Судья Костина К.А. 46RS0030-01-2024-002078-80
№22-2789/2024
№ 33-3197/2025
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курск 24 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе председательствующего судьи Щербаковой Н.В.,
судей Леонтьевой И.В., Лавриковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тюленевой Я.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефремова И.В. к администрации города Курска об установлении факта постоянного проживания на территории г. Курска, признании нарушенным права на обеспечение жильем, восстановлении в льготной очереди как участника афганских событий, поступившее с апелляционной жалобой истца Ефремова И.В. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 04 июня 2024 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Курского областного суда Леонтьевой И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ефремов И.В. обратился в суд с вышеназванным иском к администрации г. Курска, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ он, как ветеран боевых действий состоял в общей очереди и льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Курске.
В 2018 году ему было отправлено письменное приглашение о прибытии в Управление по учету и распределению жилья для оформления единовременной выплаты, для чего необходимо было предоставить необходимые документы, перечисленные в письме.
По прибытии в Управление и предъявлении паспорта, в котором имелась отметка о его регистрации в Курской области, ему было отказано в приеме документов по причине его регистрации в поселке Золотухино Курской области.
Постановлением Администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ он был снят с очереди в связи с регистрацией по адресу: <адрес>
В сентябре 2023 г. он обратился в МКУ «Городской жилищный фонд» с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении. В октябре 2023 г. им был получен отказ со ссылкой на отсутствие документа, подтверждающего его регистрацию по месту жительства в г. Курске.
Вместе с тем, на основании договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ он фактически проживает в квартире по адресу: <адрес>
Указывает, что с момента постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он проживает на территории <данные изъяты>
Ефремов И.В. просит суд: установить факт его постоянного проживания на территории <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; признать нарушенным его право, гарантированное Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1983 № 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям», Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 № 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»; восстановить нарушенное право путем восстановления его в льготной очереди в соответствии с Решением Промышленного исполкома от ДД.ММ.ГГГГ, как участника Афганских событий, для реализации его прав в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1983 № 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям», Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 № 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов».
Судом постановлено решение об отказе Ефремову И.В. в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец Ефремов И.В. просит решение суда отменить и удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу истца Ефремова И.В. представитель ответчика администрации г. Курска по доверенности Масалова Е.М. и представитель третьего лица ОКУ «Дирекция по жилищным субсидиям» директор ОКУ «Дирекция по жилищным субсидиям» Гаврилова Ю.А., просят оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации города Курска, представители третьих лиц Министерства строительства Курской области, МКУ «Городской жилищный фонд» Администрации г. Курска, ОКУ «Дирекция по жилищным субсидиям», не явились, о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещены, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания не заявляли. Информация о назначении судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Курского областного суда в сети Интернет. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела провести в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы истца, выслушав объяснения истца Ефремова И.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы истца, изученным материалам дела, не имеется.
К ветеранам боевых действий относятся лица, указанные в ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Реализация жилищных прав ветеранов боевых действий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», постановлением Правительства Курской области от 29.08.2006 №180 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета, выделяемых бюджету Курской области в виде субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации», которыми предусмотрены меры государственной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета ветеранам боевых действий, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшим на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, в виде единовременной денежной выплаты.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ), ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4, 8 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению, указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки, предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов боевых действий определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (абз. 3 п. 3 ч. 3 ст. 23.2).
Согласно ч. 3.2 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.ч. 4,5 ст. 23.2).
Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 № 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем в силу п. 5 названных Правил устанавливаются исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Курской области от 29.08.2006 № 180 «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета, выделяемых бюджету Курской области в виде субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (далее – Правила) и постановлением Администрации Курской области от 03.07.2006 № 65 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614» утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета, выделяемых бюджету Курской области в виде субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации (далее - Порядок).
Названный Порядок определяет правила предоставления за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О ветеранах» мер социальной поддержки по обеспечению жильем в том числе ветеранов боевых действий.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что мерой социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 03.07.2006 № 65 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 №614» является предоставление указанным гражданам единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.
Единовременные денежные выплаты предоставляются в пределах субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Курской области на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - субвенции).
Перечисление субвенций в бюджет Курской области осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджета Курской области.
Единовременные денежные выплаты предоставляются Министерством строительства Курской области (п. 3 Порядка).
Право на получение единовременной денежной выплаты имеют ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, отвечающие условиям, предусмотренным соответственно статьей 23.2 (за исключением подпункта 2 пункта 3) Федерального закона «О ветеранах» и статьей 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - граждане) (п.4 Порядка).
Согласно п.6 Порядка право гражданина на получение единовременной денежной выплаты удостоверяется выпиской из приказа Министерства строительства Курской области о включении гражданина в список получателей единовременной денежной выплаты, по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку.
Выписки оформляются областным казенным учреждением «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» (далее - Дирекция) и передаются по акту приема-передачи органам местного самоуправления, в которых получатели единовременной денежной выплаты состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, для вручения их получателям единовременной денежной выплаты. Орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня получения выписок вручает левую часть выписки гражданину, правую - передает на хранение в Дирекцию.
В силу п. 8 Порядка граждане, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, изъявившие желание получить единовременную денежную выплату в планируемом году, предоставляют до 25 декабря года, предшествующего планируемому, в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - органы местного самоуправления), следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению № 1 и согласие на обработку персональных данных по форме согласно приложению № 7 к настоящему Порядку;
б) копии документов, подтверждающих категорию, к которой относится гражданин в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
в) обязательство по форме согласно приложению № 6 к настоящему Порядку о расторжении договора социального найма и освобождении жилого помещения в 30- дневный срок после приобретения жилого помещения с использованием предоставленной единовременной денежной выплаты в случае, если гражданин занимает жилое помещение на основании договора социального найма и проживает в данном жилом помещении один.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку, учетные дела данных граждан и направляют их до 1 февраля текущего года в Дирекцию.
Списки формируются по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в указанных документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Согласно п. 11 Правил, граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий до даты отнесения их к категориям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, включаются в сводные списки исходя из даты отнесения к соответствующей категории, за исключением членов семей умерших и ранее состоявших на жилищном учете инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, - такие граждане включаются в список согласно дате отнесения умершего к категории, указанной в пункте 4 Порядка. Остальные граждане включаются в сводные списки в хронологической последовательности в соответствии с датой признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке в алфавитном порядке.
Граждане, претендующие на получение единовременных денежных выплат или получившие единовременные денежные выплаты, несут ответственность за достоверность и полноту представленных документов. Гражданин имеет право на получение социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременной денежной выплаты только один раз (п.19 Правил).
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец составом семьи 3 человека (он, супруга ФИО10, дочь ФИО11) был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с выводом в список граждан, имеющих право на первоочередное получение жилой площади.
Постановлением Администрации города Курска от ДД.ММ.ГГГГ № из состава семьи исключены бывшая супруга и дочь, во включении в состав семьи матери ФИО12, как не проживающей в <адрес>, отказано.
До ДД.ММ.ГГГГ истец Ефремов И.В. состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в общей и льготной очереди как ветеран боевых действий.
ДД.ММ.ГГГГ Ефремов И.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>
Согласно договору социального найма жилого помещений № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между наймодателем – администрацией поселка <данные изъяты> и ФИО13, в качестве членов семьи указаны Ефремов И.В. – сын, ФИО11 – внучка.
Согласно выписке из ЕГРП о правах лица на объекты от ДД.ММ.ГГГГ, за период до ДД.ММ.ГГГГ Ефремову И.В. принадлежали (принадлежит) <данные изъяты> доли в двухкомнатной квартире, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (общедолевая собственность, договор купли - продажи-квартиры от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании Постановления администрации города Курска от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных вопросах» Ефремов И.В. был снят с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с убытием на постоянное место жительства в другое муниципальное образование.
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, оставленным без изменения апелляционным определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований Ефремова И.В. к администрации г. Курска о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с очереди нуждающихся в жилых помещениях, отказано.
Определением Первого Кассационного Суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ходатайства Ефремова И.В. о восстановлении процессуального срока на подачу кассационной жалобы на решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ отказано.
ДД.ММ.ГГГГ Ефремовым И.В. подано заявление о пересмотре решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № с указанием на обстоятельства его фактического постоянного проживания в <адрес> на съемных квартирах при наличии регистрации в <адрес>.
Вступившим в законную силу определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления о пересмотре решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в ходатайстве о восстановлении срока подачи жалобы на определение судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ определением Первого кассационного суда общей юрисдикции Ефремову И.В. отказано в восстановлении срока подачи жалобы на определение судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Обратившись с данным иском в суд, Ефремов И.В. указал, что установление факта проживания на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ ему необходимо для восстановления его в льготной очереди, как участника Афганских событий, и связано с оспариванием оснований, послуживших к снятию с очереди ввиду вывода ответчика о его убытии на постоянное место жительства в другое муниципальное образование – <адрес>.
Разрешая спор, суд первой инстанции указал, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Ефремов И.В. выехал на постоянное место жительства в иное муниципальное образование (<адрес>) в связи с чем Ефремову И.В. было отказано в признании незаконным постановления Администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с очереди нуждающихся в жилых помещениях. Судом сделан вывод, что Ефремов с момента регистрации ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> реализовал свои жилищные права, его последующее проживание в том числе в <адрес>, правового значения не имеет и не влияет на его жилищные права в избранном месте жительства. Т.е. установлено, что истец в <адрес> в спорный период не проживал. Установленные судом обстоятельства по ранее рассмотренному делу, в силу ст. 61 ГПК РФ не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же лица. Кроме того, при разрешении данного дела судом сделан вывод, что Ефремов И.В. не входит в число лиц, которым в соответствии с положениями пп.3 п.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона в связи со снятием его с учета. По мнению суда, Ефремов И.В. в настоящее время права на получение социальной выплаты, как ветеран боевых действий, нуждающийся в улучшении жилищных условий и вставший на учет до ДД.ММ.ГГГГ, не имеет; правовых оснований для признания нарушенным права на обеспечение жильем, восстановлении в льготной очереди как участника Афганских событий, не имеется. Поскольку требований относительно отказа в признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий после расторжения договора социального найма жилого помещения <данные изъяты> истец суду не заявлял, спор разрешен судом в соответствии со ст. 196 ГПК РФ по заявленным им требованиям.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованными и с ними соглашается.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из вступивших в законную силу судебных постановлений, ДД.ММ.ГГГГ истец Ефремов И.В. выехал на постоянное место жительства в другое муниципальное образование, поэтому в силу положений ч.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п.3 ч.1 ст. 56 ЖК РФ у ответчика имелись основания для снятия Ефремова И.В. с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доводы стороны истца о том, что комната № в <адрес> не являлась и не является его постоянным местом жительства, признаны судом несостоятельными, сделан вывод, что, зарегистрировавшись по вышеуказанному адресу в муниципальном образовании «<адрес>», Ефремов И.В. в силу ст. 10 ЖК РФ реализовал свои жилищные права на приобретение данного жилого помещения в пользование и выбор постоянного места жительства, действовал в своем интересе без принуждения. Последующее его проживание в ином месте жительства, в том числе в <адрес>, правового значения не имеет, на его жилищные права в избранном месте жительства, в котором произведен соответствующий регистрационный учет, не влияет. Истец не лишен возможности фактического проживания в избранном им месте жительства по месту регистрации. Т.е. судебными постановлениями установлено, что истец Ефремов И.В. в <адрес> в спорный период не проживал.
С учетом изложенного, установленные судом обстоятельства по ранее рассмотренному делу, в силу ст. 61 ГПК РФ не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же лица.
В настоящем деле, в нарушение требований ч.2 ст. 61 ГПК РФ истец Ефремов И.В. просит установить те же обстоятельства – факт проживания на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, что ему необходимо для восстановления его в льготной очереди как участника Афганских событий, в связи с оспариванием оснований, послуживших к снятию его с очереди ввиду выводов ответчика об убытии его на постоянное место жительства в другое муниципальное образование – <адрес>. Поэтому судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда в обжалуемой части и удовлетворения иска Ефремова И.В. об установлении факта постоянного проживания на территории <адрес>, признании нарушенным права на обеспечение жильем в связи со снятием его с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с убытием на постоянное место жительства в другое муниципальное образование и восстановлении его в льготной очереди как участника Афганских событий, не имеется.
В соответствии с положениями подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, однако Ефремов И.В. в число данных лиц не входит, так как снят с учета.
Согласно договору безвозмездного пользования жилым помещением (квартирой) от ДД.ММ.ГГГГ, наймодатель ФИО14 предоставляет нанимателю Ефремову И.В. в безвозмездное пользования для проживания принадлежащее наймодателю на праве собственности жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> а также находящееся в квартире имущество.
Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ согласно акту приема-передачи на основании Соглашения о расторжении договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., наниматель-Ефремов И.В. передал, а наймодатель - администрация поселка Золотухино принял жилое помещение, состоящее из 1 комнаты общей площадью 10,5 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается письменными материалами дела (л.д. 81).
При установленных судом обстоятельствах договор безвозмездного пользования съемной квартирой по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, правовых последствий не несет.
То обстоятельство, что договор социального найма жилого помещения № в <адрес> расторгнут, что истец снят с регистрационного учета по вышеуказанному адресу ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время нигде не зарегистрирован по месту жительства, последующее его проживание в ином месте жительства, в том числе в <адрес>, правового значения не имеет, на выводы суда первой инстанции об отказе Ефремову И.В. в иске не влияет.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 13 ЖК РФ определение порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отнесено к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.
Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах», поставлено в зависимость от обращения заинтересованного лица в компетентные органы до ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки. При этом предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения ветеранам боевых действий осуществляется после определения и оценки критериев нуждаемости гражданина и его имущественного положения, то есть, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно выписке из Распоряжения МКУ «Городской жилищный фонд» от ДД.ММ.ГГГГ №-ра в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ Ефремову И.В. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении, поскольку им не представлены документы, предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ, а именно: справка из филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» со сведениями о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства до 1999 года; документ, подтверждающий право пользования жилым помещением с прежнего места жительства по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства в городе Курске.
Как следует из уточненного искового заявления Ефремова И.В. с иными требованиями в суд истец не обращался, спор разрешен судом в соответствии со ст. 196 ГПК РФ по заявленным исковым требованиям.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Ефремова И.В. обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены правильно, оценка доказательств дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Несогласие истца с оценкой имеющихся в деле доказательств, иное толкование истцом норм материального права о незаконности решения суда не свидетельствует.
Нарушений норм материального и процессуального права, в силу ст. 330 ГПК РФ влекущих отмену или изменение решения суда, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено, поэтому апелляционная жалоба истца Ефремова И.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 04 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ефремова И.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и на него может быть подана кассационная жалоба в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Курска в срок, не превышающий трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 октября 2024 года
Председательствующий
Судьи