Дело № 12-27/14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по жалобе на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении.
с.Зилаир. 24 июня 2014 г.
Судья Зилаирского районного суда Республики Башкортостан Абдрахимов Г.А., (адрес суда: 453680 Республика Башкортостан Зилаирский район с.Зилаир ул.Ленина д.35), рассмотрев дело №12-27/14 об административном правонарушении в отношении должностного лица Кофейниковой С.В. родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РБ, работающей менеджером ООО «Росгосстрах», в отношении которой постановлением и.о. главного государственного санитарного врача территориального отдела Роспотребнадзора по РБ № Гильмуллина И.Ф. от 03.04.2014 года, Кофейникова С.В. признана виновной по ст.14.4 ч.1 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
установил:
Постановлением и.о. главного государственного санитарного врача территориального отдела Роспотребнадзора по РБ № Гильмуллина И.Ф. от 03.04.2014 года, Кофейникова С.В. признана виновной по ст.14.4 ч.1 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с постановлением, Кофейникова С.В. обратилась в суд с жалобой, просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указав, что условия и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Федеральным законом № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон), Правилами страхования, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 263 от 07.05.2003 г. Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована. В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию. Ни одним законодательным актом не запрещено при заключении договоров ОСАГО предлагать страховщиком страхователям заключение каких-либо договоров добровольного страхования, в том числе и такого вида добровольного страхования как страхования жизни и здоровья от несчастных случаев. Факт наличия в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ установлен, как следует из Постановления, исключительно на основании объяснений гр. Н., Р.., при этом никаких иных доказательств наличия в ее действиях нарушения законодательства, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.4. КоАП РФ не представлено. Предложение клиентам, обратившемся в страховую компанию за заключением какого -либо договора или же с каким-либо вопросом, разного рода страховых программ вполне обычная деловая практика, направленная на получение клиентами достаточной информации о наличии тех или иных страховых продуктов. Наряду с условиями договора страхования жизни и здоровья от несчастных случаев, в ходе своей работы она предлагает и разъясняет клиентам, в случае их интереса десятки иных страховых программ, которые действуют у ее работодателя - ООО «Росгосстрах». В соответствии с положениями ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ «Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица». Таким образом, считает, что факт совершения ею действий, вменяемых административным органом в ее вину по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, материалами дела не доказан. Кроме того, полагает, что административном органом было неверно квалифицированно ее положении в качестве должностного лица по следующим основаниям: Положения ст. 2.4 КоАП РФ в качестве квалифицирующих признаков должностного лица как субъекта административного правонарушения предусматривают наличие у данного лица организационно - распорядительных либо административно - хозяйственных полномочий, коими она не обладает. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 16.10.2009г. №19 привел разъяснения понятия данных полномочий, так в пункте 4 Постановления указывается, что «под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии); в то же время в пункте 5 Постановления определено, что «как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). С учетом приведенных обстоятельств и фактов полагает, что ее вина в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ отсутствует.
И.о. начальника территориального отдела Роспотребнадзора по РБ Гильмуллин И.Ф. в судебное заседание не явился, в своем ходатайстве просит административное дело по жалобе Кофейниковой С.В. рассмотреть в его отсутствие.
Надлежаще извещенная о времени рассмотрения жалобы, Кофейникова С.В. в судебное заседание не явилась, каких-либо ходатайств не заявляла.
Свидетель Р. суду пояснил, что 12.03.2014 года поехал в «Рогосстрах» оформить полис ОСАГО, менеджер по продажам ОАО Росгосстрах Кофейникова без оформления дополнительной услуги страхования жизни и здоровья отказалась страховать автомашину. Они с женой сообщили об этом в прокуратуру Зилаирского района. Затем с женой поехали снова в Росгосстрах, разговор сняли на видео. В тот же день им оформили полис ОСАГО.
Свидетель Р. суду пояснила, что 12.03.2014 года ее муж поехал оформлять полис ОСАГО в Зилаирский филиал Росгосстраха. Менеджер Росгосстраха Кофейникова отказалась оформить полис ОСАГО без оформления страхования жизни и здоровья. Она об этом сообщила в прокуратуру Зилаирского района РБ. В тот же день, чуть позже, она вместе с мужем и помощником прокурора Рязанцевым М.Ю. поехала в Зилаирский филиал Росгосстраха. Она обратилась к Кофейниковой С.В. с просьбой оформить договор ОСАГО, однако Кофейникова сказала, что страхование жизни и здоровья обязательно, и без этого она оформлять страхование автогражданской ответственности не будет, разговор она записала на диктофон. Затем помощник прокурора Рязанцев зашел в кабинет и составил протокол, Кофейникова в присутствии понятых от подписи отказалась, все это зафиксировали документально. Затем Кофейникова С.В. в тот же день она оформила им полис ОСАГО.
Изучив доводы жалобы, опросив свидетелей, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ административным правонарушением признается продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции от 21 июля 2005 г.) договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) является договор, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, и является публичным.
В силу ст. 4 названного Федерального закона владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены этим Федеральным законом и в соответствии с ним, за свой счет застраховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Перечень документов предъявляемых страхователями для заключения договора страхования определен ст. 15 ч.3 указанного Федерального Закона. Добровольное страхование производится на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. В соответствии с ч.1 ст. 927 ГК РФ, страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом со страховой организацией.
Согласно ст. 935 ч.2 ГК РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. В силу ст. 16 ч.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ и услуг).
Вместе с тем, при рассмотрении дела было установлено, что в прокуратурой Зилаирского района по обращению граждан проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей агентством «Зианчуринское» филиала ООО «Росгосстрах», расположенном по адресу РБ <адрес> составлен акт 12.03.2014 года, согласно которого, менеджер по продажам агентства «Зианчуринское» филиала ООО «Росгосстрах» Кофейникова С.В. отказалась оформить полис ОСАГО с Н.. и Т. в связи с обязательными страхованием жизни и здоровья (дополнительной услуги), что подтверждается указанным актом, показаниями свидетелей Р., Р., письменными показаниями Н.
Оценив собранные по данному делу доказательства, должностное лицо Роспотребнадзора пришло к обоснованному выводу о виновности Кофейниковой С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
При рассмотрении дела фактические обстоятельства были установлены должностным лицом полно и всесторонне, они полностью подтверждаются доказательствами, получившими оценку в принятом по делу постановлении.
Вместе с тем, суд соглашается с доводами Кофейниковой С.В. о том, что она должностным лицом не является, поскольку в соответствии примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Указанное также следует из должностной инструкции менеджера по офисным продажам филиала ООО Росгосстрах в Республике Башкортостан.
Однако, как следует из положений п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 года №18 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ», в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции. Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ.
Таким образом, Кофейникова С.В. подлежала привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ как гражданин.
Руководствуясь ст.30.7ч.1 п.2 КоАП РФ,
постановил:
Постановление и.о. главного государственного санитарного врача территориального отдела Роспотребнадзора по РБ №83 Гильмуллина И.Ф. от 03.04.2014 года, которым Кофейникова С.В. признана виновной по ст.14.4 ч.1 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, изменить, снизив размер штрафа до <данные изъяты> рублей, чем частично удовлетворить жалобу Кофейниковой С.В.
Постановление федерального судьи по жалобе на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении вступает в законную силу с момента его оглашения.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочен пересматривать в порядке надзора председатель Верховного суда республики Башкортостан.
Судья: подпись Абдрахимов Г.А.