Дело №2-224/2020
УИД 33RS0014-01-2019-003053-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2020 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Филатовой С.М.,
при секретаре Реган В.А.,
с участием помощника Муромского городского прокурора Чадаевой С.В.,
представителя ответчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Муромская городская больница №3» Зерновой Е.И.,
рассматривая в открытом судебном заседании в г. Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Муромского городского прокурора, действующего в интересах Тимофеевой Т.М., к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Муромская городская больница №3», Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области об обеспечении причитающимися лекарственными средствами на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниям, об обращении решения суда к немедленному исполнению,
по иску Тимофеевой Т.М. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Муромская городская больница №3», Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области об обеспечении лекарственными препаратами, взыскании расходов на приобретение лекарственных средств, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Муромский городской прокурор обратился в суд Муромский городской прокурор, действуя в интересах Тимофеевой Т.М., обратился в суд с иском к ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» и Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области и, уточнив исковые требования, просит: обязать ГБУЗ ВО «Муромская городская больница №3»
обеспечивать Тимофееву Т.М. причитающимися лекарственными средствами .... на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания и назначении по медицинским показаниям до момента отмены применения данных медицинских препаратов, решение обратить к немедленному исполнению.
Определением Муромского городского суда от 27.02.2020 Муромскому городскому прокурору отказано в принятии отказа от иска в части требований, предъявленных к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области.
В обоснование заявленных требований указано, чтоМуромской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Тимофеевой Т.М. по вопросу необеспечения ее лекарственными средствами и средствами диагностики, в ходе которой установлено, Тимофеева Т.М. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ ВО «Муромская городская больница №3» с диагнозом: «....», в первичном «онкологическом кабинете ГБУЗ ВО «Муромская городская больница №1» у врача онколога с диагнозом: «....», у врача хирурга ГБУЗ ВО «Муромская городская больница №3» с диагнозом: «....». Тимофеева Т.М. также является инвалидом 2 группыс сохраненным социальным пакетом услуг. В связи с имеющимися заболеваниями Тимофеевой Т.М. показано применение указанных выше лекарственных препаратов, приобретаемых из средств федерального и региональный бюджетов.Обеспечение истца лекарственными препаратами и средствами диагностики осуществляется ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» не в полном объеме, в связи с чем нарушены права Тимофеевой Т.М. на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, предусмотренные ст.ст. 39,41 Конституции РФ.
Материальным истцом Тимофеевой Т.М. самостоятельно заявлены исковые требования:
- к ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3», Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области об обязании обеспечения ее дополнительными лекарственными препаратами, не указанными в иске прокурора, а именно: ....,
Материальным истцом также заявлены требования о взыскании с ГБУЗ ВО «Муромская городская больница №3», Департамента здравоохранения администрации Владимирской области расходов на приобретение лекарственных препаратов в сумме 7616 руб. 35 коп., компенсации морального вреда в размере 20000 руб.
Решение в части обеспечения лекарственными препаратами материальный истец просит обратить к немедленному исполнению
В судебном заседании помощник Муромского городского прокурора Чадаева С.М. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Истец Тимофеева Т.М. в судебное заседание не явилась, извещена о слушании дела надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствии.
Представитель ответчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Муромская городская больница №3» Зернова Е.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований ввиду того, что в настоящее время Тимофеева Т.М. обеспечена необходимыми лекарственными средствами. Кроме того, пояснила, что требования материального истца в части обеспечения препаратами .... являются необоснованными, поскольку данные лекарственные средства не входят ни в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечни лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р, ни в Стандарт специализированной медицинской помощи при ...., утвержденный приказом Минздрава России от 24.12.2012 №1456н. Истцом также не представлено доказательств, свидетельствующих о причинении ей нравственных страданий. Не возражает против взыскания стоимости расходов в сумме 3658 руб. 35 коп. на приобретение истцом лекарственных средств:.... 5мг. №30 по чеку от 01.11.2019 на сумму 70 руб.,.... таб. 75мг. №84 по чеку от 23.10.2019 на сумму 1400 руб. 35 коп., .... таб. 80мг. №20 по чеку от 12.10.2019 на сумму 79 руб., .... 1000мг. №30 по чеку от 09.10.2019 на сумму 1360 руб., Детралекс таб. 500мг. №30 по чеку от 24.09.2019 на сумму 749 руб.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц ЗАО «Муром-Фармация» и ГБУЗ ВО «Муромская городская больница №1» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В развитие норм международного права и Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).
В силу ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со ст. 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
В целях обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи постановлением администрации области от 12.12.2018 № 904 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 года».
Приложением 4 к указанной программе утвержден перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В указанный перечень входят Соталол, Клопидогрел, Лизиноприл.
Разделом 4 Программы государственных гарантий определен порядок, условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи. Согласно главе 3 указанного раздела бесплатное лекарственное обеспечение при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи предоставляется, в том числе гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890), онкологические больные должны быть обеспечены всеми лекарственными средствами, перевязочными средствами бесплатно.
В соответствии со ст. 98 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 раздела 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов за счет средств областного бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.02.2006 № 489-ВС при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147 утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета.
Согласно данному Положению Департамент здравоохранения администрации Владимирской области ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий год. Уточнение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление мер социальной поддержки, а также их перераспределение между учреждениями здравоохранения осуществляется в связи с изменением контингента получателей мер социальной поддержки и с учетом фактических расходов. В целях своевременного обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами, учреждения здравоохранения в пределах объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по лекарственному обеспечению осуществляют в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для размещения заказов, и направляют их уполномоченному на размещение заказа органу, обеспечивают своевременное заключение гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по итогам размещения заказов, а также контроль за их исполнением (п.п. 5,8,9 Положения).
Пунктами 10 и 12 указанного Положения закреплено, что выписку рецептов на лекарственные препараты осуществляет в установленном порядке врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, врач общей практики (семейный врач), фельдшер, врач-специалист, имеющий право на выписку рецепта.
Отсутствие финансирования из средств бюджета в качестве одного из оснований для отказа в выписке лекарственного препарата в данной норме не предусмотрено.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 27.01.2006 № 43 утверждено Положение о департаменте здравоохранения администрации области, в соответствии с п. 1.1 которого департамент здравоохранения является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.
В соответствии с п.п. 2.1-2.3 к полномочиям Департамента, в том числе относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Пунктами 3.3, 3.4, 3.17, 3.15, 3.22 Положения предусмотрено, что Департамент реализует федеральные программы по развитию здравоохранения, разрабатывает и реализует областные программы по развитию здравоохранения, осуществляет в соответствии с действующим законодательством централизованное приобретение медицинского оборудования, лекарственных средств и изделий медицинского назначения для отдельных категорий больных, иммунобиологических и других препаратов в пределах выделенных средств областного бюджета, организует их распределение в установленном порядке, составляет бюджетную роспись на соответствующий год, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным учреждениям, исполняет соответствующую часть областного бюджета, формирует и утверждает государственные задания для подведомственных государственных бюджетных учреждений в соответствии с предусмотренными их учредительными документами основными видами деятельности.
В связи с указанными полномочиями, требования материального истца Тимофеевой Т.М., Муромского городского прокурора, действующего в интересах Тимофеевой Т.М., к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области удовлетворению не подлежат.
В перечень медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, входит, в том числе ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3».
Согласно п. 1.3, 1.5, 2.1, 2.4 Устава ГБУЗ ВО «Муромская городская больница №3», утвержденного приказом Департамента здравоохранения администрации Владимирской области от 11.06.2014 № 455, учредителем и собственником имущества учреждения является Владимирская область. Учреждение является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Владимирской области, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета. Основными целями деятельности учреждения, в том числе является обеспечение населения района квалифицированной медицинской помощью в амбулаторных и стационарных условиях. Основным видом деятельности является медицинская деятельность.
Судом установлено, что Муромской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Тимофеевой Т.М., в ходе которой установлено, что Тимофеева Т.М. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ ВО «Муромская городская больница №3» с диагнозом: «....», в первичном «онкологическом кабинете ГБУЗ ВО «Муромская городская больница №1» у врача онколога с диагнозом: «....», у врача хирурга ГБУЗ ВО «Муромская городская больница №3» с диагнозом: «....». Тимофеева Т.М. также является инвалидом 2 группыс сохраненным социальным пакетом услуг.
Согласно сведений, предоставленных ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3», Тимофеева Т.М. нуждается в следующих препаратах: ..... Назначение указанных выше лекарственных средств подтверждено протоколом врачебной комиссии №270 от 16.01.2020.
16.01.2010 лечащим врачом выписаны рецепты на препараты .....
Согласно ст. 70 Федерального закона №323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных ч. 4 ст. 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи. Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента, в том числе, явившемся причиной смерти пациента. Диагноз, как правило, включает в себя сведения об основном заболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием.
В соответствии с п. 2 Приказа Минздрава России от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом. Назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию (п. 6).
В силу требований п. 33 Приказа Минздрава России от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии при оказании первичной медико-санитарной помощи, паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях производится в случае одновременного назначения одному пациенту пяти и более лекарственных препаратов в течение одних суток или свыше десяти наименований в течение одного месяца.
Таким образом, в настоящее время в ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» истцу выписаны следующие лекарственные средства:
- ....
....
....
....
....
.....
С учетом изложенного, право истца возникает на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, показанными к применению лечащим врачом либо на основании решений врачебных комиссий по месту прохождения лечения.
Тимофеева Т.М. была лишена возможности использовать предоставленное ей законом право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, необходимыми ей по жизненным показаниям, вследствие чего была вынуждена приобрести их за счет собственных средств.
Поскольку перечисленные выше медицинские препараты были назначены истцу непосредственно лечащим врачом и на основании решений врачебной комиссии ГБУЗ ВО «Муромская городская больница №3» исковые требования Муромского городского прокурора, действующего в интересах Тимофеевой Т.М., подлежат удовлетворению в части обязании ГБУЗ ВО «Муромская городская больница №3» обеспечивать Тимофееву Т.М. причитающимися лекарственными средствами .... на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания и назначении по медицинским показаниям до момента отмены применения данных медицинских препаратов.
В соответствии со ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения.
В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения.
С учетом предмета заявленного спора, решение суда в части возложения обязанности по обеспечению Тимофеевой Т.М. причитающимися лекарственными средствами следует обратить к немедленному исполнению.
Требования материального истца Тимофеевой Т.М. к ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» об обязании обеспечения ее дополнительными лекарственными препаратами, не указанными в иске прокурора, а именно: .... удовлетворению не подлежат, поскольку данные препараты не входят в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, в Перечни лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р, а также в Стандарт специализированной медицинской помощи при ...., утвержденный приказом Минздрава России от 24.12.201 №1456н.
В связи с указанными обстоятельствам не подлежат удовлетворению требования материального истца о взыскании с ГБУЗ ВО «Муромская городская больница №3» стоимости приобретения лекарственных средств .... на сумму 3958 руб.
Вместе с тем, подлежат удовлетворению в части исковые требования о взыскании в пользу истца с ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» расходов на приобретение лекарственных препаратов по назначению врача и на основании решений врачебной комиссии в сумме 3658 руб. 35 коп. на приобретение истцом лекарственных средств:
.... - по чеку от 01.11.2019 на сумму 70 руб.,
.... - препарат, назначенный ранее на основании протокола врачебной комиссии от 21.10.2019 - по чеку от 23.10.2019 на сумму 1400 руб. 35 коп.,
.... - по чеку от 12.10.2019 на сумму 79 руб.,
.... - по чеку от 09.10.2019 на сумму 1360 руб., .... - по чеку от 24.09.2019 на сумму 749 руб.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
Судом установлена названная совокупность юридически значимых обстоятельств: наличие у Тимофеевой Т.М. права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, неполучение в установленный законом срок необходимых ей по жизненным показаниям лекарственных препаратов, указанных в рецептах, выписанных врачом на бесплатной основе, наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья, вина и противоправные действия, имевшие место со стороны ответчика ГБУЗ ВО «Муромская городская больница №3», выразившаяся в неисполнении возложенной на это учреждение законом обязанности по своевременному обеспечению граждан (в данном случае Тимофеевой Т.М.) в установленном порядке лекарственными препаратами, и наступившие в связи с этими действиями последствия - приобретение Тимофеевой Т.М. необходимых ей лекарственных препаратов за счет собственных средств, нравственные страдания Тимофеевой Т.М., обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственных препаратов, необходимых Тимофеевой Т.М. по жизненным показаниям (моральный вред).
При определении компенсации морального вреда суд учитывает все заслуживающие внимания обстоятельства, а именно, характер, степень и объем причиненных истцу нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья, индивидуальные особенности истца, имеющего многочисленные заболевания, а также требования разумности и справедливости, суд считает разумным и справедливым взыскать с ответчика ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 1500 руб.
В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ с ответчика ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» в доход бюджета округа Муром подлежит взысканию государственная пошлина в размере 700 руб., от уплаты которой истец освобожден в силу закона.
Часть 3 статьи 123 Конституции РФ предусматривает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Муромского городского прокурора, действующего в интересах Тимофеевой Т.М., к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Муромская городская больница №3» удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области «Муромская городская больница №3» обеспечивать Тимофееву Т.М. причитающимися лекарственными средствами .... на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данных медицинских препаратов.
Решение суда в части обеспечения Тимофеевой Т.М. лекарственными препаратами подлежит немедленному исполнению.
Муромскому городскому прокурору, действующему в интересах Тимофеевой Т.М., в удовлетворении исковых требований к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области об обязании обеспечения Тимофеевой Т.М. причитающимися лекарственными средствами на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данных медицинских препаратов отказать.
Исковые требования Тимофеевой Т.М. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Муромская городская больница №3» удовлетворить частично.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Муромская городская больница №3» в пользу Тимофеевой Т.М. денежные средства, потраченные на приобретение лекарственных средств, в сумме 3658 руб. 35 коп.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Муромская городская больница №3» в пользу Тимофеевой Т.М. компенсацию морального вреда в сумме 1500 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Тимофеевой Т.М. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Муромская городская больница №3» отказать.
Тимофеевой Т.М. в удовлетворении исковых требований к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области об обязании обеспечения лекарственными средствами, взыскании денежных средств, потраченные на приобретение лекарственных препаратов, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Муромская городская больница №3» в доход бюджета округа Муром государственную пошлину в размере 700 руб.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, а прокурором принесено апелляционное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья С.М.Филатова
Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2020 года.