Дело № 33-3346/2024 (2-256/2019)
Судья – Сергеева А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь |
12 марта 2024 года |
Пермский краевой суд в составе судьи Варовой Л.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большесосновского района Пермского края к администрации Петропавловского сельского поселения, Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о проведении межевания земельного участка по общественным кладбищем, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, установлении санитарно – защитной зоны, утверждении проекта благоустройства общественного кладбища,
по частной жалобе Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края на определение Большесосновского районного суда Пермского края от 11 января 2024 года об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Оценив доводы частной жалобы, изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
администрация Большесосновского муниципального округа Пермского края обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по делу № 2-256/2019 по иску прокурора Большесосновского района к администрации Петропавловского сельского поселения, Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о проведении межевания земельного участка под общественным кладбищем, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, установлении санитарно - защитной зоны, утверждении проекта благоустройства общественного кладбища до 31.12.2025.
Заявление мотивировано тем, что решением Большесосновского районного суда Пермского края от 13.06.2019 исковые требования прокурора Большесосновского района к администрации Петропавловского сельского поселения, Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края о проведении межевания земельного участка под общественным кладбищем, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, установлении санитарно - защитной зоны, утверждении проекта благоустройства общественного кладбища удовлетворены. ОСП по Большесосновскому и Частинскому районам УФССП России по Пермскому краю возбуждены исполнительные производства от 04.02.2021 № 113584**, от 20.11.2020 № 92281**. ОСП по Большесосновскому и Частинскому районам УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о замене стороны в исполнительном производстве с администрации Большесосновского муниципального района Пермского края на администрацию Большесосновского муниципального округа; с администрации Петропавловского сельского поселения - на администрацию Большесосновского муниципального округа. Администрацией Большесосновского муниципального округа совершены действия, подтверждающие намерение исполнить решение суда, а именно: земельный участок, занятый общественным кладбищем в с. Петропавловск поставлен на кадастровый учет, право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по Пермскому краю; проект благоустройства кладбища утвержден постановлением администрации. В рамках разработки нормативного документа по установлению санитарных зон кладбищ необходимо провести ряд мероприятий, а именно: проведение инвентаризации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; обоснование размеров зоны с созданием проекта; разработанный проект обоснования проходит экспертную оценку ФБУЗ. Результатом является экспертное заключение ведомства; документы, включая экспертное заключение ФБУЗ, передаются в Роспотребнадзор. Результат на этом этапе — санитарно- эпидемиологическое заключение. Также на местность выезжает кадастровый инженер, который составляет карту-план санитарно- защитной зоны с координатами поворотных точек. Эта работа будет необходима при включении зоны в единый государственный реестр недвижимости. Результатом всей работы станет заключение о величине санитарной зоны, процедура занимает от 1,5 до 2-х лет, такие сроки связаны с долгими согласованиями и необходимостью проведения сезонных исследований на местности. Заявителем был подготовлен запрос о предоставлении коммерческих предложений, в ответ на который поступили три коммерческих предложения. По информации данных организаций, срок для проведения мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны для общественного кладбища составляет от 590 до 720 дней с момента заключения договора. Учитывая, что договор по установлению санитарно-защитной зоны для общественного кладбища еще не заключен, исполнить решение суда будет возможно в срок до 31.12.2025.
Определением Большесосновского районного суда Пермского края от 11 января 2024 года в удовлетворении заявления отказано.
В частной жалобе Администрация Большесосновского муниципального округа Пермского края просит определение суда отменить. Доводы жалобы аналогичны основаниям, указанным при заявлении ходатайства о предоставлении отсрочки. Указывают, что администрация округа не имеет возможности исполнить судебное постановление в установленный срок в связи с тем, что является правопреемником администрации Петропавловского сельского поселения, администрации Большесосновского муниципального района в исполнительном производстве с октября 2023 г., т.е. по истечении 2 лет 9 месяцев со дня установленного срока исполнения решения (23.01.2021 г). Заявителем предпринимаются необходимые меры для исполнения решения суда: земельный участок, занятый общественным кладбищем в с. Петропавловск, поставлен на кадастровый учет; право собственности зарегистрировано; проект благоустройства кладбища принят и утвержден постановлением администрации.
Суд рассматривает дело в порядке части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено в статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 апреля 2006 N 104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом общеправового принципа справедливости.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» отмечено, что по смыслу ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Судом установлено, что решением Большесосновского районного суда Пермского края от 13.06.2019 по делу № 2-256/2019 постановлено:
«Возложить на администрацию Петропавловского сельского поселения Пермского края обязанность:
- в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести межевание земельного участка под общественным кладбищем, расположенного в с.Петропавловск Большесосновского района Пермского края;
- в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить проект устройства общественного кладбища, расположенного в с.Петропавловск Большесосновского района Пермского края в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84.
Возложить на администрацию Большесосновского муниципального района Пермского края обязанность:
- в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на государственный кадастровый учет и совершить действия по регистрации права собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенного в с.Петропавловск Большесосновского района Пермского края;
- в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить санитарно-защитную зону для общественного кладбища, расположенного в с.Петропавловск Большесосновского района Пермского края в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2019 № 74» (т. 1 л.д. 33-39).
Решение суда вступило в законную силу 23.07.2019.
20.11.2020 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Болышесосновскому и Частинскому районам УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство № 36716** (т. 1 л.д. 149-150) по исполнению вышеуказанного решения.
04.02.2021 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Болышесосновскому и Частинскому районам УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство № 45430** (т. 1 л.д. 100-101) по исполнению вышеуказанного решения.
Определением Большесосновского районного суда Пермского края от 16.04.2021 заявление администрации Большесосновского муниципального района Пермского края в предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2-256/2019 оставлено без удовлетворения (т. 1 л.д. 68-69).
Апелляционным определением Пермского краевого суда от 12.07.2021 определение Большесосновского районного суда Пермского края от 16.04.2021 оставлено без изменения (т.1 л.д. 87-89).
Определениями Большесосновского районного суда Пермского края от 26.07.2023 произведена замена должника в рамках исполнительного производства № 45430** с администрации Большесосновского муниципального района Пермского края на администрацию Большесосновского муниципального округа Пермского края (т. 1 л.д. 131-133), а также в рамках исполнительного производства № 36716** с администрации Петропавловского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края на администрацию Большесосновского муниципального округа Пермского края (т. 1 л.д. 179-181).
Апелляционным определением Пермского краевого суда от 26.10.2023 определение Большесосновского районного суда Пермского края от 26.07.2023 оставлено без изменения (т.2 л.д. 7-9).
Апелляционным определением Пермского краевого суда от 31.10.2023 определение Большесосновского районного суда Пермского края от 26.07.2023 оставлено без изменения (т.2 л.д. 12-14).
Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения судебного постановления, суд исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению судебного постановления в установленный в нём срок, а также доказательств, подтверждающих, что предоставление отсрочки до 31.12.2025 будет способствовать исполнению требований исполнительного документа в полном объеме. Суд учел, что период неисполнения решения составляет более 4- х лет, представленный заявителем проект благоустройства кладбища по адресу: Пермский край, м. р-н Большесосновский, с.п. Петропавловское, п. Павловск утвержден постановлением администрации Большесосновского муниципального округа 22.12.2023, т.е. спустя более 4-х лет после вступления решения суда в законную силу. Согласно выписке из ЕГРН сам земельный участок поставлен на кадастровый учет 29.10.2021, а право собственности на земельный участок оформлено только лишь 20.07.2023. В период со дня постановки земельного участка на кадастровый учет (29.10.2021) до оформления права собственности на земельный участок (20.07.2023). заявителем мер для исполнения решения суда в полном объеме не предпринималось.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции не имеется. Доводы жалобы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Аналогичные разъяснения даны в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
Таким образом, по смыслу указанных положений и разъяснений основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу и частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Диспозитивное право суда на предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления реализуется лишь в исключительных случаях, при наличии бесспорных и безусловных оснований для отсрочки или рассрочки исполнения. Именно в этом случае реализуется важнейший принцип эффективного судопроизводства, закрепленный в статье 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и предполагающий, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Вопреки доводам жалобы объективных, уважительных причин, препятствующих начать исполнение решения суда своевременно и выполнить необходимые действия в установленные сроки, администрацией суду не представлено.
Сами по себе доводы о том, что заявитель стал правопреемником администрации Большесосновского муниципального района в исполнительном производстве с октября 2023 г., не могут быть приняты судом во внимание как уважительные причины неисполнения решения суда и не освобождают ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей в установленные судом сроки. В силу части 2 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил. Достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком приняты все возможные меры по исполнению судебного решения, не представлено.
Предоставление должнику отсрочки исполнения решения суда до 31.12.2025 года, вступившего в законную силу в 2019 году, не отвечает требованиям справедливости, не может быть признано адекватным и прямо нарушает права неопределенного круга лиц, в интересах которого за судебной защитой обратился прокурор Большесосновского района Пермского края. При этом доводы и представленные доказательства администрацией Большесосновского муниципального округа Пермского края не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, затрудняющих или препятствующих исполнению решения суда в разумный срок и наличии у ответчика возможности исполнить судебный акт в будущем при условии предоставления ему отсрочки исполнения решения суда до заявленного срока.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Большесосновского районного суда Пермского края от 11 января 2024 года оставить без изменения, частную жалобу Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края - без удовлетворения.
Судья: