Дело № 2-879/2020 копия
УИД 74RS0010-01-2020-001222-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Агаповка 26 ноября 2020 года
Агаповский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Мокробородовой Н.И.,
при секретаре Ануфренчук В.С.,
с участием помощника прокурора Карюкиной Е.А.,
представителя ответчика Бикбовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области к администрации Агаповского муниципального района Челябинской области, администрации Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области, администрации Наровчатского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области, администрации Буранного сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области обратился в суд с иском к администрации Агаповского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности.
В обоснование требований (с учетом уточнений) ссылается на то, что Магнитогорской природоохранной прокуратурой на основании поступивших обращений проведены проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которых выявлены нарушения. В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ осмотра территории в <адрес>, в месте с географическими координатами: <данные изъяты>, обнаружена свалка отходов, которая представляет собой навал почвы, перемешанной с фрагментами полиэтилена, резины, осколками стекла, ветошью, горшками для саженцев, металлоломом, отработанными автомобильными шинами, иным мелким мусором. Высота указанного навала отходов составляет до 1,5 метров, площадь – 12152 кв.м. На свалке отходов, прилегающей к ней территории, имеются следы работы гусеничной специальной техники, навалы отходов, отдельные фрагменты отходов. В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ осмотра территории Агаповского муниципального района выявлена свалка отходов в 140 метрах на восток от земельного участка с кадастровым номером № (местоположение <адрес>), в месте с географическими координатами: <данные изъяты> площадью 0,21 Га. Указанная свалка расположена в естественном углублении, в котором размещены отходы в виде строительного мусора (осколки шифера, древесные отходы и др.), пластиковых и стеклянных бутылок, полиэтиленовых пакетов, ветоши, иного мелкого мусора. Права собственности, пользования на указанные земельные участки не оформлялись, в пользование юридическим и физическим лицам в установленном порядке не предоставлялись. Земельные участки на кадастровый учет не ставились, для размещения отходов в установленном порядке не отводились. Таким образом, в нарушение п. п. 1, 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 администрацией Агаповского муниципального района не приняты надлежащие меры по очистке от отходов указанных территорий в <адрес>, в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. По указанным фактам прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Агаповского муниципального района внесены представления об устранении нарушений законодательства. До настоящего времени нарушения законодательства не устранены. Просит возложить на администрацию Агаповского муниципального района обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями очистить от отходов производства и потребления следующие территории: <адрес>, в месте с географическими координатами: N <данные изъяты>, на площади 12152 кв.м.; в 140 метрах на восток от земельного участка с кадастровым номером № (местоположение: <адрес>), в месте с географическими координатами: <данные изъяты> площадью 0,21 Га; возложить на администрацию Агаповского муниципального района Челябинской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями организовать надлежащее водоотведение сточных вод, образовавшихся в результате деятельности населения и юридических лиц <адрес>.
Помощник прокурора Агаповского района Челябинской области Карюкина Е.А. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Агаповского муниципального района Челябинской области Мякина О.В., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при надлежащим извещении в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в их отсутствие, возражений не представила.
Представитель ответчика администрации Наровчатского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области, привлеченного к участию в деле определением суда, глава Бикбова Е.И. в судебном заседании исковые требования признала.
Представитель ответчика администрации Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области, привлеченного к участию в деле определением суда, в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Буранного сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области, привлеченного к участию в деле определением суда, в судебном заседании участия не принимал, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений по исковым требованиям не имеют.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
На основании п. п. 1, 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
На основании п. 2 ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Магнитогорской природоохранной прокуратурой при проведении проверки установлено, что в ходе исполнения законодательства об обращении с отходами ДД.ММ.ГГГГ осмотрена территория, находящаяся <адрес>, в месте с географическими координатами: №, где обнаружена свалка отходов, которая представляет собой навал почвы, перемешанной с фрагментами полиэтилена, резины, осколками стекла, ветошью, горшками для саженцев, металлоломом, отработанными автомобильными шинами, иным мелким мусором. Высота указанного навала отходов составляет до 1,5 метров, площадь – 12152 кв.м. На свалке отходов, прилегающей к ней территории, имеются следы работы гусеничной специальной техники, навалы отходов, отдельные фрагменты отходов.
По результату осмотра составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17) с приложением фототаблиц (л.д.18-19).
По указанному факту Магнитогорским природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Агаповского муниципального района внесено представление № об устранении нарушений законодательства (л.д.20-21).
До настоящего времени нарушения законодательства не устранены.
ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником Магнитогорского природоохранного прокурора осмотрена территория, находящаяся в 140 метрах на восток от земельного участка с кадастровым номером № (местоположение <адрес>), в месте с географическими координатами: <данные изъяты> площадью 0,21 Га, где выявлена свалка отходов. Указанная свалка расположена в естественном углублении, в котором размещены отходы в виде строительного мусора (осколки шифера, древесные отходы и др.), пластиковых и стеклянных бутылок, полиэтиленовых пакетов, ветоши, иного мелкого мусора.
По результату осмотра составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36) с приложением фототаблиц (л.д.37-40).
По указанному факту Магнитогорским природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Агаповского муниципального района внесено представление № об устранении нарушений законодательства (л.д.48-49).
До настоящего времени нарушения законодательства не устранены.
Указанные территории складирования отходов не имеют укрытий от воздействия атмосферных осадков и ветров, искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, обваловки и ограждения. Отходы находятся непосредственно на почве.
Права собственности, пользования на указанные земельные участки не оформлялись, в пользование юридическим и физическим лицам в установленном порядке не предоставлялись. Земельные участки на кадастровый учёт не ставились, для размещения отходов в установленном порядке не отводились.
В соответствии с пунктами 2.3.1, 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» для сбора жидких отходов в неканализационных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
На основании п. 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст) собственник отходов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Примечание. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, включены следующие виды отходов:
- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код - 7 31 110 01 72 4);
отходы из жилищ крупногабаритные (код 7 31 110 02 21 5);
- шины пневматические автомобильные отработанные (код - 9 21 110 01 50 4);
- лом бетонных, железобетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций (код - 8 22 911 11 20 4);
- лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код - 8 12 201 01 20 5);
- растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код - 7 31 300 02 20 5);
- отходы полиэтиленовой тары незагрязненной (код - 4 34 110 04 51 5).
Указанные отходы относятся к V, IV классам опасности.
Несанкционированное размещение опасных отходов на почве земельных участков с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, создаёт угрозу жизни, здоровью граждан и угрозу причинения вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Круг лиц, чьи права и законные интересы нарушаются в результате незаконного складирования отходов, невозможно индивидуализировать, то есть четко определить, указав в исковом заявлении фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
На основании соглашения № 38-с между администрацией Агаповского муниципального района и администрацией Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района от 17 января 2020 года Муниципальный район передал, а сельское поселение приняло полномочия, а именно, в принятии мер по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов; осуществления функций по размещению муниципальных заказов на оказание услуг для муниципальных нужд по организации и вызову мусора (л.д. 67-78).
Данные полномочия также переданы администрацией Агаповского муниципального района Челябинской области и администрации Буранного сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области на основании соглашения № 29-с от 17 января 2020 года (л.д. 79-90), администрации Наровчатского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области на основании соглашения № 31-с от 17 января 2020 года (л.д. 91-102).
Таким образом, полномочия по принятию мер по очистке территории от отходов производства и потребления принадлежат Агаповскому муниципальному району, а также Агаповскому и Наровчатскому сельским поселениям в части переданных полномочий.
Следовательно, данная обязанность законодательством возложена на органы местного самоуправления, то есть на администрацию Агаповского муниципального района, а также на администрации Агаповского и Наровчатского сельских поселения в рамках переданных полномочий.
На основании ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает необходимым установить ответчикам срок 1 год для устранения нарушений законодательства со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок является разумным с учетом опасности указанных нарушений для окружающей среды, неопределённого круга лиц, значительного объёма необходимых работ.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представители ответчиков администрации Агаповского муниципального района Челябинской области, администрации Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области, администрации Наровчатского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области, возражений по иску не представили.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области о возложении обязанности следует удовлетворить частично, поскольку администрацией Буранного сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области нарушения устранены.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Агаповского муниципального района Челябинской области, администрацию Наровчатского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области, администрацию Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями очистить от отходов производства и потребления следующие территории:
- <адрес>, в месте с географическими координатами: <данные изъяты>, на площади 12152 кв.м.;
- в 140 метрах на восток от земельного участка с кадастровым номером № (местоположение: <адрес>), в месте с географическими координатами: <данные изъяты> площадью 0,21 Га.
Возложить на администрацию Агаповского муниципального района Челябинской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями организовать надлежащее водоотведение сточных вод, образовавшихся в результате деятельности населения и юридических лиц п. Наровчатка Агаповского района Челябинской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы и представления через Агаповский районный суд Челябинской области.
Председательствующий: подпись
Мотивированное решение составлено 1.12.2020.
Копия верна. Судья:
Секретарь:
Подлинник документа
находится в деле № 2-879/2020
Агаповского районного суда
Челябинской области