость объекта недвижимости (земли сельхозназначения), кадастровый , находящегося по адресу: 403970, Россия, <адрес>, по состоянию на 01.01.2015 года составила 455 400 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости (земли сельхозназначения), кадастровый , находящегося по адресу: 403970, Россия, <адрес> по состоянию на 01.01.2015 года составила 124 410 рублей.

Общая кадастровая стоимость вышеуказанных объектов полученных в 2015 году в дар налогоплательщиком Цибизовым П.Ф. составила 579 810 рублей.

Таким образом, налоговым органом в декларации налогоплательщика выявлено занижение полученного в 2015 году дохода в порядке дарения, что привело к занижению налогооблагаемой базы на сумму 496 610 рублей, и занижение исчисленной суммы налога по НДФЛ за 2015 год в размере 64 559 рублей.

Кроме того, в ходе проведения камеральной проверки было установлено, что Цибизовым П.Ф. были нарушены сроки представления налоговой декларации в налоговую инспекцию на 22 полных месяца и 1 неполный месяц, поскольку декларация по НДФЛ за 2015 год представлена 19.03.2018 года.

Решением начальника Межрайонной ИФНС России по Волгоградской области от 05.09.2018 года Цибизов П.Ф. был привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 210 НК РФ (занижение налогооблагаемой базы), за которое начислена недоимка в размере 64 559 рублей; по п. 1 ст. 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления налога), за которое назначен штраф в размере 6 455 рублей 90 копеек; по ст. 75 НК РФ пени в размере 14 817 рублей 90 копеек /л.д. 71-78/.

Решением УФНС России по Волгоградской области от 23.11.2018 года апелляционная жалоба Цибизова П.Ф. на решение МИФНС по Волгоградской области от 05.09.2018 года оставлена без удовлетворения /л.д. 61-63/.

Доводы истца о несогласии с выводами налогового органа в оспариваемом решении об исчислении налогооблагаемой базы исходя из кадастровой стоимости, в результате чего, ему был доначислен налог, суд считает несостоятельными.

Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 4 данной статьи, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных в пункте 3 статьи 66 Кодекса (в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости).

Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, отраженной в п. 6 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015 года, налоговая база при дарении недвижимости между физическими лицами может определяться исходя из кадастровой (инвентаризационной) стоимости полученного гражданином имущества.

Главой 23 НК РФ прямо не определено, на основании каких именно документально подтвержденных данных о стоимости имущества гражданин обязан исчислять налог в случае получения имущества в дар от другого физического лица.

В силу закрепленных в статье 3 Кодекса основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 Кодекса).

Поэтому в рассматриваемой ситуации надлежит исходить из положений пункта 3 статьи 54 Кодекса, в силу которых по общему правилу физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений об объектах налогообложения.

К числу таких сведений об объекте налогообложения могут быть отнесены официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из государственного кадастра недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтенном в Российской Федерации недвижимом имуществе (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

При отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости имущества не исключается также право гражданина использовать сведения об инвентаризационной стоимости недвижимости, полученные из органов технической инвентаризации, одной из целей определения которой является налогообложение физических лиц.

В ситуации, когда не установлена недостоверность официальных сведений о стоимости имущества, на основании которых гражданином был исчислен и уплачен налог, достаточные основания для взыскания с него недоимки отсутствуют.

Согласно п. 1 Правил организации проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 316, органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области утверждена Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель».

Учитывая, что сведения о рыночной стоимости указанных выше объектов недвижимости – земельных участков на дату дарения имущества у налогоплательщика Цибизова П.Ф. отсутствовали, он был обязан использовать кадастровую стоимость земельных участков, установленную для целей налогообложения. В материалах камеральной налоговой проверки отсутствуют доказательства того, что у налогоплательщика имелись достоверные сведения о рыночной стоимости земельных участков на дату заключения указанных сделок.

На момент получения в дар земельных участков и в ходе камеральной проверки Цибизов П.Ф. в комиссию по рассмотрению споров определения кадастровой стоимости не обращался, в том же налоговом периоде не оспорил кадастровую стоимость земельных участков в судебном порядке.

Таким образом, в связи с отсутствием сведений о рыночной стоимости объектов налогообложения, выводы налогового органа об определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости являются правильными.

Суд учитывает и то обстоятельство, что отчет -он, на момент совершения сделок у истца Цибизова П.Ф. отсутствовал, поскольку был изготовлен только 20.02.2018 года, поэтому сведения о кадастровой стоимости, которые применены налоговым органом на момент совершения сделок были единственной официальной информацией о стоимости земельных участков.

Таким образом, налоговый орган правомерно пришел к выводу о занижении налогоплательщиком налоговой базы по НДФЛ за 2015 года и правомерно исчислил сумму недоимки. С указанными выводами налоговой инспекции суд соглашается, считает их правомерными.

Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В связи с этим, правомерным является и привлечение Цибизова П.Ф. к налоговой ответственности в виде штрафа за неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы в размере 6 455 рублей 90 копеек.

Размер наложенного на Цибизова П.Ф. штрафа определен в соответствии с требованиями закона, оснований не согласиться с решением налоговой инспекции в данной части также не имеется.

В соответствии со ст. 57 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку в результате занижения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, налогоплательщиком не уплачена сумма налога в полном размере, решение в части начисления налогоплательщику пени является правильным. Расчет пени судом проверен и признан правильным.

В решении налогового органа все значимые обстоятельства установлены правильно, учтены обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обжалуемые решения налогового органа приняты в соответствии с требованиями закона, оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Цибизова П.Ф. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, начальнику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Волгоградской области Устиновой Н.С., Управлению Федеральной налоговой службы России по Волгоградской области о признании незаконными и отмене решения Межрайонной ИФНС России по Волгоградской области от 05.09.2018 года о привлечении Цибизова П.Ф. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решение УФНС по Волгоградской области от 23.11.2018 года по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Цибизова П.Ф. – отказать.

Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новоаннинский районный суд Волгоградской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 января 2019 года с помощью компьютера.

Председательствующий судья ________________ Р.П. Захаров

2а-33/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Цибизов Петр Федорович
Цибизов П. Ф.
Ответчики
МИФНС России № 7 по Волгоградской области
Устинова Наталья Сергеевна
Устинова Н. С.
Управление Федеральной налоговой службы
Другие
Ляхова Наталья Геннадьевна
Суд
Новоаннинский районный суд Волгоградской области
Судья
Захаров Роман Петрович
Дело на странице суда
novan.vol.sudrf.ru
11.12.2018Регистрация административного искового заявления
11.12.2018Передача материалов судье
13.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2019Судебное заседание
15.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2019Дело оформлено
22.03.2019Дело передано в архив
30.03.2020Регистрация административного искового заявления
30.03.2020Передача материалов судье
30.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2020Дело оформлено
30.03.2020Дело передано в архив
10.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее