Дело № 33-4422/2024
(№ 2-1281/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 21.03.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Колесниковой О.Г., судей Мурашовой Ж.А., Редозубовой Т.Л.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Рамзаевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Микрюкова Владимира Николаевича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 о признании права на получение государственной социальной помощи,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 21.11.2023.
Заслушав доклад судьи Мурашовой Ж.А., объяснения третьего лица Микрюковой О.Р., действующей как представитель истца Микрюкова В.Н, судебная коллегия
установила:
Микрюков В.Н. обратился с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 (далее – Управление социальной политики №10) о признании незаконным решения о признании права на получение государственной социальной помощи, указав в обоснование исковых требований, что 28.09.2022 истцом подано заявление о назначении государственной помощи на основании социального контракта. 26.10.2022 истцом получено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги. Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 21.12.2022 по гражданскому делу № 2-1853/2022 уведомление Управления социальной политики № 10 об отказе в предоставлении государственной услуги от 21.10.2022 № 1690з признано незаконным, на Управление возложена обязанность рассмотреть заявление Микрюкова В.Н. от 28.09.2022 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. После чего, 03.04.2023 истцом получено сопроводительное письмо от 29.03.2023 № 1138 и уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги от 06.02.2023 № 146, с приложением расчета среднедушевого дохода (СДД) за период с июня по август 2022 года в соответствии с которым среднедушевой доход определен в размере 15 466,40 руб., что на 1965,40 руб. выше величины прожиточного минимума. Просит суд признать незаконным уведомление Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 об отказе в предоставлении государственной услуги от 06.02.2023 № 146, признать право Микрюкова В.Н. на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 21.11.2023 исковые требования Микрюкова В.Н. удовлетворены. Признан незаконным отказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, оформленный в виде Уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги от 06.02.2023 № 146. За Микрюковым В.Н. признано право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта. С Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 10 в пользу Микрюкова Владимира Николаевича взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права. Полагает, что суд пришел к неверному выводу об исключении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет из расчета среднедушевого дохода семьи, поскольку данная выплата входит в состав иных социальных выплат, установленных органом государственной власти. Кроме того, указанная выплата получена супругой истца в сентябре 2022 года, входит в расчетный период, и должна включаться в доход семьи.
В заседании суда апелляционной инстанции третье лицо Микрюкова О.Р., действующая также как представитель истца, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в возражениях, просила решение суда оставить без изменения.
Истец Микрюков В.Н., представитель ответчика Управления социальной политики № 10, третье лицо Сапиро С.Р. в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации о дате и месте рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда таким требованиям соответствует.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», что следует из его преамбулы.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзц. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
В соответствии с ч. 2 ст. 8, ст. 11 Федерального закона «О государственной социальной помощи» порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, ее размер, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания социальной помощи в Свердловской области установлены Законом Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области».
Одним из условий оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является то, что малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от них причинам, порядок установления которых определяется Правительством Свердловской области, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области (подпункт 3 пункта 2-2 части 1 статьи 4 Закона от 29.10.2007 № 126-ОЗ).
Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, ее размер, а также форма социального контракта устанавливаются Правительством Свердловской области (ст. 7.2 Закона от 29.10.2007 №126-ОЗ).
Материалами дела подтверждается, что 28.09.2022 Микрюков В.Н. обратился в Управление социальной политики № 10 с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Уведомлением №1690з от 21.10.2022 Микрюкову В.Н. отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку в ходе правовой оценки документов установлено, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, установленного в Свердловской области, алименты выплаченные Микрюковой А.В. и Микрюковой М.В. не могут учитываться, так как у истца нет дохода, из которого можно их вычесть.
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 21.12.2022 по гражданскому делу № 2-1853/2022, имеющим в силу ст. 61 ГПК РФ преюдициальное значение для рассматриваемого спора, уведомление Управления социальной политики № 10 об отказе в предоставлении государственной услуги от 21.10.2022 № 1690з признано незаконным, на Управление возложена обязанность рассмотреть заявление Микрюкова В.Н. от 28.09.2022 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Решение суда вступило в законную силу 27.01.2023.
Уведомлением № 146 от 06.02.2023 Микрюкову В.Н. отказано в предоставлении государственной услуги, указано, что в ходе правовой оценки документов установлено, что среднедушевой доход семьи Микрюкова В.Н. превышает величину прожиточного минимума, установленного в Свердловской области.
06.03.2023 истцом в Управление социальной политики № 10 подано заявление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Письмом от 29.03.2023 № 1138 Микрюкову В.Н. разъяснено, что при повторном рассмотрении и проверке сведений, указанных в заявлении от 28.09.2022, из расчета среднедушевого дохода семьи исключена сумма уплаченных алиментов, учтены суммы доходов каждого члена семьи, среднедушевой доход семьи истца на 28.09.2022 определен в размере 15 466,40 руб., что превысило на 1 965,40 руб. величину прожиточного минимума на каждого члена семьи.
При расчете среднедушевого дохода семьи Микрюковых Управлением учтено, что семья истца Микрюкова В.Н. состоит из трех человек (супруга Микрюкова О.Р. и ее дочь Сапиро С.Р., ...). Расчет производился за период с 01.06.2022 по 31.08.2022. При этом, в расчет включено ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет на Сапиро С.Р., выплаченное Микрюковой О.Р. 06.09.2022 и начисленное за период с мая по июль 2022 года.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ, Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области», Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», суд первой инстанции пришел к выводу, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет не подлежит учету в доходе семьи при расчете среднедушевого дохода.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами в силу следующего.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (пункт 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
В силу абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О государственной социальной помощи" оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).
Из приведенных нормативных положений следует, что целями государственной социальной помощи, которая может осуществляться в том числе в виде денежных выплат, является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также снижение уровня социального неравенства и повышение доходов населения.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 (ред. от 29.12.2022) «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (далее – Перечень № 512) в доходе семьи не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи.
В состав законодательства Российской Федерации о государственной социальной помощи входит Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 2 Закона № 178-ФЗ).
Как верно отметил суд первой инстанции, выплата, полученная Микрюковой О.Р. на ребенка Сапиро ( / / )14 поименованная как «ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет», произведена на основании Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2022 № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей», Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 630 «Об утверждении основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», то есть именно тех нормативных актов, регламентирующих предоставление государственной социальной помощи, которые дают право не учитывать такие выплаты при расчете СДД.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что включение ответчиком указанной выплаты в расчет СДД является неправомерным и противоречащим п. 2 Перечня № 512.
Доводы ответчика о получении указанной выплаты в расчетном периоде суд обоснованно признал не основанными на законе. Поскольку заявление было подано ответчику 28.09.2022, расчетным периодом является период с 01.06.2022 по 31.08.2022.
Таким образом, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет не подлежит учету при расчете среднедушевого дохода семьи еще и потому, что получено за пределами расчетного периода.
Порядок расчета среднедушевого дохода определен Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", из положений норм ст. ст. 4, 15 этого закона следует, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период), при этом среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Следовательно, расчет среднедушевого дохода (далее – СДД) семьи определяется как 1/3 доля от доходов всех членов семьи за 3 месяца (расчетный период), деленная на число членов семьи (в итоге получается доход каждого члена семьи за месяц).
Согласно расчету СДД, представленному ответчиком (л.д. 66) в период с 01.06.2022 по 31.08.2022 Микрюковой О.Р. (супруга заявителя) были получены следующие пособия:
-28.07.2022 - 7358,50 руб. - ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в ранние сроки беременности, за май 2022 года;
-28.07.2022 - 7358,50 руб. - ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в ранние сроки беременности, за июнь 2022 года;
-03.08.2022 - 7358,50 руб. - ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в ранние сроки беременности, за июль 2022 года.
Как правильно установлено судом первой инстанции, факт получения указанных пособий подтверждается справкой Сбербанка от 01.03.2023 о безналичных зачислениях, выпиской Сбербанка от 02.03.2023 о состоянии вклада за период с 01.06.2022 по 31.08.2022. Сведений о получении иных пособий не представлено.
Пособия, указанные в расчете СДД от 14.08.2023 в отношении Сапиро ( / / )15 составили: 7078 руб. - ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет (01.06.2022 (за май 2022 г.)); 7078 руб. - ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет (01.07.2022 (за июнь 2022 г.)); 7078 руб. - ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет (01.08.2022 (за июль 2022 г.)).
Вместе с тем, указанные пособия получены Микрюковой О.Р. 06.09.2022, то есть за пределами расчетного периода, что подтверждается справкой о безналичных зачислениях на дату 06.09.2022.
При таких обстоятельствах, за вычетом сумм ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, размер СДД семьи Микрюковых в спорный период будет ниже установленного прожиточного минимума 13501 руб.
С учетом вышеприведенных положений закона, а также исходя из фактических обстоятельств дела, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы жалобы ответчика отражают его процессуальную позицию и собственный анализ исследованных судом доказательств, но не опровергают выводов суда и не содержат правовых оснований, влекущих отмену обжалуемого решения суда первой инстанции, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 21.11.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий О.Г. Колесникова
Судьи Ж.А. Мурашова
Т.Л. Редозубова