Решение по делу № 2-52/2020 от 19.07.2019

Дело (номер обезличен)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 января 2020 года (адрес обезличен)

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Выборнова Д.А., при секретаре Решетниковой А.Е., с участием истцов Оленевой Н.А., Медведевой Е.А., Кириллина А.Е., представителя истцов Чистяковой М.В., представителя ответчика Пятановой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самаркина Виталия Олеговича, Самаркиной Ольги Валерьевны, Оленевой Натальи Александровны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, (дата обезличена) г.р., Медведевой Елены Андреевны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО3, (дата обезличена) г.р., Кириллина Алексея Евгеньевича, Красновой Светланы Александровны, ФИО5, (дата обезличена) г.р., в лице законного представителя Боронина Александра Юрьевича, к Администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен) о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения, понуждении к включению аварийного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Самаркин В.О., Самаркина О.В., Оленева Н.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, (дата обезличена) г.р., Медведева Е.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО3, (дата обезличена) г.р., Кириллин А.Е., Краснова С.А., обратились в Кстовский городской суд с иском к Администрации Кстовского муниципального района о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела свои исковые требования изменили, уточнили и дополнили. В обоснование иска ссылаются на следующие обстоятельства.

Истцы являются собственниками квартир в (адрес обезличен) (адрес обезличен) (адрес обезличен).

В 2015 г. указанный дом имел процент износа 71%, о чем свидетельствует техническое заключение ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (Акт обследования (дата обезличена)).

Однако Администрация г.Кстово составила заключение межведомственной комиссии администрации города Кстово (номер обезличен) от (дата обезличена) «О признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания и установлении износа в размере 59%».

Указанное заключение межведомственной комиссии за (номер обезличен) от (дата обезличена), на основании решения Кстовского городского суда от (дата обезличена) по делу (номер обезличен) было признано незаконным.

Указанным решением суд обязал межведомственную комиссию повторно провести оценку соответствия многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: (адрес обезличен), требованиям действующего законодательства в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение вступило в законную силу (дата обезличена).

Однако, аварийным дом был признан на основании распоряжения администрации Кстовского района Нижегородской области (номер обезличен) от (дата обезличена).

Экспертом ООО «НЭКТА» выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в указанном доме гражданам вследствие ухудшения технического состояния дома в связи с физическим износом.

(дата обезличена) Самаркина О.В. обратилась в Администрацию Кстовского муниципального района с заявлением о включении данного многоквартирного дома в государственную региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2025 годы».

В данном требовании истцу было отказано.

Истцы полагают, что администрация г.Кстово своими действиями, затягивая время сдачи документов, нарушила жилищные права истцов. В результате чего вышеуказанный жилой многоквартирный дом не попал в реестр многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу в период с (дата обезличена) по 2025 г.

Истцы считают, что Администрация Кстовского района умышленно затягивала время признания дома аварийным.

В связи с этим, законным на 2015 г. остается заключение ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», согласно которого дом признан аварийным с процентом износа 71%.

С предложением администрации переселить истцов в коммунальные квартиры, они не согласны, т.к. они находятся в таком же состоянии, как и спорный дом.

Считают, что проживание в указанном доме опасно для жизни. Обращают внимание на то, что в комнатах проживают несовершеннолетние дети. Данное жилое помещение является для них единственным.

Истцы неоднократно, на протяжении нескольких лет обращались в Администрацию Президента РФ и Приемную граждан Губернатора и Правительства Нижегородской области, по вопросу ускорения предоставления благоустроенного жилья при расселении аварийного дома.
Однако в ответ на обращения, истцам рекомендовано обратится в суд с
иском о понуждении органа местного самоуправления предоставить иное,
пригодное для проживания жилое помещение.

Заключением межведомственной комиссии Кстовского муниципального района (номер обезличен) от (дата обезличена) многоквартирный (адрес обезличен) (барак) признан аварийным и подлежащим сносу.

Поскольку многоквартирный (адрес обезличен), в котором проживают истцы, признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу, проживание в таком доме представляет опасность для жизни и здоровья истцов, суду следует исходить из того, что предоставление истцам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

Истцы относятся к числу лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, поскольку дом, в котором он проживает, в установленном порядке признан аварийным, непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.

В своем первоначальном исковом заявлении истцы просила обязать администрацию Кстовского муниципального района предоставить истцам вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное применительно к условиям жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в черте г.Кстово, состоящее не менее чем из двух комнат.

При изменении своих исковых требований в своем исковом заявлении истцы просят суд обязать ответчика предоставить истцам благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее площади, принадлежащей истцам в многоквартирном (адрес обезличен), отвечающее санитарным требованиям и требованиям безопасности в черте (адрес обезличен) в течение месяца с момента вступления в силу решения суда с зачетом его стоимости в выкупную цену.

ФИО5, (дата обезличена) г.р., в лице законного представителя Боронина А.Ю., обратился в Кстовский городской суд с аналогичным иском по аналогичным основаниям к Администрации Кстовского муниципального района о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения, ссылаясь, что истцу Воронину М.А. принадлежит комната (номер обезличен) в коммунальной (адрес обезличен) общей площадью 19,2 кв.м., расположенная на 1-м этаже (адрес обезличен) барачного типа по (адрес обезличен).

Истец полагает, что незаконные действия ответчика не могут являться основанием и служить препятствием для включения аварийного дома в программу по расселению, и, если таковое препятствие возникло, то возникло оно исключительно по вине самого ответчика.

Учитывая, что истец не состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в своем исковом заявлении Боронин М.А. просит обязать администрацию Кстовского муниципального района предоставить ФИО5, (дата обезличена) г.р., вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 19,2 кв.м. отвечающее санитарным требованиям и требованиям безопасности в черте (адрес обезличен), состоящее не менее чем из двух комнат, в течение месяца с момента вступления в силу решения суда.

Определением суда указанные дела соединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Также в ходе рассмотрения дела истцы дополнили свои исковые требования, ссылаясь, что в программу переселения на 2019 - 2025 годы спорный дом не попал по вине самого ответчика.

В своем дополнительном исковом заявлении истцы просят обязать ответчика включить аварийный (адрес обезличен) (адрес обезличен) в Программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории (адрес обезличен) на 2019 – 2025 годы» утв. Постановлением Правительства Нижегородской области (номер обезличен) от (дата обезличена).

В судебном заседании истцы Оленева Н.А., Медведева Е.А., Кириллин А.Е., свои исковые требования поддержали.

Представитель истцов Чистякова М.В. просила исковые требования удовлетворить в полном объеме, дала пояснения в соответствии с доводами искового заявления.

Представитель ответчика - Администрации Кстовского муниципального района, действующая по доверенности Пятанова А.С., просила в иске отказать, дала пояснения в соответствии с доводами представленных письменных возражений.

Истцы Самаркин В.О., Самаркина О.В., Краснова С.А., Боронин А.Ю., представители третьих лиц – Министерства строительства Нижегородской области, отдела опеки и попечительства администрации Кстовского муниципального района, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в материалах дела имеются заявления представителей третьих лиц о рассмотрении дела в их отсутствие, отзыв Министерства строительства Нижегородской области на исковое заявление.

В соответствии с ч.3,5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.3 ст.11 Жилищного Кодекса РФ, защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

В соответствии с п.п.8 ч.1 ст.14 Жилищного Кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

В соответствии с ч.4 ст.15 Жилищного Кодекса РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

В соответствии со ст.32 Жилищного Кодекса РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

2. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

4. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

6. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

8.1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

12. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.

В соответствии со ст.57 Жилищного Кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

В соответствии со ст.85 Жилищного Кодекса РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:

1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;…

Из материалов дела установлено, что истцы являются собственниками (общая долевая) коммунальной квартиры, расположенной по адресу: (адрес обезличен), а именно:

- Самаркин В.О. - общая долевая собственность, доля в праве - 3/200, право возникло на основании договора купли-продажи от (дата обезличена) (комната (номер обезличен));

- Самаркина О.В. - общая долевая собственность, доля в праве - 3/200, право возникло на основании: договора купли-продажи от (дата обезличена) и договора дарения от (дата обезличена) (комната (номер обезличен));

- Оленева Н.А. - общая долевая собственность, доля в праве - 13/400, право возникло на основании договора купли-продажи от (дата обезличена) и договора дарения от (дата обезличена) (комната (номер обезличен));

- несовершеннолетний ФИО6 - общая долевая собственность, доля в праве - 13/400, право возникло на основании договора дарения от (дата обезличена) (комната (номер обезличен));

- Медведева Е.А. - общая долевая собственность, доля в праве - 1/10, право возникло на основании договора дарения от (дата обезличена) (комната (номер обезличен));

- Кириллин А.Е. - общая долевая собственность, доля в праве - 6/100, право возникло на основании договора дарения от (дата обезличена) (комната (номер обезличен));

- Краснова С.А. - общая долевая собственность, доля в праве 1Л, право возникло на основании решения мирового судьи судебного участка №(адрес обезличен) от (дата обезличена) о признании права собственности в порядке наследования (комната (номер обезличен));

- ФИО5 - собственность (19,2 кв.м.), право возникло на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от (дата обезличена) (комната (номер обезличен)).

В 2015 г. указанный многоквартирный дом имел процент износа 71%, о чем свидетельствует техническое заключение ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (Акт обследования (дата обезличена) (т.1 л.д.7).

Администрацией (адрес обезличен) было составлено заключение межведомственной комиссии администрации города Кстово (номер обезличен) от (дата обезличена) «О признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания и установлении износа в размере 59%».

Решением Кстовского городского суда от (дата обезличена) по делу (номер обезличен) по иску Самаркиной О.В. к Администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, постановлено:

Признать заключение межведомственной комиссии (номер обезличен) от (дата обезличена) незаконным.

Обязать межведомственную комиссию повторно провести оценку соответствия многоквартирного жилого (адрес обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен) требованиям действующего законодательства в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение вступило в законную силу (дата обезличена) (т.1 л.д.190-198).

Как следует из материалов дела, заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного (адрес обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен), аварийным и подлежащим сносу, было принято районной межведомственной комиссией только (дата обезличена).

На основании данного заключения межведомственной комиссией было принято Постановление администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от (дата обезличена) (номер обезличен)-р «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес обезличен), аварийным и подлежащим сносу» (т.1 л.д.52).

(дата обезличена) Самаркина О.В. обратилась в Администрацию Кстовского муниципального района с заявлением о включении многоквартирного дома по адресу: (адрес обезличен), в государственную региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2025 годы».

Как следует из ответа Администрации Кстовского муниципального района (т.1 л.д.9):

«Жилой дом, расположенный по адресу: (адрес обезличен) признан в установленном законом РФ порядке аварийным распоряжением администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (номер обезличен) от (дата обезличена).

Информация о признании указанного дома аварийным, а также о количестве жилых помещений и гражданах, нуждающихся в переселении была размещена в информационной системе «АИС Реформа ЖКХ» до начала формирования новой государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 №168.

По условиям указанной Программы в период с 2019 по 2025 годы подлежат расселению многоквартирные аварийные дома, признанные таковыми до 01 января 2017 года. Кроме того, расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г., входит в цели федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21.12.2018 №3.

Таким образом, администрация Кстовского муниципального района не правомочна включить многоквартирный аварийный дом, признанный таковым после 01 января 2017 года, в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Кстовского муниципального района Нижегородской области на 2019 – 2025 годы».

Истцы, обращаясь с вышеуказанными требованиями, ссылаются, что администрация (адрес обезличен) своими действиями, затягивая время сдачи документов, нарушила жилищные права истцов. В результате чего жилой многоквартирный дом по адресу: (адрес обезличен), не попал в реестр многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу в период с (дата обезличена) по 2025 г.

Заключением межведомственной комиссии Кстовского муниципального района (номер обезличен) от (дата обезличена) многоквартирный (адрес обезличен) (барак) признан аварийным и подлежащим сносу. При этом, межведомственная комиссия, в числе прочего установила:

- техническое состояние перекрытий и кровли является недопустимым;

- основные конструкции не соответствуют требованиям пожарной безопасности;

- основные конструкции не соответствуют нормативам по теплозащите, звуко и гидро изоляции;

- несоответствие санитарно-гигиеническим требованиям;

- конструкции непригодны к эксплуатации вследствие повреждения и износа…

Основания предоставления жилых помещений по договорам социального найма указаны в ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.

По общему правилу, согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

П.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).

Данная позиция также отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П "По жалобе гражданина ФИО7 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" - «Статья 57 ЖК РФ применяется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации)".

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма вне очереди только гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися.

Однако, истцы не предоставили сведений, подтверждающих, что они признаны малоимущими в установленном законом порядке, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в составе семьи, включая несовершеннолетних, не принимались, соответственно основания для предоставления им жилого помещения по договору социального найма, исходя из норм действующего жилищного законодательства, не имеется.

Как указано в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), Раздел II. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания:

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

В связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".

Правильной является практика судов, учитывающих, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Как следует из материалов дела, многоквартирный дом по адресу: (адрес обезличен) (адрес обезличен) не вошел в программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2025 г.г.», утвержденную Постановлением Правительства Нижегородской области № 168 от 29.03.2019 года по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку в нее вошли дома, признанные в установленном порядке аварийными до 01.01.2017 года.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

Статьей 32 ЖК РФ предусмотрено, что в случае принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принявший его орган местного самоуправления предъявляет собственникам помещений в таком доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Таким образом, снос и реконструкция многоквартирного дома производятся за счет средств собственников помещений в аварийном доме в порядке, определенном решением их общего собрания.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд, в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Аналогичная позиция закреплена в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", из которой следует, что реализация положений статьи 32 ЖК РФ возможна только при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Как следует из отзыва Министерства строительства Нижегородской области (т.2), Министерство является разработчиком и государственным заказчиком (координатором) государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. №168 (Программа). Программа разработана в соответствии со ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», целью Программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Многоквартирный жилой (адрес обезличен) по (адрес обезличен) (далее также - дом) не включен министерством в Программу в связи со следующим.

В целях Федерального закона №185-ФЗ под аварийным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установлением порядке до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (п.2 ст.2).

В силу п.1 ч.1 ст.14 Федерального закона № 185-ФЗ Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со ст.16 Федерального закона № 185-ФЗ.

В письме Фонда от 3 июля 2019 г. №ОР-07/1098 отмечается, что Федеральным законом № 185-ФЗ четко определены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, одним из которых является признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2017 г.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом №185-ФЗ средства Фонда могут быть израсходованы только на переселение граждан из жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным до 1 января 2017 г. и включенном в Программу.

Вместе с тем датой признания многоквартирного дома аварийным в рассматриваемом случае является принятие администрацией распоряжения № 929 о признании дома аварийным - 10 мая 2018 г., в связи с чем, дом не подпадает под действие Федерального закона №185-ФЗ и не подлежит включению в Программу.

Согласно позиции Фонда, изложенной в письме от 5 июля 2019 г. № ОР-07/1117:

«Согласно Федеральному закону № 185-ФЗ финансовая поддержка за счет средств Фонда предоставляется на переселение граждан из аварийного жилья, признанного таковым в установленном порядке до 1 января 2017 г. Следовательно, многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу после указанной даты, в настоящее время не могут быть включены в текущие региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, финансируемые с участием средств Фонда.

В настоящее время вопрос о возможности включения многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в 2017 - 2018 годах, в программы переселения не может быть рассмотрен Фондом в связи с отсутствием для этого законодательной основы».

На основании вышеизложенного, дом не подлежит включению в Программу в соответствии с законодательством.

При этом на основании положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение переселения граждан из аварийных домов, не подлежащих включению в региональные адресные программы, относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, в данном случае администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области. Расселение дома может быть осуществлено администрацией в соответствии с нормами жилищного законодательства за счет средств местного бюджета.

Согласно п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

На основании вышеуказанных норм и п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесено к компетенции органа местного самоуправления.

Администрация Кстовского муниципального района 10.05.2018 года приняла постановление № 929 «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу». В данном постановлении определен срок, в течение которого собственники помещений (адрес обезличен) обязаны осуществить снос жилого дома, а именно - до (дата обезличена).

Как следует из возражений ответчика, данный срок не истек. Истцы помещений дом не снесли и попыток к его сносу не принимают. В бюджете городского поселения «город Кстово» денежных средств на переселение граждан из аварийных жилых домов города Кстово, не вошедших в программу переселения, не предусмотрено.

Истцы по основаниям, изложенным в ст.85 ЖК РФ (предоставление жилых помещений по договорам соц.найма), предъявляют требование предоставить благоустроенное жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, в соответствии со ст.32 ЖК РФ.

Однако, ст.32 ЖК РФ регулирует вопросы изъятия жилых помещений у собственников. Согласно данной норме, жилое помещение может быть предоставлено собственникам аварийного жилья только по взаимному соглашению с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену аварийного жилья, а не наоборот, даже в случае, если они приобрели право собственности на основании договора о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность (приватизации). Такая же позиция отражена в указанном выше Обзоре.

Учитывая, что указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным после 1 января 2017 г., он не вошел в адресный перечень государственной региональной адресной Программы и в соответствии с требованиями действующего законодательства не может быть в него включен. Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не содержит положений о возможности в судебном порядке возлагать на орган местного самоуправления, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность включить жилой дом, признанный аварийным, в утвержденную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку программа утверждается в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут выйти за пределы предоставленных лимитов и включить в муниципальную и региональную адресные программы все дома, которые в установленном законом порядке признаны аварийными, так как размер денежных средств, выделяемых Фондом для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования ограничен лимитами, утвержденными самим Фондом.

Аналогичная позиция отражена в письме Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 3 июля 2019 г. № ОР-07/1098, в котором указано, что Федеральным законом № 185-ФЗ четко определены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, одним из которых является признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2017 г. Также в данном письме указано, что датой признания многоквартирного дома аварийным в рассматриваемом случае является принятие администрацией распоряжения, а данном случае № 929 о признании дома аварийным - 10 мая 2018 г., в связи с чем дом не подпадает под действие Федерального закона № 185-ФЗ и не подлежит включению в Программу.

Таким образом, у суда отсутствуют полномочия по возложению на администрацию Кстовского муниципального района обязанности по включению аварийного жилого дома в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу, что правовых оснований для заявленных истцами требований не имеется, истцами избран ненадлежащий способ защиты права, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Самаркину Виталию Олеговичу, Самаркиной Ольге Валерьевне, Оленевой Наталье Александровне, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, (дата обезличена) г.р., Медведевой Елене Андреевне, действующей за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО3, (дата обезличена) г.р., Кириллину Алексею Евгеньевичу, Красновой Светлане Александровне, ФИО5, (дата обезличена) г.р., в лице законного представителя Боронина Александра Юрьевича, в удовлетворении исковых требований к Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения, с зачетом его стоимости в выкупную цену, понуждении к включению аварийного дома по адресу: (адрес обезличен), в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 – 2025 годы», утв. Постановлением Правительства Нижегородской области №168 от 29.03.2019 г., отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд.

Судья Выборнов Д.А.

2-52/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Оленева Наталья Александровна
Кирилин Алексей Евгеньевич
Краснова Светлана Александровна
Медведева Елена Андреевна
Самаркин Виталий Олегович
Самаркина Ольга Валерьевна
Боронин Александр Юрьевич, действующий в интересах Боронина Михаила Александровича
Ответчики
администрация Кстовского муниципального района
Другие
Сектор опеки и попечительства Администрации Кстовского муниципаьного района
Министерство строительства Нижегородской области
Суд
Кстовский городской суд Нижегородской области
Судья
Выборнов Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
kstovsky.nnov.sudrf.ru
05.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2020Передача материалов судье
05.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2020Подготовка дела (собеседование)
05.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Судебное заседание
28.11.2019Судебное заседание
29.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее