Дело №2а-155/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Барда Пермского края 09 марта 2016 года
Бардымский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Аиткуловой И.Н.
с участием помощника прокурора "Б" района Гиматова Р.А.,
представителя ответчика – главы "В" сельского поселения "Б" муниципального района Пермского края В.
при секретаре Гайсиной М.А.
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора "Б" района Пермского края к администрации "В" сельского поселения "Б" муниципального района Пермского края о признании бездействия администрации "В" сельского поселения незаконным, возложении обязанности разработать и принять нормативный правовой акт в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец заместитель прокурора "Б" района Пермского края обратился в суд с административным иском к администрации "В" сельского поселения "Б" муниципального района Пермского края о признании бездействия администрации "В" сельского поселения незаконным, возложении обязанности разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие Порядок формирования утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд, Порядок формирования утверждения и ведения плана-графика закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой "Б" района проведена проверка соблюдения администрацией "В" сельского поселения законодательства о контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и законодательства о противодействии коррупции. В ходе мониторинга муниципальных правовых актов, а так же в ходе проверки исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и законодательства о противодействии коррупции, проведенной 9 февраля 2016 года, прокуратурой "Б" района установлено, что администрацией "В" сельского поселения в нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и законодательства о противодействии коррупции не разработаны и не приняты нормативные правовые акты, устанавливающие Порядок формирования утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд и Порядок формирования утверждения и ведения плана-графика закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Административный истец помощник прокурора "Б" района Пермского края Б. на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Глава "В" сельского поселения "Б" муниципального района Пермского края В. исковые требования признает.
Из письменных материалов дела следует, что п.8 ч.5 ст.23 Устава "В" сельского поселения "Б" муниципального района Пермского края, принятого решением Совета депутатов "В" сельского поселения "Б" муниципального района Пермского края № от 28 мая 2015 года, в целях решения вопросов, отнесенных к компетенции, администрация "В" сельского поселения наделена полномочиями по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (л.д.№).
Администрацией "В" сельского поселения "Б" муниципального района Пермского края представлена информация, что нормативные правовые акты, устанавливающие Порядок формирования утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд, Порядок формирования утверждения и ведения плана-графика закупок для обеспечения муниципальных нужд, не принимались (л.д.№).
В справке о проведенной прокуратурой "Б" района проверке соблюдения администрацией "В" сельского поселения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и законодательства о противодействии коррупции, изложены факты, представленные в исковом заявлении (л.д.№).
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что требования заместителя прокурора "Б" района Пермского края подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Подпунктом 1 пункта 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.6 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения:
1) планов закупок;
2) планов-графиков.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу п.5 ст. 21 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации
Требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд; требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг".
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Судом установлено, что администрацией "В" сельского поселения "Б" муниципального района Пермского края, нормативные правовые акты, устанавливающие Порядок формирования утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд, Порядок формирования утверждения и ведения плана-графика закупок для обеспечения муниципальных нужд, не принимались.
Ненадлежащее исполнение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд создает предпосылки для коррупционных проявлений, поскольку в соответствии со ст.3, ч.4 ст.5, п. 12 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд является одним из основных направлений деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции.
Отсутствие указанных нормативных правовых актов нарушает права неопределенного круга лиц на законное осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд "В" сельского поселения и предупреждение коррупционных проявлений при осуществлении таких закупок. Несоблюдение администрацией "В" сельского поселения Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», выраженное в непринятии вышеуказанных нормативных правовых актов нарушает интересы Российской Федерации.
В связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования, они являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора "Б" района Пермского края к администрации "В" сельского поселения "Б" муниципального района Пермского края удовлетворить.
Признать бездействие администрации "В" сельского поселения, выраженное в не разработке проектов и непринятии нормативных правовых актов, определяющих порядок формирования утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд; порядок формирования утверждения и ведения плана-графика закупок для обеспечения муниципальных нужд, незаконным и несоответствующим Федеральным законам: от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Обязать администрацию "В" сельского поселения разработать проекты нормативных правовых актов, определяющих:
- Порядок формирования утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд;
- Порядок формирования утверждения и ведения плана-графика закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Обязать администрацию "В" сельского поселения принять нормативные правовые акты, определяющие:
- Порядок формирования утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд;
- Порядок формирования утверждения и ведения плана-графика закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
С у д ь я - И.Н.Аиткулова