Решение по делу № 33-3346/2024 от 19.02.2024

УИД 59RS0013-01-2019-000224-27

Дело № 33-3346/2024 (2-256/2019)

Судья – Сергеева А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь

12 марта 2024 года

Пермский краевой суд в составе судьи Варовой Л.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большесосновского района Пермского края к администрации Петропавловского сельского поселения, Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о проведении межевания земельного участка по общественным кладбищем, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, установлении санитарно – защитной зоны, утверждении проекта благоустройства общественного кладбища,

по частной жалобе Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края на определение Большесосновского районного суда Пермского края от 11 января 2024 года об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Оценив доводы частной жалобы, изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

администрация Большесосновского муниципального округа Пермского края обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по делу № 2-256/2019 по иску прокурора Большесосновского района к администрации Петропавловского сельского поселения, Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о проведении межевания земельного участка под общественным кладбищем, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, установлении санитарно - защитной зоны, утверждении проекта благоустройства общественного кладбища до 31.12.2025.

Заявление мотивировано тем, что решением Большесосновского районного суда Пермского края от 13.06.2019 исковые требования прокурора Большесосновского района к администрации Петропавловского сельского поселения, Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о проведении межевания земельного участка под общественным кладбищем, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, установлении санитарно - защитной зоны, утверждении проекта благоустройства общественного кладбища удовлетворены. ОСП по Большесосновскому и Частинскому районам УФССП России по Пермскому краю возбуждены исполнительные производства от 04.02.2021 № 113584**, от 20.11.2020 № 92281**. ОСП по Большесосновскому и Частинскому районам УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о замене стороны в исполнительном производстве с администрации Большесосновского муниципального района Пермского края на администрацию Большесосновского муниципального округа; с администрации Петропавловского сельского поселения - на администрацию Большесосновского муниципального округа. Администрацией Большесосновского муниципального округа совершены действия, подтверждающие намерение исполнить решение суда, а именно: земельный участок, занятый общественным кладбищем в с. Петропавловск поставлен на кадастровый учет, право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по Пермскому краю; проект благоустройства кладбища утвержден постановлением администрации. В рамках разработки нормативного документа по установлению санитарных зон кладбищ необходимо провести ряд мероприятий, а именно: проведение инвентаризации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; обоснование размеров зоны с созданием проекта; разработанный проект обоснования проходит экспертную оценку ФБУЗ. Результатом является экспертное заключение ведомства; документы, включая экспертное заключение ФБУЗ, передаются в Роспотребнадзор. Результат на этом этапе — санитарно- эпидемиологическое заключение. Также на местность выезжает кадастровый инженер, который составляет карту-план санитарно- защитной зоны с координатами поворотных точек. Эта работа будет необходима при включении зоны в единый государственный реестр недвижимости. Результатом всей работы станет заключение о величине санитарной зоны, процедура занимает от 1,5 до 2-х лет, такие сроки связаны с долгими согласованиями и необходимостью проведения сезонных исследований на местности. Заявителем был подготовлен запрос о предоставлении коммерческих предложений, в ответ на который поступили три коммерческих предложения. По информации данных организаций, срок для проведения мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны для общественного кладбища составляет от 590 до 720 дней с момента заключения договора. Учитывая, что договор по установлению санитарно-защитной зоны для общественного кладбища еще не заключен, исполнить решение суда будет возможно в срок до 31.12.2025.

Определением Большесосновского районного суда Пермского края от 11 января 2024 года в удовлетворении заявления отказано.

В частной жалобе Администрация Большесосновского муниципального округа Пермского края просит определение суда отменить. Доводы жалобы аналогичны основаниям, указанным при заявлении ходатайства о предоставлении отсрочки. Указывают, что администрация округа не имеет возможности исполнить судебное постановление в установленный срок в связи с тем, что является правопреемником администрации Петропавловского сельского поселения, администрации Большесосновского муниципального района в исполнительном производстве с октября 2023 г., т.е. по истечении 2 лет 9 месяцев со дня установленного срока исполнения решения (23.01.2021 г). Заявителем предпринимаются необходимые меры для исполнения решения суда: земельный участок, занятый общественным кладбищем в с. Петропавловск, поставлен на кадастровый учет; право собственности зарегистрировано; проект благоустройства кладбища принят и утвержден постановлением администрации.

Суд рассматривает дело в порядке части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Аналогичное положение закреплено в статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 апреля 2006 N 104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом общеправового принципа справедливости.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» отмечено, что по смыслу ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

Судом установлено, что решением Большесосновского районного суда Пермского края от 13.06.2019 по делу № 2-256/2019 постановлено:

«Возложить на администрацию Петропавловского сельского поселения Пермского края обязанность:

- в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести межевание земельного участка под общественным кладбищем, расположенного в с.Петропавловск Большесосновского района Пермского края;

- в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить проект устройства общественного кладбища, расположенного в с.Петропавловск Большесосновского района Пермского края в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84.

Возложить на администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края обязанность:

- в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на государственный кадастровый учет и совершить действия по регистрации права собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенного в с.Петропавловск Большесосновского района Пермского края;

- в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить санитарно-защитную зону для общественного кладбища, расположенного в с.Петропавловск Большесосновского района Пермского края в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2019 № 74» (т. 1 л.д. 33-39).

Решение суда вступило в законную силу 23.07.2019.

20.11.2020 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Болышесосновскому и Частинскому районам УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство № 36716** (т. 1 л.д. 149-150) по исполнению вышеуказанного решения.

04.02.2021 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Болышесосновскому и Частинскому районам УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство № 45430** (т. 1 л.д. 100-101) по исполнению вышеуказанного решения.

Определением Большесосновского районного суда Пермского края от 16.04.2021 заявление администрации Большесосновского муниципального района Пермского края в предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2-256/2019 оставлено без удовлетворения (т. 1 л.д. 68-69).

Апелляционным определением Пермского краевого суда от 12.07.2021 определение Большесосновского районного суда Пермского края от 16.04.2021 оставлено без изменения (т.1 л.д. 87-89).

Определениями Большесосновского районного суда Пермского края от 26.07.2023 произведена замена должника в рамках исполнительного производства № 45430** с администрации Большесосновского муниципального района Пермского края на администрацию Большесосновского муниципального округа Пермского края (т. 1 л.д. 131-133), а также в рамках исполнительного производства № 36716** с администрации Петропавловского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края на администрацию Большесосновского муниципального округа Пермского края (т. 1 л.д. 179-181).

Апелляционным определением Пермского краевого суда от 26.10.2023 определение Большесосновского районного суда Пермского края от 26.07.2023 оставлено без изменения (т.2 л.д. 7-9).

Апелляционным определением Пермского краевого суда от 31.10.2023 определение Большесосновского районного суда Пермского края от 26.07.2023 оставлено без изменения (т.2 л.д. 12-14).

Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения судебного постановления, суд исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению судебного постановления в установленный в нём срок, а также доказательств, подтверждающих, что предоставление отсрочки до 31.12.2025 будет способствовать исполнению требований исполнительного документа в полном объеме. Суд учел, что период неисполнения решения составляет более 4- х лет, представленный заявителем проект благоустройства кладбища по адресу: Пермский край, м. р-н Большесосновский, с.п. Петропавловское, п. Павловск утвержден постановлением администрации Большесосновского муниципального округа 22.12.2023, т.е. спустя более 4-х лет после вступления решения суда в законную силу. Согласно выписке из ЕГРН сам земельный участок поставлен на кадастровый учет 29.10.2021, а право собственности на земельный участок оформлено только лишь 20.07.2023. В период со дня постановки земельного участка на кадастровый учет (29.10.2021) до оформления права собственности на земельный участок (20.07.2023). заявителем мер для исполнения решения суда в полном объеме не предпринималось.

Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции не имеется. Доводы жалобы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Аналогичные разъяснения даны в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Таким образом, по смыслу указанных положений и разъяснений основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу и частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Диспозитивное право суда на предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления реализуется лишь в исключительных случаях, при наличии бесспорных и безусловных оснований для отсрочки или рассрочки исполнения. Именно в этом случае реализуется важнейший принцип эффективного судопроизводства, закрепленный в статье 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и предполагающий, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

Вопреки доводам жалобы объективных, уважительных причин, препятствующих начать исполнение решения суда своевременно и выполнить необходимые действия в установленные сроки, администрацией суду не представлено.

Сами по себе доводы о том, что заявитель стал правопреемником администрации Большесосновского муниципального района в исполнительном производстве с октября 2023 г., не могут быть приняты судом во внимание как уважительные причины неисполнения решения суда и не освобождают ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей в установленные судом сроки. В силу части 2 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил. Достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком приняты все возможные меры по исполнению судебного решения, не представлено.

Предоставление должнику отсрочки исполнения решения суда до 31.12.2025 года, вступившего в законную силу в 2019 году, не отвечает требованиям справедливости, не может быть признано адекватным и прямо нарушает права неопределенного круга лиц, в интересах которого за судебной защитой обратился прокурор Большесосновского района Пермского края. При этом доводы и представленные доказательства администрацией Большесосновского муниципального округа Пермского края не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, затрудняющих или препятствующих исполнению решения суда в разумный срок и наличии у ответчика возможности исполнить судебный акт в будущем при условии предоставления ему отсрочки исполнения решения суда до заявленного срока.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Большесосновского районного суда Пермского края от 11 января 2024 года оставить без изменения, частную жалобу Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края - без удовлетворения.

Судья:

УИД 59RS0013-01-2019-000224-27

Дело № 33-3346/2024 (2-256/2019)

Судья – Сергеева А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь

12 марта 2024 года

Пермский краевой суд в составе судьи Варовой Л.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большесосновского района Пермского края к администрации Петропавловского сельского поселения, Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о проведении межевания земельного участка по общественным кладбищем, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, установлении санитарно – защитной зоны, утверждении проекта благоустройства общественного кладбища,

по частной жалобе Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края на определение Большесосновского районного суда Пермского края от 11 января 2024 года об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Оценив доводы частной жалобы, изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

администрация Большесосновского муниципального округа Пермского края обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по делу № 2-256/2019 по иску прокурора Большесосновского района к администрации Петропавловского сельского поселения, Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о проведении межевания земельного участка под общественным кладбищем, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, установлении санитарно - защитной зоны, утверждении проекта благоустройства общественного кладбища до 31.12.2025.

Заявление мотивировано тем, что решением Большесосновского районного суда Пермского края от 13.06.2019 исковые требования прокурора Большесосновского района к администрации Петропавловского сельского поселения, Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о проведении межевания земельного участка под общественным кладбищем, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, установлении санитарно - защитной зоны, утверждении проекта благоустройства общественного кладбища удовлетворены. ОСП по Большесосновскому и Частинскому районам УФССП России по Пермскому краю возбуждены исполнительные производства от 04.02.2021 № 113584**, от 20.11.2020 № 92281**. ОСП по Большесосновскому и Частинскому районам УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о замене стороны в исполнительном производстве с администрации Большесосновского муниципального района Пермского края на администрацию Большесосновского муниципального округа; с администрации Петропавловского сельского поселения - на администрацию Большесосновского муниципального округа. Администрацией Большесосновского муниципального округа совершены действия, подтверждающие намерение исполнить решение суда, а именно: земельный участок, занятый общественным кладбищем в с. Петропавловск поставлен на кадастровый учет, право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по Пермскому краю; проект благоустройства кладбища утвержден постановлением администрации. В рамках разработки нормативного документа по установлению санитарных зон кладбищ необходимо провести ряд мероприятий, а именно: проведение инвентаризации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; обоснование размеров зоны с созданием проекта; разработанный проект обоснования проходит экспертную оценку ФБУЗ. Результатом является экспертное заключение ведомства; документы, включая экспертное заключение ФБУЗ, передаются в Роспотребнадзор. Результат на этом этапе — санитарно- эпидемиологическое заключение. Также на местность выезжает кадастровый инженер, который составляет карту-план санитарно- защитной зоны с координатами поворотных точек. Эта работа будет необходима при включении зоны в единый государственный реестр недвижимости. Результатом всей работы станет заключение о величине санитарной зоны, процедура занимает от 1,5 до 2-х лет, такие сроки связаны с долгими согласованиями и необходимостью проведения сезонных исследований на местности. Заявителем был подготовлен запрос о предоставлении коммерческих предложений, в ответ на который поступили три коммерческих предложения. По информации данных организаций, срок для проведения мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны для общественного кладбища составляет от 590 до 720 дней с момента заключения договора. Учитывая, что договор по установлению санитарно-защитной зоны для общественного кладбища еще не заключен, исполнить решение суда будет возможно в срок до 31.12.2025.

Определением Большесосновского районного суда Пермского края от 11 января 2024 года в удовлетворении заявления отказано.

В частной жалобе Администрация Большесосновского муниципального округа Пермского края просит определение суда отменить. Доводы жалобы аналогичны основаниям, указанным при заявлении ходатайства о предоставлении отсрочки. Указывают, что администрация округа не имеет возможности исполнить судебное постановление в установленный срок в связи с тем, что является правопреемником администрации Петропавловского сельского поселения, администрации Большесосновского муниципального района в исполнительном производстве с октября 2023 г., т.е. по истечении 2 лет 9 месяцев со дня установленного срока исполнения решения (23.01.2021 г). Заявителем предпринимаются необходимые меры для исполнения решения суда: земельный участок, занятый общественным кладбищем в с. Петропавловск, поставлен на кадастровый учет; право собственности зарегистрировано; проект благоустройства кладбища принят и утвержден постановлением администрации.

Суд рассматривает дело в порядке части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Аналогичное положение закреплено в статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 апреля 2006 N 104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом общеправового принципа справедливости.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» отмечено, что по смыслу ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

Судом установлено, что решением Большесосновского районного суда Пермского края от 13.06.2019 по делу № 2-256/2019 постановлено:

«Возложить на администрацию Петропавловского сельского поселения Пермского края обязанность:

- в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести межевание земельного участка под общественным кладбищем, расположенного в с.Петропавловск Большесосновского района Пермского края;

- в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить проект устройства общественного кладбища, расположенного в с.Петропавловск Большесосновского района Пермского края в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84.

Возложить на администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края обязанность:

- в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на государственный кадастровый учет и совершить действия по регистрации права собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенного в с.Петропавловск Большесосновского района Пермского края;

- в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить санитарно-защитную зону для общественного кладбища, расположенного в с.Петропавловск Большесосновского района Пермского края в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2019 № 74» (т. 1 л.д. 33-39).

Решение суда вступило в законную силу 23.07.2019.

20.11.2020 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Болышесосновскому и Частинскому районам УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство № 36716** (т. 1 л.д. 149-150) по исполнению вышеуказанного решения.

04.02.2021 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Болышесосновскому и Частинскому районам УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство № 45430** (т. 1 л.д. 100-101) по исполнению вышеуказанного решения.

Определением Большесосновского районного суда Пермского края от 16.04.2021 заявление администрации Большесосновского муниципального района Пермского края в предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2-256/2019 оставлено без удовлетворения (т. 1 л.д. 68-69).

Апелляционным определением Пермского краевого суда от 12.07.2021 определение Большесосновского районного суда Пермского края от 16.04.2021 оставлено без изменения (т.1 л.д. 87-89).

Определениями Большесосновского районного суда Пермского края от 26.07.2023 произведена замена должника в рамках исполнительного производства № 45430** с администрации Большесосновского муниципального района Пермского края на администрацию Большесосновского муниципального округа Пермского края (т. 1 л.д. 131-133), а также в рамках исполнительного производства № 36716** с администрации Петропавловского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края на администрацию Большесосновского муниципального округа Пермского края (т. 1 л.д. 179-181).

Апелляционным определением Пермского краевого суда от 26.10.2023 определение Большесосновского районного суда Пермского края от 26.07.2023 оставлено без изменения (т.2 л.д. 7-9).

Апелляционным определением Пермского краевого суда от 31.10.2023 определение Большесосновского районного суда Пермского края от 26.07.2023 оставлено без изменения (т.2 л.д. 12-14).

Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения судебного постановления, суд исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению судебного постановления в установленный в нём срок, а также доказательств, подтверждающих, что предоставление отсрочки до 31.12.2025 будет способствовать исполнению требований исполнительного документа в полном объеме. Суд учел, что период неисполнения решения составляет более 4- х лет, представленный заявителем проект благоустройства кладбища по адресу: Пермский край, м. р-н Большесосновский, с.п. Петропавловское, п. Павловск утвержден постановлением администрации Большесосновского муниципального округа 22.12.2023, т.е. спустя более 4-х лет после вступления решения суда в законную силу. Согласно выписке из ЕГРН сам земельный участок поставлен на кадастровый учет 29.10.2021, а право собственности на земельный участок оформлено только лишь 20.07.2023. В период со дня постановки земельного участка на кадастровый учет (29.10.2021) до оформления права собственности на земельный участок (20.07.2023). заявителем мер для исполнения решения суда в полном объеме не предпринималось.

Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции не имеется. Доводы жалобы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Аналогичные разъяснения даны в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Таким образом, по смыслу указанных положений и разъяснений основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу и частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Диспозитивное право суда на предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления реализуется лишь в исключительных случаях, при наличии бесспорных и безусловных оснований для отсрочки или рассрочки исполнения. Именно в этом случае реализуется важнейший принцип эффективного судопроизводства, закрепленный в статье 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и предполагающий, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

Вопреки доводам жалобы объективных, уважительных причин, препятствующих начать исполнение решения суда своевременно и выполнить необходимые действия в установленные сроки, администрацией суду не представлено.

Сами по себе доводы о том, что заявитель стал правопреемником администрации Большесосновского муниципального района в исполнительном производстве с октября 2023 г., не могут быть приняты судом во внимание как уважительные причины неисполнения решения суда и не освобождают ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей в установленные судом сроки. В силу части 2 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил. Достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком приняты все возможные меры по исполнению судебного решения, не представлено.

Предоставление должнику отсрочки исполнения решения суда до 31.12.2025 года, вступившего в законную силу в 2019 году, не отвечает требованиям справедливости, не может быть признано адекватным и прямо нарушает права неопределенного круга лиц, в интересах которого за судебной защитой обратился прокурор Большесосновского района Пермского края. При этом доводы и представленные доказательства администрацией Большесосновского муниципального округа Пермского края не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, затрудняющих или препятствующих исполнению решения суда в разумный срок и наличии у ответчика возможности исполнить судебный акт в будущем при условии предоставления ему отсрочки исполнения решения суда до заявленного срока.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Большесосновского районного суда Пермского края от 11 января 2024 года оставить без изменения, частную жалобу Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края - без удовлетворения.

Судья:

33-3346/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Большесосновского района
Ответчики
Администрация Большесосновского района
Администрация Петропавловского сельского поселения
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Варова Лариса Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
19.02.2024Передача дела судье
12.03.2024Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
18.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2024Передано в экспедицию
12.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее