Решение по делу № 33-3-2816/2024 от 04.03.2024

Судья Сердюков А.Г. Дело № 33-3-2816/2024

(в суде 1 инст. № 2-528/2023)

УИД 26RS0018-01-2018-000416-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 27 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи ФИО12,

судей ФИО11, ФИО13

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности ФИО5

на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21 декабря 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов, произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов,

заслушав доклад судьи ФИО11,

установила:

Прокурор Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, в котором после уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просил

возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в западной части села Ладовская Балка в кадастровом квартале 26:01:131103 площадью 33992 кв. м. в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу

и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в западной части села Ладовская Балка в кадастровом квартале 26:01:131103 площадью 33992 кв.м. в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что на земельном участке, расположенном в западной части села Ладовская Балка в кадастровом квартале 26:01:131103 площадью 33992 кв.м. находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.

Вывоз твердых бытовых отходов и их хранение осуществлялось на указанном земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, который объектом для размещения отходов не являлся, поверхность которого искусственного, водонепроницаемого покрытия не имеет и не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, ограждение отсутствует. На указанную свалку отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, подъездные пути с твердым покрытием к ней отсутствуют.

Выявленные нарушения закона посягают на интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок отходов потребления влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края.

Обжалуемым решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21 декабря 2023 годаисковые требования прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края удовлетворены.

Суд возложил на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в западной части села Ладовская Балка в кадастровом квартале 26:01:131103, площадью 33992 кв.м., в течение 3-х месяцев после вступления решения в законную силу, произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в западной части села Ладовская Балка в кадастровом квартале 26:01:131103, площадью 33992 кв.м., в течение 6-ти месяцев после вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель ответчика министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности ФИО5просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что при вынесении решения по делу судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права. Указала, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не является собственником земельного участка, на котором расположена свалка твердых бытовых отходов. Считает, что отсутствует причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. Судом не была дана оценка о правах и обязанностях органов власти, которые могут быть владельцами, распорядителями или пользователями данного земельного квартала, а именно не привлечены в качестве третьих лиц - Министерство имущественных отношений Ставропольского края и ГКУ СК Земельный фонд Ставропольского края.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Красногвардейского района Ставропольского края ФИО6 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции явились: представитель процессуального истца – прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Ставропольского края ФИО7, представитель ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности ФИО5 Третье лицо – Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Изобильненском районе своего представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки не сообщил. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности ФИО5, поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя процессуального истца ФИО7, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и представленных на нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Красногвардейского района Ставропольского края по заданию прокуратуры Ставропольского края проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края законодательства об охране окружающей природной среды при обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой в деятельности администрации выявлены нарушения экологического, земельного законодательства.

05.04.2016 года прокурором Красногвардейского района Ставропольского края в адрес главы администрации муниципального образования села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

29.04.2016 года главой муниципального образования села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края на представление прокурора района подготовлен ответ о рассмотрении представления и проведении работы по устранению нарушений закона, из которого следует, что все перечисленные нарушения специалистом администрации в ближайшее время будут устранены.

28.12.2017 года постановлением администрации муниципального образования свалка закрыта.

26.02.2018 года по результатам проверки главой муниципального образования села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края Шаховым А.С., помощником прокурора Ломоносовым А.Н., ведущим специалистом администрации Ботоговой Л.Н. составлен акт обследования, согласно которому в западной части окраины села находится земельный участок, площадью 33992 кв.м. в кадастровом квартале 26:01:131103, где расположена свалка, на которой ранее осуществлялось складирование ТБО, на свалке размещено около 12 000 куб.м. ТБО. Данное обстоятельство подтверждается приложенными к акту фотоматериалами.

28.02.2018 года глава муниципального образования села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края Шахов А.С. прокурору района сообщил, что на территории муниципального образования имелась одна санкционированная вышеуказанная свалка. Земельный участок был отмежеван, кадастровыми инженерами велась работа по постановке на кадастровый учет, ежемесячно проводилось буртование. На данный момент свалка не функционирует с 01.01.2018 года, услуги по обращению с ТБО на территории муниципального образования осуществляет ООО «Эко-Сити», в том числе, транспортировку и утилизацию. Администрация не располагает информацией об объектах складирования ТБО, их мест расположения и ведомственной принадлежности принадлежащих региональному оператору ООО «Эко-Сити».

Из объяснения главы муниципального образования села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края Шахова А.С. от 26.02.2018 года следует, что в связи с отсутствием денежных средств в бюджете администрации муниципального образования, работы по рекультивации свалки мусора не производятся.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судом установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанную свалку твёрдых бытовых отходов.

Судом первой инстанции установлено, что указанная свалка твёрдых бытовых отходов находится на исторически сложившейся территории Ладбалковского территориального управления Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, а земельный участок под свалкой находится в границах данного муниципального образования, государственная собственность на который не разграничена, на вышеуказанный земельный участок длительное время вывозились и складировались твёрдые бытовые отходы.

Разрешая исковые требования прокурора о возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанности произвести инвентаризацию и ликвидацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в западной части села Ладовская Балка в кадастровым квартале 26:01:131103, площадью 33992 кв.м., установив, что указанная свалка закрыта 28.12.2017 постановлением администрации муниципального образования села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края, суд первой инстанции, применив положения ст.5 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 01.10.2023, ст.ст.80.1 и 80.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ), Положение о Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденное постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 (в редакции от 15.11.2023), пришел к выводу о необоснованном отказе ответчика во включении указанной свалки ТБО (объекта накопленного вреда окружающей среде) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ОНВОС), указав, что в соответствии с новым правовым регулированием именно в обязанности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края входит как включение указанной свалки в государственный реестр ОНВОС, так и ликвидация указанной свалки.

При этом, определением от 30.11.2023 суд удовлетворил ходатайство прокурора об исключении из числа ответчиков, как ненадлежащих, администрацию Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края и Ладбалковское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края. (л.д.77-81).

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, ввиду неправильного применения норм материального права к спорным правоотношениям по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков возлагается обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления)).

Пунктом 1 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.

Как указано в пункте 18 Правил N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

При этом под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (пункт 4.13 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст).

Разрешая указанный спор и возлагая на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанности по инвентаризации свалки твердых бытовых отходов на земельном участке в кадастровом квартале 26:01:131103, площадью 33992 кв.м., суд применив новое правовое регулирование, а именно – положения ст.5 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 01.10.2023, и ст.ст.80.1 и 80.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ), суд первой инстанции не учел, что указанные законоположения не распространяются на спорные правоотношения, связанные с ликвидацией несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, которая закрыта 28.12.2017 года постановлением администрации муниципального образования села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 80.1 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на которую сослался суд первой инстанции, выявление объектов накопленного вреда окружающей среде применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления таких муниципальных образований, применительно к иным территориям – органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 80.3 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ предусмотрено, что ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

В силу пункта 2 статьи 80.3 указанного Федерального закона организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления такого муниципального образования, применительно к иным территориям – органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями.

Вместе с тем, указанные нормы права к спорным правоотношениям не применяются, поскольку администрацией Красногвардейского муниципального округа Ставропольского заявка о включении несанкционированной свалки, расположенной на территории села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края в кадастровом квартале 26:01:131103, площадью 33992 кв.м., в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среды (ОНВОС) после вступления в силу Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ (после 01.10.2023), не подавалась.

Так, в соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ, вступившего в силу с 01.10.2023, положения статьей 80.1 и 80.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции указанного Федерального закона) не применяются в отношении материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, поступивших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

При таком положении, учитывая, что указанная в иске свалка, расположенная на территории села Ладовская балка Красногвардейского района Ставропольского края была образовалась, была выявлена и закрыта администрацией села Ладовская Балка Красногвардейского района до 01.01.2018, указанная свалка твердых бытовых отходов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде не включена, материалы о включении ее в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде после введения нового правового регулирования не направлялись, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не имеется.

Постановлением от 30 мая 2023 года N 27-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.

Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они, действуя в нормативной связи, служат основанием для решения вопроса о возложении на орган местного самоуправления муниципального образования (в частности, городского поселения или муниципального района) обязанности по самостоятельной (за счет средств местного бюджета) ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или о взыскании с данного муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией указанных мест в случае, когда этот орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно либо не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если указанные места расположены в границах данного муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, либо на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Оспоренные положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования соответствующей обязанности или для взыскания таких расходов в указанном случае, если места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов расположены в границах муниципального образования:

на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;

на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;

притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Конституционный суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований соответствующую обязанность либо предусматривающих взыскание с муниципального образования таких расходов в указанном случае. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части данного Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения данного Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):

из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;

из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Как следует из материалов дела, указанная свалка твёрдых бытовых отходов находится на территории Ладбалковского территориального управления Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, земельный участок под свалкой находится в границах данного муниципального образования, государственная собственность на который не разграничена.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории такого городского округа, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац 3).

Согласно Уставу Красногвардейского муниципального органа в обязанность администрации входит организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа; участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов.

Сославшись на указанное выше Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 года № 27-П, суд первой инстанции фактически не учел правовую позицию, изложенную в указанном постановлении Конституционного Суда РФ, обязательную к применению, необоснованно исключил из числа надлежащих ответчиков администрацию Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, на территории которого находится земельный участок, площадью 33992 кв.м., расположенный в кадастровом квартале 26:01:131103 села Ладовская Балка, где размещена свалка твердых бутовых отходов, образовавшаяся до 01.01.2018, ответственность за которую должна нести администрация Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края в пределах имеющихся у нее бюджетных средств. При этом в случае отсутствия денежных средств, необходимых для ликвидации указанной свалки не рассмотрел вопрос о софинансировании за счет средств бюджета Ставропольского края, а при необходимости, с привлечением средств федерального бюджета.

Разрешить данный вопрос в рамках апелляционного рассмотрения настоящего дела суд апелляционной инстанции лишен возможности, поскольку в соответствии с п.6 ст.327 ГПК РФ в суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или оснований иска, о замене ненадлежащего ответчика.

В то же время, процессуальный истец – прокурор Красногвардейского района Ставропольского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, не лишен возможности обратиться в суд в общем порядке с исковыми требованиями, заявив их к надлежащему ответчику, с учетом порядка финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки соответствующими органами.

Учитывая изложенное, принятое по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, на основании п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21 декабря 2023 года - отменить.

Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в западной части села Ладовская Балка в кадастровом квартале 26:01:131103, площадью 33992 кв.м., в течение 3-х месяцев после вступления решения в законную силу, и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в западной части села Ладовская Балка в кадастровом квартале 26:01:131103, площадью 33992 кв.м., в течение 6-ти месяцев после вступления решения в законную силу – отказать.

Апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности ФИО5 – удовлетворить.

Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 29.03.2024.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Сердюков А.Г. Дело № 33-3-2816/2024

(в суде 1 инст. № 2-528/2023)

УИД 26RS0018-01-2018-000416-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 27 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи ФИО12,

судей ФИО11, ФИО13

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности ФИО5

на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21 декабря 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов, произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов,

заслушав доклад судьи ФИО11,

установила:

Прокурор Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, в котором после уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просил

возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в западной части села Ладовская Балка в кадастровом квартале 26:01:131103 площадью 33992 кв. м. в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу

и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в западной части села Ладовская Балка в кадастровом квартале 26:01:131103 площадью 33992 кв.м. в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что на земельном участке, расположенном в западной части села Ладовская Балка в кадастровом квартале 26:01:131103 площадью 33992 кв.м. находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.

Вывоз твердых бытовых отходов и их хранение осуществлялось на указанном земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, который объектом для размещения отходов не являлся, поверхность которого искусственного, водонепроницаемого покрытия не имеет и не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, ограждение отсутствует. На указанную свалку отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, подъездные пути с твердым покрытием к ней отсутствуют.

Выявленные нарушения закона посягают на интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок отходов потребления влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края.

Обжалуемым решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21 декабря 2023 годаисковые требования прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края удовлетворены.

Суд возложил на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в западной части села Ладовская Балка в кадастровом квартале 26:01:131103, площадью 33992 кв.м., в течение 3-х месяцев после вступления решения в законную силу, произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в западной части села Ладовская Балка в кадастровом квартале 26:01:131103, площадью 33992 кв.м., в течение 6-ти месяцев после вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель ответчика министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности ФИО5просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что при вынесении решения по делу судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права. Указала, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не является собственником земельного участка, на котором расположена свалка твердых бытовых отходов. Считает, что отсутствует причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. Судом не была дана оценка о правах и обязанностях органов власти, которые могут быть владельцами, распорядителями или пользователями данного земельного квартала, а именно не привлечены в качестве третьих лиц - Министерство имущественных отношений Ставропольского края и ГКУ СК Земельный фонд Ставропольского края.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Красногвардейского района Ставропольского края ФИО6 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции явились: представитель процессуального истца – прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Ставропольского края ФИО7, представитель ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности ФИО5 Третье лицо – Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в Изобильненском районе своего представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки не сообщил. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности ФИО5, поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя процессуального истца ФИО7, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и представленных на нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Красногвардейского района Ставропольского края по заданию прокуратуры Ставропольского края проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края законодательства об охране окружающей природной среды при обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой в деятельности администрации выявлены нарушения экологического, земельного законодательства.

05.04.2016 года прокурором Красногвардейского района Ставропольского края в адрес главы администрации муниципального образования села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

29.04.2016 года главой муниципального образования села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края на представление прокурора района подготовлен ответ о рассмотрении представления и проведении работы по устранению нарушений закона, из которого следует, что все перечисленные нарушения специалистом администрации в ближайшее время будут устранены.

28.12.2017 года постановлением администрации муниципального образования свалка закрыта.

26.02.2018 года по результатам проверки главой муниципального образования села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края Шаховым А.С., помощником прокурора Ломоносовым А.Н., ведущим специалистом администрации Ботоговой Л.Н. составлен акт обследования, согласно которому в западной части окраины села находится земельный участок, площадью 33992 кв.м. в кадастровом квартале 26:01:131103, где расположена свалка, на которой ранее осуществлялось складирование ТБО, на свалке размещено около 12 000 куб.м. ТБО. Данное обстоятельство подтверждается приложенными к акту фотоматериалами.

28.02.2018 года глава муниципального образования села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края Шахов А.С. прокурору района сообщил, что на территории муниципального образования имелась одна санкционированная вышеуказанная свалка. Земельный участок был отмежеван, кадастровыми инженерами велась работа по постановке на кадастровый учет, ежемесячно проводилось буртование. На данный момент свалка не функционирует с 01.01.2018 года, услуги по обращению с ТБО на территории муниципального образования осуществляет ООО «Эко-Сити», в том числе, транспортировку и утилизацию. Администрация не располагает информацией об объектах складирования ТБО, их мест расположения и ведомственной принадлежности принадлежащих региональному оператору ООО «Эко-Сити».

Из объяснения главы муниципального образования села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края Шахова А.С. от 26.02.2018 года следует, что в связи с отсутствием денежных средств в бюджете администрации муниципального образования, работы по рекультивации свалки мусора не производятся.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судом установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанную свалку твёрдых бытовых отходов.

Судом первой инстанции установлено, что указанная свалка твёрдых бытовых отходов находится на исторически сложившейся территории Ладбалковского территориального управления Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, а земельный участок под свалкой находится в границах данного муниципального образования, государственная собственность на который не разграничена, на вышеуказанный земельный участок длительное время вывозились и складировались твёрдые бытовые отходы.

Разрешая исковые требования прокурора о возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанности произвести инвентаризацию и ликвидацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в западной части села Ладовская Балка в кадастровым квартале 26:01:131103, площадью 33992 кв.м., установив, что указанная свалка закрыта 28.12.2017 постановлением администрации муниципального образования села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края, суд первой инстанции, применив положения ст.5 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 01.10.2023, ст.ст.80.1 и 80.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ), Положение о Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденное постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 (в редакции от 15.11.2023), пришел к выводу о необоснованном отказе ответчика во включении указанной свалки ТБО (объекта накопленного вреда окружающей среде) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ОНВОС), указав, что в соответствии с новым правовым регулированием именно в обязанности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края входит как включение указанной свалки в государственный реестр ОНВОС, так и ликвидация указанной свалки.

При этом, определением от 30.11.2023 суд удовлетворил ходатайство прокурора об исключении из числа ответчиков, как ненадлежащих, администрацию Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края и Ладбалковское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края. (л.д.77-81).

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, ввиду неправильного применения норм материального права к спорным правоотношениям по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков возлагается обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления)).

Пунктом 1 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.

Как указано в пункте 18 Правил N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

При этом под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (пункт 4.13 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст).

Разрешая указанный спор и возлагая на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанности по инвентаризации свалки твердых бытовых отходов на земельном участке в кадастровом квартале 26:01:131103, площадью 33992 кв.м., суд применив новое правовое регулирование, а именно – положения ст.5 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 01.10.2023, и ст.ст.80.1 и 80.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ), суд первой инстанции не учел, что указанные законоположения не распространяются на спорные правоотношения, связанные с ликвидацией несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, которая закрыта 28.12.2017 года постановлением администрации муниципального образования села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 80.1 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на которую сослался суд первой инстанции, выявление объектов накопленного вреда окружающей среде применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления таких муниципальных образований, применительно к иным территориям – органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 80.3 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ предусмотрено, что ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

В силу пункта 2 статьи 80.3 указанного Федерального закона организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления такого муниципального образования, применительно к иным территориям – органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями.

Вместе с тем, указанные нормы права к спорным правоотношениям не применяются, поскольку администрацией Красногвардейского муниципального округа Ставропольского заявка о включении несанкционированной свалки, расположенной на территории села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края в кадастровом квартале 26:01:131103, площадью 33992 кв.м., в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среды (ОНВОС) после вступления в силу Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ (после 01.10.2023), не подавалась.

Так, в соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ, вступившего в силу с 01.10.2023, положения статьей 80.1 и 80.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции указанного Федерального закона) не применяются в отношении материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, поступивших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

При таком положении, учитывая, что указанная в иске свалка, расположенная на территории села Ладовская балка Красногвардейского района Ставропольского края была образовалась, была выявлена и закрыта администрацией села Ладовская Балка Красногвардейского района до 01.01.2018, указанная свалка твердых бытовых отходов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде не включена, материалы о включении ее в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде после введения нового правового регулирования не направлялись, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не имеется.

Постановлением от 30 мая 2023 года N 27-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.

Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они, действуя в нормативной связи, служат основанием для решения вопроса о возложении на орган местного самоуправления муниципального образования (в частности, городского поселения или муниципального района) обязанности по самостоятельной (за счет средств местного бюджета) ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или о взыскании с данного муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией указанных мест в случае, когда этот орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно либо не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если указанные места расположены в границах данного муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, либо на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Оспоренные положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования соответствующей обязанности или для взыскания таких расходов в указанном случае, если места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов расположены в границах муниципального образования:

на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;

на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;

притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Конституционный суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований соответствующую обязанность либо предусматривающих взыскание с муниципального образования таких расходов в указанном случае. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части данного Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения данного Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):

из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;

из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Как следует из материалов дела, указанная свалка твёрдых бытовых отходов находится на территории Ладбалковского территориального управления Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, земельный участок под свалкой находится в границах данного муниципального образования, государственная собственность на который не разграничена.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории такого городского округа, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац 3).

Согласно Уставу Красногвардейского муниципального органа в обязанность администрации входит организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа; участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов.

Сославшись на указанное выше Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 года № 27-П, суд первой инстанции фактически не учел правовую позицию, изложенную в указанном постановлении Конституционного Суда РФ, обязательную к применению, необоснованно исключил из числа надлежащих ответчиков администрацию Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, на территории которого находится земельный участок, площадью 33992 кв.м., расположенный в кадастровом квартале 26:01:131103 села Ладовская Балка, где размещена свалка твердых бутовых отходов, образовавшаяся до 01.01.2018, ответственность за которую должна нести администрация Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края в пределах имеющихся у нее бюджетных средств. При этом в случае отсутствия денежных средств, необходимых для ликвидации указанной свалки не рассмотрел вопрос о софинансировании за счет средств бюджета Ставропольского края, а при необходимости, с привлечением средств федерального бюджета.

Разрешить данный вопрос в рамках апелляционного рассмотрения настоящего дела суд апелляционной инстанции лишен возможности, поскольку в соответствии с п.6 ст.327 ГПК РФ в суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или оснований иска, о замене ненадлежащего ответчика.

В то же время, процессуальный истец – прокурор Красногвардейского района Ставропольского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, не лишен возможности обратиться в суд в общем порядке с исковыми требованиями, заявив их к надлежащему ответчику, с учетом порядка финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки соответствующими органами.

Учитывая изложенное, принятое по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, на основании п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21 декабря 2023 года - отменить.

Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в западной части села Ладовская Балка в кадастровом квартале 26:01:131103, площадью 33992 кв.м., в течение 3-х месяцев после вступления решения в законную силу, и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в западной части села Ладовская Балка в кадастровом квартале 26:01:131103, площадью 33992 кв.м., в течение 6-ти месяцев после вступления решения в законную силу – отказать.

Апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенности ФИО5 – удовлетворить.

Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 29.03.2024.

Председательствующий:

Судьи:

33-3-2816/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Красногвардейского района СК
Ответчики
Администрация муниципального образования с. Ладовская Балка Красногвардейского района СК
Другие
Шахов А.С.
Территориальный отдел Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
04.03.2024Передача дела судье
27.03.2024Судебное заседание
10.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2024Передано в экспедицию
27.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее